search
main
0

Навигатор качества. Критериев и показателей много не бывает. Мало – тоже

​В Москве завершена выверка ежегодного рейтинга вклада школ в обеспечение качественного образования: школы внимательно ознакомились с количеством баллов, начисленных им столичным Центром педагогического мастерства, который осуществляет техническое обеспечение рейтинга в соответствии с критериями, утвержденными Экспертным советом по государственной программе Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)».

Работа по составлению рейтинга школ в Москве продолжается уже несколько лет, и отношение к нему менялось, по мере того как в положении о рейтинговании появлялись те или иные критерии. Когда все началось, таких критериев было всего два –  результат сдачи ЕГЭ и количество победителей на Всероссийской олимпиаде школьников. Составление рейтинга на основе этих двух критериев тогда вызвало шквал возмущений. Критики были недовольны, во-первых, тем, что критериев мало, во-вторых, что выбраны именно эти критерии, в-третьих, что нет учета  размера школы, дескать, маленькие и большие школы уравнены в своих показателях, и это неправильно, нужно ввести поправочные коэффициенты. Но министр образования Москвы Исаак Калина  под шквалом критики не дрогнул, и для рейтинга в столице использовали  именно эти показатели. (Кстати, позже критики были посрамлены неожиданным образом: для первого рейтинга российских школ были выбраны все те же два критерия плюс  показатель их доступности для различных групп населения.) А дальше год от года появлялись все новые и новые показатели деятельности школ для составления рейтинга, но оставался неизменным один основополагающий принцип – критерии рейтинга разрабатывали так, чтобы они  не провоцировали школы избавляться от неуспешных учеников ради занятия более высоких позиций. Очень важно понять, зачем в Москве решили составлять рейтинги школ. Прежде всего для того, чтобы на основе измеряемых показателей дать независимую, общепризнанную, объективную оценку деятельности  образовательных организаций, потому что отчитываться о работе, красиво описывать свою деятельность и ее результаты школы уже научились, более того, порой чем хуже результаты, тем красочнее и привлекательнее описание этой работы. А тут изначально все построили на таких показателях, которые получены независимо от школ, каких-то приукрашиваний и по которым можно судить не о всей работе, но точно о вершине деятельностного айсберга. Что происходило за прошедшие четыре года и что происходит в этом году?  Очень интересная картина: с одной стороны, рейтинг фиксирует результаты деятельности, с другой – он подталкивает школы и их коллективы на работу последовательно по одному, другому, третьему направлению. Постепенно к результатам сдачи ЕГЭ и участия во Всероссийской олимпиаде прибавились результаты сдачи ОГЭ, потом результаты  прохождения добровольных  и независимых  предметных и метапредметных  диагностик в 4-х и 7-х классах, затем факт возникновения в  больших школах дошкольных отделений. Поскольку  критерии рейтинга объявляют  заранее,  школы уже понимают, на что им надо обратить внимание.  В результате получается, что,  во-первых, рейтинг фиксирует уровень, достигнутый школой по  установленному сегменту деятельности, во-вторых, инициирует ее работу по тем или иным направлениям, в-третьих, становится  своеобразным навигатором  качества образования для родителей, которые выбирают образовательную организацию для своих детей и могут ориентироваться на  его объективные показатели. Одним из важных   результатов  московского рейтинга стало то, что школы, признанные лидерами в одном году, как правило, не сдают своих лидерских позиций в дальнейшем, лидируют в российском рейтинге, это говорит прежде всего об объективности и качестве составления  рейтинга  столичных школ. Отрадно еще и то, что Правительство Москвы отмечает работу школ-лидеров весомыми грантами в несколько миллионов рублей, и эти деньги идут на поощрение педагогических коллективов, которые  добиваются высоких показателей качества работы.Какие же показатели установлены в этом году для составления рейтинга столичных школ и могут стать примером для составления рейтинга школ в регионах России? Показатели эффективности работы школы по обеспечению качественного массового среднего образования:- за каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал не менее 220 баллов, начисляют 1 балл;- за каждого учащегося, который по каким-либо трем предметам на ЕГЭ набрал от 190 до 219 баллов, начисляют 0,5 балла;- за каждого учащегося, который по трем предметам ОГЭ в сумме набрал не менее 12 баллов (по рекомендованной ФИПИ 5-балльной шкале), школе причитается  0,25 балла.Если были обучающиеся, удаленные с ЕГЭ, балл, набранный школой по результатам ЕГЭ, умножается на коэффициент, который вычисляют по формуле:                 5 х Количество  удаленныхКуд = 1 –  ________________________              Количество  выпускниковПоскольку в этом году ЕГЭ в Москве провели с соблюдением суперчестности, этот коэффициент, по мнению руководителя Московского центра педмастерства Ивана Ященко, не очень повлияет  на результаты  общего количества баллов школ.Показатели эффективности работы школы по созданию условий по развитию талантов максимального количества учащихся учитывают результаты участия школ во Всероссийской (заключительный и региональный этапы) и Московской предметных олимпиадах школьниковМаксимальный результат каждого  школьника  по каждому предмету учитывают один раз, а  участие в олимпиаде  одного школьника учитывают не более чем по двум предметам:-  за призера Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады  школе дают  1 балл; –  за победителя Московской олимпиады или регионального этапа Всероссийской олимпиады –  3 балла; –  за призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады – 5 баллов; –  за победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады – 10 баллов.Показатели эффективности работы школы по обеспечению качества знаний, подтверждаемого внешней оценкой, учитывают результаты  итогов проведения независимых предметных и метапредметных диагностик:- по каждому предмету за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских диагностиках по результатам обучения в 4-х и 7-х классах,  установлено  0,01 балла;- за каждого учащегося, преодолевшего установленный порог в общегородских метапредметных диагностиках в 4-х и 7-х классах, – 0,01 балла.Показатели результативности работы дошкольных отделенийВ  этом году  показатели учитывают количество дошкольников, которых обучали по программе дошкольного образования на базе школы и   которые перешли по заявлению родителей в первый класс этой же школы. Таким образом, критерий побуждает школы воспитывать своих  первоклассников в собственных дошкольных отделениях и  тем самым заранее закладывать качество  образования в школьных отделениях.За каждого переведенного из дошкольного отделения в 1-й класс той же образовательной организации школа получает  0,06 балла.Не менее, чем учебные результаты, важны для системы образования и другие показатели, отражающие работу школы по развитию разносторонних способностей и талантов детей, формированию у них адекватного отношения к миру и себе в этом мире, а также способность школы работать с детьми разных категорий.Показатели эффективности работы школы по профилактике правонарушений:- за каждого ученика 7-11-х классов, не совершившего правонарушений в течение учебного года, школе дают  0,001 балла;- за каждого ученика 7-11-х классов, состоящего на внутришкольном профилактическом учете (по согласованию с управляющим советом),  но не совершившего правонарушений в течение учебного года, – 0,005 балла;- за каждого ученика 7-11-х классов, состоящего на профилактическом учете в органах внутренних дел,  но не совершившего правонарушений в течение учебного года, – 0,1 балла.Каждого ученика учитывают по этим параметрам один раз.Показатели эффективности работы школы  с обучающимися, имеющими особые образовательные потребностиБаллы, начисленные за детей-инвалидов (по показателям ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, диагностикам, дошкольникам), умножают на коэффициент финансирования ученика (2,0 или 3,0).Учитывая, что при поступлении   в вуз инвалиду необходимо предъявлять  результаты сдачи  ЕГЭ по одному предмету, для  таких ребят вместо:- 1 балла за набор 220 баллов в сумме по трем ЕГЭ  дают 1 балл за набор 73 баллов по одному из ЕГЭ;- 0,5 балла за набор 190-219 баллов в сумме по трем ЕГЭ применяется 0,5 балла за набор от 63 до 72 баллов по одному из ЕГЭ;- 0,25 балла за набор 12 баллов в сумме по трем предметам ОГЭ применяется 4 балла по одному из предметов ОГЭ.Суммарный рейтинговый балл школы умножается на коэффициент в зависимости от количества детей-инвалидов в учреждении.К=1+0,001 х коэффициент финансирования ученика-инвалида.Ященко привел такой пример:   если в школе 10 инвалидов (с коэффициентом финансирования 2), а один из них стал победителем регионального этапа, то  за победителя школа получит не 3 балла, а 6 баллов,  суммарный балл школы умножат на 1,02.Показатели результативности работы школы по использованию социокультурных ресурсов города в обученииВ этом блоке критериев учитывают  результаты участия школьников в городских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений», в зависимости от полученных результатов школам дают коэффициенты, на которые умножают баллы по двум этим олимпиадам: – высокий уровень (наличие не менее четырех дипломов, из них не менее двух победителей) – 1,02;- хороший уровень (не менее трех дипломов, из них не менее одного победителя) –  коэффициент 1,01;- работа только началась (наличие не менее одного диплома призера или победителя) –  коэффициент 1,005;- результаты не показаны или отсутствуют –  коэффициент 1,00.Место в рейтинге определяют в результате подсчета суммы баллов школы за основные критерии, за дополнительные критерии и умножают на коэффициенты мультипликативных критериев, таким образом:  рейтинговый балл = (балл за ЕГЭ х Kуд + балл за ОГЭ + балл за олимпиады + балл за диагностики + балл за дошкольников + балл за работу по профилактике правонарушений) х коэффициент за работу с детьми-инвалидами х коэффициент за социокультурную работу.Школы ранжируют по убыванию рейтингового балла. В случае равенства баллов учитывают динамику по сравнению с прошлым годом (чем выше динамика, тем более высокое место занимает школа).(«Учительская газета» №31 от 4 августа 2015 года)Мнение Иван ЯЩЕНКО,  директор Московского центра педагогического мастерства:- Особенность московского рейтинга школ в том, что по состоянию на  1 июля 2015 года все данные взяты из городских информационных систем (исключение составили результаты ЕГЭ – мы ожидали результаты  проведения всех апелляционных процедур, все они уже корректно включены в рейтинговый балл)    без сбора какой-то информации от школ. Мы сформировали и рассчитали рейтинг каждой образовательной организации  и ее рейтинговый балл. Но это не значит, что школа не может внести какие-то объективные изменения. 16 июля 2015 года мы разместили рейтинг в Единой  информационной сети, школы провели в системе выверку данных в своих личных кабинетах, если были замечания, они могли подать  заявления на исправление каких-либо технических недочетов при расчете рейтинга, связанных, например, с тем, что  фамилия победителя или участника Всероссийской олимпиады была где-то указана некорректно  и его результат не был посчитан в пользу школы. То есть школы должны были  убедиться, что все показатели их деятельности   отражены в информационных системах точно  и достоверно, если же этого не произошло, принять меры по исключению таких вещей в будущем, а также подтвердить достоверность всех данных в общей системе рейтинга. Все изменения мы вносим  только после подтверждения обновления сведений  оператором  городской информационной системы, сам Центр педагогического мастерства как оператор  рейтинга не вносит  никаких  изменений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте