Тридцать тысяч советников по воспитанию работают в нынешнем учебном году в школах, техникумах и колледжах нашей страны. Предложенная Министерством просвещения в 2021 году новая должность изначально многим казалась искусственной и не раз подвергалась критике, но сегодня отношение к ней изменилось.
По мнению министра просвещения РФ Сергея Кравцова, советник директора по воспитательной работе не кто иной, как «проводник в мир возможностей, которые открывает государство для каждого ребенка». А еще он «наставник, помогающий объединить школьный коллектив в дружную команду и выстроить личную траекторию развития каждого подростка».
А вы знаете, сколько сегодня у молодежи возможностей для развития личных траекторий? Одна только «Большая перемена» чего стоит! Можно придумать свой проект, победить с ним на конкурсе, а в качестве приза получить поездку-путешествие через всю страну на поезде! Или миллион рублей заработать, что, согласитесь, тоже неплохо. А ведь проект «Большая перемена» всего лишь часть Общероссийского движения детей и молодежи «Движение первых», созданного в июле 2022 года. Оно объединило сотни воспитательных программ и активностей школьников и студентов, существовавших до этого в нашей стране, в том числе такие известные организации, как «Юнармия» и «Российское движение школьников». Обо всех проектах, конкурсах и квестах, в которых сегодня может участвовать школьник (начиная с первого класса и до окончания учебы в колледже или техникуме), должен знать советник директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями (таково полное официальное название должности), а главное – уметь вовлечь в эти проекты детей и помочь им выстроить личную траекторию развития.
В прошлые годы – 90‑е, нулевые, десятые – детские общественные организации и движения тоже существовали, вот только внимания им уделялось гораздо меньше, да и жили они каждое само по себе. Сегодня появилась законодательная и административная поддержка на самом высоком уровне – наблюдательный совет «Движения первых» возглавляет Президент РФ. Соблюдено и еще одно решающее условие существования организации – предоставлено централизованное и очень объемное финансирование в 19 миллиардов рублей ежегодно.
Ответов на волнующий вопрос, почему государственное внимание к воспитанию подрастающего поколения активно проявило себя именно в 2022 году, немало. Но роль школы сегодня изменилась, теперь главное – не рассуждать, а выполнять и добиваться создания единого воспитательного пространства. Сами педагоги – советники по воспитанию говорят, что в их работе многое зависит от учителя, но вне этой системы, которая создана сейчас, вне проекта педагог мало что смог бы сделать один. Особенно это чувствуется в небольших сельских школах, где все на виду – и ученик, и учитель.
О том, как работается советникам по воспитанию в сельских школах, мы попросили рассказать Ирину Бородину, советника директора по воспитательной работе Нижнекорочанской школы Грибановского района Воронежской области, и Ольгу Андрееву, учителя русского языка, литературы, истории, обществознания Школы имени Елены Лосевой села Селитренного Харабалинского района Астраханской области. Школы действительно небольшие: в Нижнекорочанской 213 учеников, в школе села Селитренного их 137.
Ирина Николаевна работает в школе 30 лет, вначале была вожатой и педагогом-организатором, сейчас ведет немецкий язык в классах с пятого по одиннадцатый и плюс к этому уже на протяжении 28 лет классное руководство. У Ольги Сергеевны стаж поменьше – в школе восемь лет, предметов ведет побольше, классное руководство сразу в шестом и десятом классах. Для сельской школы это не редкость, но, как говорит Ольга Сергеевна, она сначала даже боялась: не понимала, как можно руководить двумя классами одновременно и в должной степени уделять всем внимание. И тогда ей на помощь пришли старшеклассники, которые предложили идею наставничества над младшими. За каждым старшеклассником закрепили по нескольку шестиклассников, так как их 18 человек, а в десятом всего шесть.
– Суть такого наставничества, – поясняет Ольга Андреева, – в помощи и поддержке младших товарищей. Два месяца назад моя жизнь перевернулась с ног на голову, нельзя сказать, что до этих событий я жила какой-то размеренной, спокойной жизнью, нет… В сентябре я взяла в руки обычный оранжевый самолетик «Навигатор», который является эмблемой и символом проекта «Навигаторы детства», и началось! Вместе с ним я путешествую по ярким страницам школьных событий, а их немало! Иной раз кажется, что мне, как и моим ученикам, всего шестнадцать и я застряла в этом возрасте. За это время я научилась танцевать, петь, красить, клеить, рисовать, придумывать и снимать видеоролики. И все это делать в один день в промежутках между семью уроками. А еще я много смеюсь, можно сказать, 24 на 7, потому что в этой работе без юмора и улыбки никуда! Признаюсь, если отмотать время на два месяца назад, я бы, не задумываясь, сказала, что согласна на все это! Советник – это интересно, если в тебе все еще живет ребенок, если он все еще мечтает и готов реализовывать эти мечты в рамках своей школы, если готов отдавать свою энергию, вести за собой и открывать новые горизонты! Должность советника по воспитанию я совмещаю с должностью учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, а после уроков руковожу эстрадно-хореографическим ансамблем «Созвездие» и медиацентром «Рост».
Медиацентр – это моя отдушина. Он был создан в сентябре этого года, но уже успел оправдать свое название. Сегодня мы команда единомышленников, ребят и педагогов, которые хотят создать информационное пространство в своей школе. Важно, чтобы все ученики, учителя, родители знали о тех событиях, интересных фактах, которые происходят в школьном сообществе. И обязательно в команде должен быть педагог, который объединит всех ребят, всю команду медиацентра и сможет повести за собой. В этом я вижу свою задачу.
Я начинающий советник, но одно поняла точно: если вам захотелось веселья, то пора обратиться к советнику. Ведь советник – это человек-праздник! Ежедневно через меня проходит множество мероприятий: День знаний, Международный день распространения грамотности, День работника дошкольного образования, День туризма, Международный день музыки, День учителя, День защиты животных, День народного единства, День матери и т. д.
Ко всем праздничным датам мы с ребятами готовим концерты, увлекательные челленджи, квесты, флешмобы, акции. Для меня самым ярким и масштабным было мероприятие, посвященное Дню народного единства. Ведь сейчас, как никогда, мы должны говорить о силе единства нашего народа, об исторической памяти и уроках прошлого. Любовь к России в нас живет веками, и она должна быть в тех, кто после нас придет!
В рамках патриотического воспитания мы каждый понедельник на общешкольной линейке торжественно поднимаем флаг нашей страны и поем гимн, а после идем на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Хочу отметить, что эти беседы нашим школьникам очень полюбились. Ребята сами предлагают свою помощь в проведении бесед и активно в них участвуют.
По четвергам у нас проводятся занятия, направленные на профориентацию, «Моя Россия – мои горизонты». Ведь очень важно, чтобы ребята начиная со школьной скамьи имели представление о мире профессий и уже на начальном этапе могли определиться в своем выборе. Считаю, что с появлением должности советника ребята обрели друга и наставника.
Подводя небольшой итог, скажу так. У меня есть команда медиацентра, которая помогает освещать школьные события и мотивирует ребят принимать активное участие в жизни школы. У меня есть прекрасная команда педагогов, которые идут рядом со мной, ведь одной реализовать такое количество мероприятий и событий просто не представляется возможным! И самое главное – у меня есть желание быть частью этого маленького школьного мира и делать его лучше, а жизнь ребят – красочной и насыщенной событиями и эмоциями.
Разговор продолжает Ирина Бородина:
– Мне было интересно оказаться частью масштабного проекта «Навигаторы детства», я приняла участие в конкурсе «Навигаторы 3.0» и стала победителем. Одной из основных задач работы советника является реализация программ по воспитательной работе. Высококвалифицированные специалисты ФГБУ «Росдетцентр» предлагают нам необходимые методические рекомендации, материалы для организации событий различной направленности. В качестве советника я помогаю детям развивать социальные инициативы, организовывать интересную и яркую внеурочную деятельность, осуществляю их успешную социализацию, вовлекаю в общественные инициативы.
Передо мной стоит задача быть проводником федеральных детско-молодежных событий. Не только знакомить ребят с проектами и возможностями, которые им предоставляются, но и стать наставником для детей, участвующих в этих проектах.
Я как советник направляю деятельность объединений, которые существуют на базе школы, – волонтерского, экологического, театрального, туристического, юнармейского. Помогаю организовать деятельность школьного музея, а также участие обучающихся начальной школы во Всероссийском проекте «Орлята России», который направлен на формирование сплоченного коллектива, на воспитание активных граждан нашей страны.
Удачным для нас было участие во Всероссийском проекте «Университетские смены». Успешно пройдя конкурсный отбор, две ученицы нашей школы – Мухаё Сатторова и Виктория Тарабрина – стали победительницами. На весенних каникулах Мухаё в качестве студентки побывала в Липецком государственном педагогическом университете, а Виктория на летних каникулах – в Смоленском государственном университете спорта. Также Мухаё Сатторова приняла участие в конкурсном отборе на Всероссийский форум лидеров ученического самоуправления «Вектор УСпеха». Стала победителем и провела незабываемое время в ВДЦ «Артек».
Кроме этого, команда учеников четвертого класса – участников проекта «Орлята России», вместе с учителем-наставником Юлией Ныровой стали победителями конкурсного отбора и участниками смены «Содружество орлят России» в ВДЦ «Орленок».
Но самая главная победа – это победа детей над своими страхами, неуверенностью в себе. Когда дети сами находят для себя интересные проекты, конкурсы, учатся работать в команде, радоваться чужим успехам, тогда понимаешь, что все не зря. И жизнь наполняется смыслом, когда дети говорят: «Можно я с вами? Я тоже хочу!»
Наша успешная работа – результат совместной деятельности с администрацией школы, директором Еленой Николаевной Верещагиной и ее заместителями Еленой Константиновной Мячиной и Ольгой Александровной Тюриной, а также с муниципальным координатором проекта Верой Степановной Ельчаниновой.
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии