search
main
0

Навигаторы и Интернет географию не отменяют. Почему падает интерес к науке о Земле

В течение двух октябрьских дней в Москве работал Всероссийский съезд учителей географии, организаторами которого стали Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, географический факультет МГУ, Русское географическое общество и Всероссийская ассоциация учителей географии.

Фонвизинский Митрофанушка считал, что знать географию необязательно: куда нужно, отвезет извозчик. Сегодня не только дети, но и взрослые не стремятся приобретать географические знания – есть навигаторы, такси, самолеты и Интернет, где всю информацию можно найти в течение нескольких минут. Такое отношение к науке наук, как считают педагоги, приводит к курьезам: например, автор учебников по географии Владимир Максаковский рассказал, что на телепередачах участники и ведущие делают огромное количество ошибок. Декан географического факультета МГУ Николай Касимов искренне сожалел, что издательства экономят на научных редакторах, в результате многие проблемы преподавания географии в школе связаны с низким уровнем качества учебников, подчас содержащих до 100 ошибок, они скучны, это своего рода справочники, которые к тому же иногда содержат немало устаревших сведений, именно поэтому РАН не рекомендует к изданию значительное число учебников по географии.Эти и другие факты неправильного отношения к географии были приведены во многих выступлениях на съезде, участники которого обсуждали состояние и перспективы развития школьного географического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Этот съезд самым существенным образом отличался от предыдущих учительских съездов, проходивших в МГУ. В стандартах отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. К сожалению, практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канула в Лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии.Во-первых, его провели в главном здании университета в непосредственной близости от географического факультета, где до начала прошли заседания ученого совета Русского географического общества и УМО по педагогической географии.Во-вторых, съезд состоялся в Культурном центре МГУ, реконструкция которого завершилась совсем недавно. Для коллектива преподавателей и студентов университета это событие почти как открытие Большого театра, ведь в уютном зале центра на протяжении многих лет проходили замечательные события, на его сцене дебютировали питомцы МГУ, ставшие в дальнейшем известными деятелями культуры и искусства, здесь встречались со студентами выдающиеся ученые. В-третьих, это был первый из прошедших съездов, на котором не стоял вопрос о создании ассоциации – такая общественная организация учителей географии была создана 15 лет назад и уже накопила значительный опыт работы. Ассоциацию возглавляет профессор, доктор наук и учитель географии московской школы №1306 Александр Лобжанидзе, который посвятил свое выступление роли профессионального сообщества в реализации задач географического образования. Александр Александрович порадовался, что за 15 лет ассоциация провела множество научно-практических конференций в регионах, в Москве и Питере, но попенял коллегам, что маловато они вносят предложений по различным поводам, а между тем именно профессионалы могут многое изменить и в преподавании, и в отношении общества к географии. Исправлять есть что, и об этом очень серьезно говорил в своем докладе ректор МГУ, академик РАН Виктор Садовничий: «География в этом контексте среди остальных школьных предметов оказалась в сложном положении. Традиционно в предыдущих проектах стандарта, в том числе и второго поколения, она относилась (и отнесена в нынешнем стандарте) к блоку общественных дисциплин. Но по сути (да и само слово «география» на это указывает), этот предмет стал наукой о Земле. Да, за рубежом существует так называемая гуманитарная география, которая действительно относится к циклу общественных дисциплин. Но в условиях российского образования география на две трети состоит из курсов, являющихся науками о Земле. И речь идет не только о естественно-научных знаниях, но и о методах преподавания географии. К примеру, в стандартах отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который в первую очередь необходимо сделать неотъемлемой составляющей школьного географического образования. К сожалению, практика дальних походов и экспедиций школьников по родной стране канула в Лету, отсюда и снижение интереса к практической составляющей географии. К проблемам следует отнести и недооценку предмета «География» как такового. В старших классах основное внимание уделяют предметам, важным для поступления в вузы, а среди них география – явный аутсайдер. Между тем география XXI века – одна из основных наук об окружающей среде, необходимых для решения глобальных, региональных и локальных экологических проблем, это единственный школьный предмет, реализующий междисциплинарный подход, интегрирующий знания естественных и общественных наук». Роман Вильфанд напомнил, что когда-то на территории школ были небольшие метеостанции и школьники могли наблюдать за изменениями в климате. Конечно, хорошо было бы снова установить такие станции, но есть проблемы: первая – где найти на это деньги, вторая – как найти время в расписании на такие занятия, если на географию часто отводят всего один час в неделю, третья – как защитить станцию от вандализма.Знаменательным было участие в съезде учителей президента Русского географического общества, министра МЧС Сергея Шойгу. (Как известно, попечительский фонд РГО возглавляет сам Владимир Путин.) Министр продемонстрировал в своем докладе глубокое знание проблем школьного географического образования, отметив, что «Русское географическое общество всегда уделяло внимание повышению престижа географии, ее статуса в школе. Школьную географию члены РГО, а среди них было много выдающихся ученых, всегда рассматривали как фундаментальную основу для высшего образования и отечественной географической науки». (В фойе, где были представлены различные издательства, СМИ, а среди них в первую очередь «Учительская газета», изучая стенды РГО, можно было убедиться, как в самом деле серьезна поддержка, которую оказывает общество школам. Множество грантов помогали ребятам отправляться в экспедиции, вести исследования, изучать свою Родину.)  Сергей Кужугетович напомнил, что сразу после победы СССР в Великой Отечественной войне вышло постановление правительства «О преподавании географии в начальной и средней школе», в котором были намечены конкретные меры, предусматривавшие широкое распространение географических знаний во всем советском обществе, развернутая и комплексная программа географического образования в самой школе: «В соответствии с постановлением преподавание географии вели вплоть до седьмого класса школы, на географию выделяли семнадцать часов в неделю, предусматривали организацию многочисленных кружков и секций для внеклассных географических занятий, было создано также Издательство географической литературы, выпускавшее как специализированные книги и справочники, так и обширную познавательную литературу для юношества. Но в 90-х годах в явном загоне оказалась школьная география, оттесненная на обочину среднего образования».Сергей Шойгу посетовал, что все меньше выпускников школ выбирают географию для сдачи ЕГЭ, по его мнению, это связано с невостребованностью важного школьного предмета среди дисциплин, необходимых для поступления. Отрадно, что Шойгу ознакомил участников съезда с намерениями РГО: «Мы готовы подключаться к решению конкретных вопросов школьного образования. Мне известно, например, что в школах не хватает географических пособий – карт, атласов, справочников и других необходимых для полноценного образования учебных материалов. Некоторые из них содержат устаревшую, а подчас и неверную информацию, что, естественно, надо исправлять. При непосредственном участии РГО в настоящее время реализуют проект «Новые карты России». Мы готовим к изданию серию комплексных региональных атласов. Эти материалы обеспечат образовательные учреждения, да и всех заинтересованных граждан актуальным картографическим материалом. Русское географическое общество также помогало и будет помогать педагогам-энтузиастам, занимающимся проведением всероссийских и международных олимпиад по географии для школьников. Нам приятно, что это дает свои результаты. В 2011 году российская команда достойно проявила себя на международной арене, получив золотую медаль на международной олимпиаде в Сан-Франциско. Другое важное направление – содействие Русского географического общества разработке современных стандартов образования. Вместе со специалистами, преподавателями средних школ мы готовы обсуждать как настоящее, так и будущее школьной географии, ее ориентиры и перспективы. И не только обсуждать, но и участвовать в реализации совместных программ. 80 тысяч преподавателей географии, работающих сегодня в школах, – это большая сила. Они многое могут сделать для улучшения образования и воспитания подрастающего поколения, тех, кто завтра будет определять будущее нашей страны». Еще одним отличием этого съезда от прежних стало проведение одного за другим нескольких тематических пленарных заседаний, которые стали своеобразным повышением квалификации учителей. В первом тематическом заседании «Современная география и географическое образование» чрезвычайно интересным было выступление Владимира Максаковского, который проанализировал реформы образования, проследил их связь с качеством изучения различных школьных предметов, в том числе географии. Владимира Павловича зал приветствовал стоя: он с трудом дошел до трибуны, но стоял за ней твердо и прочно, ясность мысли и точность формулировок были необычайными. Для пленарного заседания «Современное состояние географической науки» были приглашены интересные люди: директор ИГРАН, вице-президент РГО Владимир Котляков, сенатор Валерий Сударенков и директор Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации Роман Вильфанд. Их выступления были очень значимыми. Котляков говорил о географии как о важнейшей науке об окружающей среде, Сударенков – о ландшафте в формировании географической культуры школьника. Но самым неожиданным было выступление Вильфанда, который рассказал о гидрометеорологии, что нынче может дать школьникам много практических знаний и навыков. Кстати, Роман Вильфанд напомнил, что когда-то на территории школ были небольшие метеостанции и школьники могли наблюдать за изменениями в климате. Конечно, хорошо было бы снова установить такие станции, но есть проблемы: первая – где найти на это деньги, вторая – как найти время в расписании на такие занятия, если на географию часто отводят всего один час в неделю, третья – как защитить станцию от вандализма.Третье пленарное заседание, посвященное проведению олимпиады школьников по географии и проблемам географического образования в РФ, предшествовало заседанию множества секций. Участники секционных дискуссий высказали свое мнение о современных технологиях и методах географического образования, содержании и стандартах, о практических составляющих образования, его информатизации и качестве, а также о педагогическом образовании, повышении квалификации, профессиональных сообществах учителей географии. Они внесли предложение о том, что наряду с предметом «История Отечества» должен быть и предмет «География Отечества».Завершило съезд еще одно пленарное заседание – «Общественная миссия географии», на котором участники съезда подвели итоги работы съезда и наметили планы работы ассоциации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте