2023‑й объявлен в России Годом педагога и наставника. Сформирован план мероприятий, который на региональном и федеральном уровнях вновь подчеркнет значимость профессии учителя, расскажет о выдающихся представителях педагогической профессии. «УГ-Москва» решила обратиться к знаковым для столицы людям, для того чтобы узнать, что вкладывает в понятие «наставничество» каждый из них. Ведь кроме основной работы они щедро делятся своим опытом и знаниями со школьниками.
Михаил ТЮРКИН, президент продюсерского центра «Динамо»:
– Наставничество – важнейший институт в системе образования. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – прекрасная русская поговорка. Наставник своим личным примером подталкивает ученика выбрать правильный путь в жизни, ближе ознакомиться с профессией, задать интересующие его вопросы, сверить часы. Без сомнения, институт наставничества надо использовать в воспитательном процессе. И качественно его развивать.
Арина ШАРАПОВА, телеведущая:
– Наставническая система – отличная. И она работает. Заинтересованность наставников в кураторстве школьников в смысле поделиться накопленными знаниями тоже очевидна. Незаинтересованные наставники в этой системе не появятся.
Евгений КАСПЕРСКИЙ, программист, глава АО «Лаборатория Касперского»:
– Надо еще в школе, где-то в средних классах, определиться с тем, что интересно, от чего действительно загораются глаза, чем хотелось бы заниматься во внеурочное время. Технологии, пчеловодство, лесничество – что угодно. Главное, чтобы это было ваше. Не знаю, как по-другому можно почувствовать себя счастливым. Вариант один: быть собой.
Кирилл БАБАЕВ, первый вице-президент Альфа-групп, и. о. директора Института Китая и современной Азии РАН, профессор:
– У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, даже если мы не называем их так, их роль в нашей жизни огромна. Большая удача, если встречи с такими людьми происходили уже с детства, когда закладываются основы личности. Эти встречи помогают детям сформулировать свое видение мира и предназначение в нем. Кому-то запомнится яркий художник, кому-то – известный предприниматель, государственный деятель или путешественник. От встречи могут остаться одна фраза, общее впечатление или просто искра интереса, но мы удивимся, как сильно они могут повлиять на сознание, определив судьбу человека на долгие годы вперед. Это и есть волшебство наставничества.
Кирилл ЩИТОВ, председатель Комиссии по безопасности, спорту и молодежной политике Московской городской Думы:
– Система наставничества в школах набирает популярность. На мой взгляд, у каждого учащегося должен быть наставник, который поможет преодолеть трудности, связанные с учебным процессом, в некоторых случаях – социализацией в коллективе, взрослением и сменой мировоззрения, выбором будущей профессии. В широком смысле наставник – старший товарищ и более опытный человек, который направит, поможет верно определить цель, а также подскажет кратчайший путь к ее достижению.
Рубен МАРКАРЬЯН, адвокат, главный редактор ЭСМИ «Закония»:
– Наставничество – явление, известное с античных времен, когда в гомеровской «Одиссее» Ментор с помощью богини Афины наставлял своего ученика Телемаха в трудных ситуациях. «Неформализованная передача опыта» – это советское определение наставничества довольно скудно отражает сущность того, что мы, наставники, стараемся делать в школе №1409. Наставник на заводе, например старший по возрасту слесарь, передает опыт работы со станком и по изготовлению деталей, что, безусловно, важно. Но мы ставим себе задачу повлиять на будущее, мы, общаясь с нашими «учениками», изменяем его. У наставника, передающего знания, опыт, мотивацию, настрой, есть уникальная возможность очутиться в машине времени и повлиять на среду, в которой будут жить наши собственные дети и внуки через годы и десятилетия. Ведь не бывает чужих детей, бывает окружение наших собственных.
Алексей КОМИССАРОВ, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей»:
– Совместная работа будущих ведущих управленцев России с сильными наставниками – важнейший этап формирования их лидерских качеств, которые будут востребованы во власти и бизнесе. Целью программы наставничества являются ускорение профессионального развития участников, подготовка к будущим задачам и карьерным переходам, поддержка в достижении целей.
Говорят школьники
Елизавета ГРЯКАЛОВА, ученица 11‑го медиакласса школы №1409:
– Я принимала участие в церемонии поднятия флага на самой первой торжественной линейке в нашей школе. Это почетное право предоставляется лучшим из лучших учеников школы. А петь наш гимн для меня всегда очень волнительно, каждый раз до мурашек по коже. Считаю это очень нужным нововведением, это настоящее воспитание патриотизма и любви к своей Родине.
Для учащихся медиапрофиля, где учусь я, были проведены серия встреч с наставниками и экскурсии в редакции СМИ, на профильные факультеты ведущих вузов.
Этой осенью мы, команда 1409‑й, приняли участие во встрече с министром просвещения России Сергеем Кравцовым, обсуждали школу мечты. В рамках встречи ребята предложили идею создания исторического музея в каждой школе для сохранения памяти наших предков.
Как известно, вводится новый формат подготовки к ЕГЭ – так называемые гибкие учебные планы. Лично мне очень импонирует это нововведение, потому что с его помощью я смогу получить итоговые оценки по биологии, астрономии, обществознанию, информатике и английскому языку уже в январе и сосредоточить все свои силы на подготовке к экзаменам по русскому языку, литературе и математике.
Михаил СОКОЛ, министр образования ученической думы «Новое поколение» школы №1409:
– Возглавив ученическое министерство, я сразу же выбрал приоритетные направления в работе. Это развитие индивидуального потенциала ребят, помощь в организации и проведении олимпиад, осуществление подготовки к таким экзаменам, как ОГЭ и ЕГЭ. И конечно же, разработка и поощрение предлагаемых инициатив.
В этом семестре удалось многое реализовать. Так, к примеру, в рамках нового проекта «Единство знаний», созданного на базе министерства образования нашей школы, неоднократно проводились встречи с известными людьми, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал ребят.
Для меня одним из самых запоминающихся событий стала встреча с министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым, когда он приезжал на день рождения школы, мы смогли обменяться крепкими дружественными рукопожатиями.
Глеб ПРЯХИН, глава департамента IT ученической думы «Новое поколение» школы №1409:
– Мы занимаемся внедрением передовых технологий в жизнь школы. Наш профильный класс дополнительно курирует «Лаборатория Касперского», специализирующаяся на разработке систем защиты от различных киберугроз. Соответственно, к нам постоянно приезжают авторитетные эксперты, такие как советник генерального директора компании по образовательным проектам Вениамин Гинодман. Такие встречи вдохновляют.
Сейчас особо ценятся практический опыт, разработки. А в школе с помощью проектной деятельности мы нарабатываем портфолио.
Комментарии