В последние два десятилетия в системе образования постоянно происходили процессы реформирования и модернизации. Разрабатывались новые учебники, программы учебных курсов, пособия, использование которых было направлено на повышение эффективности образовательного процесса. Многие учителя и методисты, понимая необходимость обновления системы общего среднего образования, активно участвовали в апробации и внедрении новых учебников и пособий. Подходя к этому процессу с энтузиазмом, педагогическим опытом и творчеством, в ряде случаев помогали авторам совершенствовать издания, создавали методические рекомендации по их использованию в практике обучения, становясь соавторами учебно-методического комплекта. Почему же успешные ученики не всегда становятся успешными взрослыми? Почему качество российского образования, когда-то считавшееся лучшим, уже многие годы не имеет тенденции к повышению? Cлово директору по тематическому планированию издательства «Дрофа», автору учебников, кандидату педагогических наук,члену-корреспонденту РАЕН Владиславу Ивановичу СИВОГЛАЗОВУ.
К сожалению, приходится констатировать, что в целом в нашем образовании далеко не все гладко. Об этом свидетельствуют результаты международных исследований PISA (у российских школьников по математике 29-е, по иностранному языку (понимание текста) 32-е и по естественным наукам 24-е место из 40 стран – участниц исследования). Удручающая картина результатов и единого государственного экзамена.
На наш взгляд, современная методология обучения со всей совокупностью поставленных целей, выбора подходов и приемов откровенно отстает от динамично развивающегося мира, требующего от человека иного мышления, иного получения и восприятия огромного потока информации. А следовательно – иного содержания, методов и средств его обучения.
Современные УМК требуют реализации новых авторских методик в практике обучения, с тем чтобы получение знаний не было скучным и рутинным, рассчитанным на «среднего» ученика. В этих условиях способные ребята быстро теряют интерес к предмету, а слабые все равно не в состоянии усвоить учебный материал. Очевидно, что на смену традиционному подходу к обучению должны прийти личностно-ориентированные технологии, позволяющие индивидуально подходить к каждому ученику, выстраивать для каждого свою траекторию обучения.
Современные дети и учителя уже прекрасно владеют навыками работы с компьютерами, школы в большинстве своем оснащены такой техникой. Не случайно поэтому сегодня все больше возрастает роль электронных носителей информации, УМК пополняются мультимедийными средствами обучения, которые позволяют изучать объекты и явления в динамике, организовать виртуальный диалог, изучать предмет на различном уровне сложности.
Что же сегодня предлагает издательство «Дрофа»?
В рамках инновационного проекта «Образование» мы выпустили принципиально новый учебно-методический комплект по биологии «НАВИГАТОР».
Он позволит учителю:
– перейти на качественно новый уровень обучения учащегося с использованием компьютерной техники и информационных технологий;
– обеспечить эффективными инструментами подготовки и проведения всех видов учебных занятий;
– планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащегося и уровня их подготовки (выстраивание индивидуальных траекторий обучения);
– стимулировать познавательную активность учащихся в процессе изучения учебного материала.
Наличие разнообразных материалов для оценки качества обучения позволяет оперативно проверить знания и корректировать работу учащегося;
УМК создает условия для организации дистантного обучения.
Он позволит учащимся:
– качественно усвоить учебный материал на уровне обязательного минимума содержания биологии Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
– повысить интерес к изучаемому предмету, помочь в подготовке к сдаче единого государственного экзамена, поступлению в вуз, в том числе и с использованием ЕГЭ;
– расширить знания по изучаемому предмету;
– подготовить сообщения и рефераты;
– заниматься вне школы как по индивидуальным заданиям учителя, так и в процессе самостоятельного изучения учебного предмета, проводить самостоятельные исследования и эксперименты;
– освоить современные технологии получения информации и обучения.
К новому 2008-2009 учебному году в «Дрофе» вышел УМК «НАВИГАТОР» по биологии для 6 класса, автор Н.И.Сонин. Все компоненты УМК взаимосвязаны, учебник-навигатор координирует их использование на разных этапах изучения учебного материала. Всего в состав входят: учебник-навигатор «Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс»; мультимедийное приложение к учебнику-навигатору; тетрадь для лабораторных работ; тетрадь для проверки качества знаний; альбом-задачник «Твои открытия»; методическое пособие для учителя.
Основой УМК является учебник-навигатор. Он содержит «базовый» теоретический материал, необходимый для изучения в рамках обязательного минимума Федерального компонента государственного образовательного стандарта, и навигационную систему, позволяющую моделировать урок в рамках выбранной учителем технологии обучения. «Навигационная система» представляет собой алгоритм действий, следуя которому, можно изучить и проверить усвоение изучаемого материала на разных уровнях сложности, составить свою траекторию получения знаний. Каждый параграф учебника содержит указания, где на диске можно найти дополнительную информацию на данную тему. Цветом выделены термины, после которых указаны символы, обозначающие, какой дополнительный материал к ним содержится на диске. Цвет также указывает на обязательность усвоения этих терминов. Таким образом, учебник может использоваться не только как классический печатный носитель информации, но и как главный компонент УМК «Навигатор».
Учебник-навигатор ориентирует учащихся на системное использование всех компонентов УМК как на бумажных, так и на электронных носителях.
Мультимедийная составляющая на CD-ROMe является неотъемлемой частью УМК. В его состав входит большой набор информационных и иллюстративных объектов (рисунки, слайды, анимации, видеофрагменты, слайд-шоу, объемные модели, схемы), объекты интерактивного взаимодействия и средства автоматической проверки знаний. Система навигации определяет необходимый минимум зрительных объектов, а также предоставляет возможность значительно расширить границы иллюстративного зрительного ряда.
Диск включает основной и дополнительный текстовой и иллюстративный материал, лабораторные и проверочные работы, а также приложение, содержащее список рекомендуемой для чтения литературы и биологический словарь.
УМК предоставляет широкие возможности для использования его в учебном процессе. Это могут быть традиционные уроки с демонстрацией иллюстраций на экране, а также уроки-лекции, уроки-семинары, комбинированные уроки и другие. УМК удобен при использовании на уроке различных форм познавательной деятельности учащихся: в группе, парно, индивидуально.
Комплект предоставляет учащимся возможность самостоятельно изучать как отдельные пропущенные темы, так и весь курс в целом.
Важно отметить, что УМК можно использовать при различном оснащении кабинета биологии, как при наличии в кабинете одного компьютера или интерактивной доски, так и при помощи компьютеров на каждом рабочем месте.
Учебно-методический комплект дает огромные возможности для реализации творческого потенциала учителю и для развития интеллектуального потенциала и интереса к изучаемому предмету ученику.
Желаем удачи учителям и ребятам! Надеемся, что наш «Навигатор» поможет сделать обучение еще эффективней, изучение предмета интересней, а полученные знания шире и качественнее.
Комментарии