Между Школой математических и навигацких наук, учрежденной Петром Великим, и кадетской Навигацкой школой, учрежденной Правительством Москвы, пролегли три трудных российских столетия. Царь Петр в 1701 году заложил основу русского флота, современные юнги возрождают петровские традиции. В сентябре школа вновь приняла новичков: взлетел на флагштоке Андреевский флаг, взрослые кадеты под музыку оркестра ВМФ прошли четким маршем и дали клятву с честью окончить учебу. О том, как происходит обучение современных юнг в учреждении для мальчиков, мы попросили рассказать Сергея ЮРКЕВИЧА, в недавнем прошлом эксперта по совершенствованию государственного управления в Администрации Президента РФ, а ныне капитан-директора кадетской школы-интерната «Навигацкая школа».
Для меня это первый учебный год в роли капитан-директора. Предложение стало крутым разворотом в карьере, но принял его без раздумий. Сейчас как-то уходит прежняя патетика, наступает понимание, что страну нужно передавать поколению нравственно и физически здоровых людей. Я ориентируюсь на свою юность, например моей школы и педагогов, которые когда-то определили мою судьбу. Да, сегодня система обучения иная, но я считаю необходимым возвращение к прежнему фундаментальному образованию. Всю свою жизнь я могу разделить на государственную и морскую. По государственным проектам занимался совершенствованием госуправления: местным самоуправлением, федеративными отношениями, административной реформой и последние 6 лет электронным правительством. Однако есть у меня и морская история, мой морской стаж сейчас уже 13 лет при возрасте 38 лет, за спиной более 11000 миль под парусом в разных мировых акваториях. Квалификация – шкипер судна водоизмещением до 200 тонн без ограничения района плавания. Постоянно продолжаю учиться, в проекте «Русский морской корпус» долгое время был в одном лице и директором яхтенной школы, и инструктором, сейчас в Навигацкой школе также решил участвовать в работе яхтенной школы, так как это очень интересное и нужное дело. Профессия моряка вообще профессия выживания, важнее подготовки, чем управление парусным судном, для моряка нет. Поначалу современное кадетское движение многие воспринимали негативно, вроде бы ветераны-отставники создали для себя «теплые места» за счет детских судеб. На самом деле кадетское воспитание в России имеет очень серьезные корни, это основа государственного образования не только в патриотическом смысле – любой человек, служивший в кадетском корпусе, был патриотом, нынешнее кадетское комплексное образование позволяет готовить лучших представителей Отечества, а воспитание кадет – сложный процесс, тем более в современных условиях. Сложность в том, что в кадетские корпуса ребята поступают, как правило, после четвертого класса. Еще не так давно к нам приходили либо дети погибших военнослужащих, либо мальчики из неполных семей, но сейчас история начала меняться, все больше родителей приходят к пониманию, что ребенку нужно крепкое государственное образование и воспитание в духе государственности. Многие мои бывшие коллеги из Администрации Президента РФ привели своих детей в Навигацкую школу, причем это люди, имеющие возможность выбора. Чтобы вместо престижного колледжа, скажем, в Англии, отправить своего ребенка в кадетский корпус, нужно обладать некой гражданственностью, это значит, что эпоха иждивенчества в обществе уходит, люди понимают, что в этой стране им жить, от того, какое поколение встанет к штурвалу, зависит многое. Нашу Навигацкую школу часто называют Школой юнг, и это не просто так. Морские кадеты по своему статусу на корабле юнги. Британский флот, как и голландский, дал нашему флоту много традиций (нидерл. Jonge – «молодой»). У англичан младшие унтер-офицеры могли быть очень молодыми, совсем мальчиками, при этом они исполняли все обязанности младшего командного состава. Когда у наших курсантов проходят кругосветные практики в несколько тысяч миль на учебных парусниках «Крузенштерн», «Седов» или «Паллада», ребята состоят в звании юнги. Но и юнгой стать непросто, например Петр Первый сдавал экзамен голландским учителям, чтобы получить звание «каютного» юнги.Учебные парусники имеют свой «фильтр», немалую роль играют финансовые возможности родителей, но с этого года ситуация с кругосветками у нас будет другая. Мы планируем купить две подержанные крейсерские яхты, которые могут перевозить экипаж в восемь человек плюс старший офицер. Базироваться наш флот будет в Севастополе, там есть замечательный старейший в России Севастопольский яхт-клуб. Многое у нас находится еще в стратегических планах, хотим, например, устроить зимний сад силами попечительского совета, кадеты ведь находятся здесь круглый год, а моряки как никто ценят уют, уже начали реконструкцию кубриков, кстати, наши помещения имеют названия из морской терминологии: туалет – гальюн, кухня – кампус, пол – палуба. Поскольку в школе выполняют морские расписания, условия существования кадет должны быть приближены к условиям военно-морской базы или боевого корабля. Конечно, отчасти все это напоминает игру, но игру с особым воспитательным смыслом. Когда наша рота почетного караула марширует с карабинами Симонова, у сторонних наблюдателей невольно подкатывает комок волнения. Наша знаменная группа ходит с палашами – так называется морская сабля. В Севастополе курсанты проходят подготовку в бригаде морской пехоты, стреляют из всех возможных видов боевого оружия, в этом учебном году у курсантов будет практика в Туапсе в находящемся там подразделении специальной разведки ВМФ. Одна часть дня в школе посвящена учебе в соответствии с федеральным государственным стандартом, как в любой школе, вторая часть – изучению специальных флотских дисциплин: «Основы морской подготовки», «История морского флота», углубленный морской английский язык. Есть у нас и такие дополнительные дисциплины, как «Яхтенная школа», курсы судоводителя маломерного судна, тактическая подготовка – рукопашный бой, стрельба, греко-римская борьба. Без навигации моряком не станешь, естественно. Весной и осенью наша гребная флотилия спускается по Москве-реке, есть у нас и свой причал. Понятно, река – не море, поэтому основные тренировки проходят в Севастополе на базе Черноморского флота. Мы планируем удвоить для курсантов общий срок пребывания, причем это будет уже не комфортное проживание в помещении, а настоящая мужская жизнь в армейских палатках. Ребят ждет хождение на шлюпках и флотских крейсерских яхтах, несение вахт на боевых кораблях, только это придется заслужить. Кроме того, большая работа идет по эстетическому воспитанию, сейчас мы открываем духовой ансамбль, несколько лет существует кадетский хор, работают секции флористики, бальных танцев, обязательны для всех курсы этикета. Обучение в школе построено на совмещении любви и строгости: будущих моряков нельзя растить в муштре. Общеобразовательные предметы преподают женщины, многие педагоги имеют высшую категорию, а наши воспитатели – строевые офицеры ВМФ России в звании капитанов второго и третьего ранга с большим опытом работы с личным составом, подготовки учебных подразделений и службы на кораблях. Нам важно не просто довести ребят до выпуска, а сделать все, чтобы они за время учебы не разочаровались в морском профиле. Мы заключаем договоры не только с самыми уважаемыми военно-морскими институтами, но и с гражданскими вузами. Да, кадет может не стать военным офицером, но мы не хотим потерять в нем моряка, поэтому предоставляем возможность продолжать учебу в Московской государственной академии водного транспорта, Российской морской академии и Балтийской академии рыболовства. Но, как правило, следующим учебным этапом для наших ребят становятся, к примеру, Морской корпус имени Петра Великого, Тихоокеанский военно-морской институт, академии береговой охраны ФСБ или МЧС. Наша приоритетная задача – безопасность подростков. Я считаю, капитан не имеет права на звание, если перед выходом в море не убедился в безопасности экипажа и судна, поэтому мы часто отрабатываем занятия по различным тревогам: пока дневные пожарные эвакуации, скоро перейдем на ночные внезапные эвакуации. У ребят есть задания, мы их называем расписанием. Есть расписание по заведыванию, по приборке, аварийные расписания, боевые, что очень важно для моряка, в будущем морского офицера, учим их жить по корабельным правилам, что сплачивает. Словом, делаем все, чтобы парни вышли из стен школы не просто моряками, а фундаментально подготовленными людьми, особенное значение придаем занятиям по русскому языку и литературе. Российские морские офицеры и в имперские, и в советские времена всегда были цветом русского общества. А как мы представляем себе морского офицера? Это высокообразованный человек, владеющий несколькими языками, ориентирующийся в изящных искусствах, великолепный специалист. Нужно стремиться к идеалу недавнего прошлого. Сейчас мы находимся в процессе создания фонда в проекте «Русский морской корпус» для привлечения в школу внебюджетного финансирования, кстати, проект «Русский морской корпус» был создан ровно 10 лет назад людьми, близкими к Администрации Президента России, для поддержки флота. Уже тогда было понимание, что флот – большой стержень российской государственности. Попечительский совет, в который вошли представители Русской православной церкви, Администрации Президента РФ, Государственной Думы РФ, главного штаба ВМФ, возглавил потомок династии российских офицеров князь Зураб Чавчавадзе. История семьи Чавчавадзе – история людей чести, мы рассказываем кадетам о том, что претерпела семья Зураба Михайловича, вернувшись из эмиграции: после смерти Сталина его отец принял решение вернуться, хотя и знал, что его ждет на родине. Сколько границ они перешли на пути в Россию, агентами скольких разведок их признали, но лагеря не изменили их отношения к России. Примером для кадет служат и судьбы ветеранов-моряков. Еще живы члены героического экипажа подлодки К-19, мы поддерживаем с ними контакты, живы ветераны – участники обороны Севастополя, есть среди наших друзей и те, кто бился за героическую 35-ю. С ветеранами мы вообще в постоянном общении, хотим создать для них что-то вроде субботнего клуба, купили вот угольные самовары, есть у нас полевая кухня, так что макаронами по-флотски угостить сможем всегда. Неразрывность морского братства сохраняется именно через связь поколений, а любовь к морю с возрастом не проходит. Хорошая фраза была вложена в советском фильме в уста капитана Немо. На вопрос, любите ли вы море, он ответил: я здесь живу. Мы тоже живем морем. И когда педагоги видят воспитанников на борту, они понимают, что морское братство пополнилось. Конечно же, мы планируем возвращаться ко всем традициям, которые были заложены при Петре, сохранялись долгое время еще в советском флоте, но, к сожалению, в Российском флоте были незаслуженно забыты. Русский флот силен наставничеством и духом братства, недаром его уважают во всем мире. Я часто общаюсь с коллегами из королевского военно-морского корпуса Великобритании, они очень серьезно относятся к истории русского флота, как и не имеющий предыстории американский флот. В ноябре нас ждет церемония кадетской присяги. Новобранцы получат бескозырки и право называть себя настоящим морским юнгой.
Комментарии