search
main
0

«Навигатор» для учителя

В предыдущих выпусках нашей газеты мы уже знакомили учителей с инновационным проектом издательства «Дрофа» – выпуском учебников «Навигатор». По заключениям наших учителей, работающих на экспериментальных площадках, ребятам очень нравится учиться по ним, а от работы с электронными ресурсами их невозможно оторвать, даже сложные биологические термины при работе в таком режиме учениками легко усваиваются и запоминаются. Учитывая «продвинутость» сегодняшних школьников в работе с современными информационными ресурсами и их заинтересованность, нам хотелось бы помочь и самим учителям, которым также приходится постоянно учиться, обеспечив их хорошими методическими рекомендациями по использованию нового комплекта.

Общие указания

УМК может быть использован при проведении любых форм учебных занятий: традиционных уроков, уроков-лекций, семинаров, проблемных уроков, а также при проведении элективных курсов и в системе дополнительного образования. Кроме того, комплект позволяет учащимся самостоятельно знакомиться с изучаемыми темами в случае вынужденного пропуска занятий, а также при недостаточно полном усвоении материала в учебное время. При проведении и планировании уроков возможно использование как всего комплекта в целом, так и отдельных его модулей в качестве самостоятельных источников информации. Например, класс можно разбить на несколько групп, каждая из которых при изучении материала будет пользоваться только одним источником (учебником-навигатором или мультимедийным приложением) с последующим обсуждением, дискуссией и взаимным дополнением полученных сведений с целью создания у учащихся целостной картины процесса или явления. Можно также использовать учебник-навигатор преимущественно для домашней проработки материала, а мультимедийное приложение и другие печатные носители при работе в классе. Но нам представляется, что целесообразнее комплексное использование различных модулей учебно-методического комплекта во время всего учебного процесса как при домашней проработке материала, так и в урочное время.

Таким образом, учебно-методический комплект позволяет реализовать информационно-коммуникативную технологию обучения в трех вариантах:

1) При «проникающей» форме реализации технологии все элементы комплекта или некоторые его составляющие используются только при изучении отдельных тем.

2) При основной форме реализации комплект используется при изучении всех тем в том или ином объеме. Эта форма может быть реализована при наличии одного компьютера (или интерактивной доски) на класс и при наличии компьютеров на каждой парте.

3) Комплект используется как монотехнология. Данная форма реализации может применяться как при наличии одного компьютера или интерактивной доски, так и при полном компьютерном оснащении кабинета.

Рекомендации по использованию учебника-навигатора

Данный продукт может быть использован как традиционный учебник для закрепления пройденного на уроке материала, а также для опережающих заданий с их последующим обсуждением в классе. Выделенные синим цветом термины и понятия обязательны для усвоения всеми учащимися. Выделенные зеленым цветом термины являются дополнительными и должны рассматриваться при работе с достаточно подготовленными учениками или при углубленном изучении предмета. С помощью цвета в учебнике обозначена навигация, которую необходимо учитывать при обучении учащихся разного уровня подготовки. Иллюстрации учебника отражают основное содержание параграфа и характеризуют основной объем информации для обязательного усвоения всеми учащимися. Вопросы в конце учебника помогают закрепить не только пройденный на уроке материал, но и требуют знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, в том числе при изучении курса природоведения. Отвечая на них и готовясь к опросу, ученику необходимо не только усвоение всего объема обязательной информации, но и самостоятельное повторение уже пройденного материала. Кроме того, после вопросов, которые помещены в раздел «Проверка знаний» в каждом параграфе приведен общетеоретический вопрос, который может стать предметом проблемного урока или семинара. Этот вопрос отмечен знаком.

Дополнительный материал после параграфа является отсылкой на внешние ресурсы (диск и Интернет). В некоторых параграфах в этом разделе отмечен текст, который имеется на диске и может быть использован для подготовки учащимися докладов или небольших сообщений. Тематика и содержание текста, таким образом, служат опережающим заданием, которое можно давать по выбору ученикам, желающим подготовить сообщение на данную тему, или тем, кому данная форма обучения наиболее подходит.

Завершающая часть параграфа имеет вид таблицы, в которой обозначены задания для закрепления пройденного материала. Таблица включает как печатные носители, так и интерактивы, размещенные на диске. Авторы комплекта рекомендуют для обязательного выполнения задания в рабочей тетради или виртуальные лабораторные работы и тесты, помещенные на диске (см. ниже).

Рекомендации по использованию мультимедийного приложения

Мультимедийное приложение включает в себя как иллюстративный материал, так и средства проверки знаний. Иллюстративный материал, помещенный в разделах «Основной материал» и «Дополнительный материал» может быть использован как при объяснении учителем, так и при самостоятельном освоении материала школьниками.

При объяснении нового материала иллюстрации с диска могут использоваться вместо традиционных плакатов или раздаточного материала. Эта форма иллюстрации рассказа учителя наиболее целесообразна при проецировании изображения на доску или экран. При наличии компьютера у каждого ученика или на каждой парте иллюстративный материал диска лучше всего направить на самостоятельное изучение учащимися. При этом необходимо учитывать, что иллюстративный материал избыточен. Это позволяет распределять материал между несколькими учащимися или их группами. Так, при формировании групп, одной из них можно дать на изучение схему, другой – слайд-шоу, третьей – анимацию и т. д. Затем группы обмениваются полученной информацией и осуществляют ее анализ под руководством учителя. В результате совместными усилиями создается целостная картина. Кроме того, одна из групп может получить задание собрать информацию из учебника. Например, если компьютеров хватает не всем. На следующем уроке или при изучении другой темы группы меняются местами. Группы могут быть сформированы и на постоянной основе, с учетом личных симпатий учащихся или поставленных дидактических задач. Необходимо также отметить, что различные формы подачи материала, с учетом их особенностей, обозначенных выше, можно использовать при работе с разными учащимися, в зависимости от уровня их подготовки и скорости усвоения информации. Наличие тех или иных информационных объектов обозначено в учебнике-навигаторе после каждого выделенного термина или понятия (см. предисловие к учебнику-навигатору). Еще одна эффективная форма организации учебного процесса, которую позволяет реализовать учебно-методический комплект, – это вовлечение в него самих учащихся. В этом случае отдельным ученикам дается опережающее задание подготовиться к уроку по определенной теме или ее части. При этом ученик сам отбирает иллюстративный материал, который, по его мнению, наиболее полно раскрывает тему. Если после выступления ученика у аудитории остаются вопросы, то учитель выводит учащихся на правильный ответ, задавая уточняющие вопросы и иллюстрируя рассказ теми объектами, которые не были отобраны и использованы ребенком.

Многие термины и понятия сопровождаются текстовой справкой, которая представляет собой определение. При выведении его на экран или интерактивную доску можно предложить записать его в тетрадь. Поскольку определения в биологии, как правило, не являются однозначными, то после изучения материала к ним можно вернуться и скорректировать написанное или предложить учащимся сформулировать свое.

Иллюстративный материал, помещенный в разделе «Дополнительный материал», может быть использован учителем при проведении уроков-лекций или уроков-семинаров, в системе дополнительного биологического образования и при углубленной проработке материала. Ученики, самостоятельно или с помощью учителя подготовившие сообщения и доклады по определенной теме, также могут использовать этот материал при выступлении перед аудиторией.

Проверка знаний при помощи мультимедийного приложения может осуществляться несколькими способами. Авторы учебно-методического комплекта рекомендуют для обязательного выполнения лабораторные работы и тесты именно потому, что их можно применять в разных вариантах.

Вариант I. Компьютер только один, но изображение с него можно спроецировать на большой экран или интерактивную доску. В этом случае лабораторные работы можно демонстрировать всему классу одновременно, а если интерактив предполагает выбор ответа или его написание, то ответы ученики фиксируют в тетради, а учитель их потом проверяет. При проведении тестирования вопросы также демонстрируются всему классу, а ученики фиксируют правильные, по их мнению, ответы в тетради или на отдельном листке с последующей проверкой учителем или всем классом.

Вариант II. Компьютер есть у каждого ученика или на каждой парте. В этом случае лабораторную работу просматривает каждый ученик или пара учеников, сидящих за одной партой, а учитель проверяет результаты работы по компьютеру. При проведении тестирования учитель также проверяет результаты по компьютеру.

Необходимо учитывать, что тесты характеризуются определенным уровнем сложности и для правильного ответа на поставленные вопросы требуется усвоение всего объема информации по теме. Тесты могут играть как контролирующую, так и обучающую роль в учебном процессе. В этой связи при наличии компьютеров у учащихся дома можно давать подготовку к тесту в качестве домашнего задания, а на уроке проводить тестирование. Поскольку вопросов в тесте достаточно много, то заучивание правильных ответов, которые еще нужно найти, доступно не всем ученикам.

Другие формы проверки знаний целесообразно проводить при наличии компьютеров на каждой парте или у каждого ученика, поэтому они рекомендованы в качестве дополнительных. Кроме того, при недостаточной оснащенности кабинета компьютерами проверку знаний можно проводить выборочно. Например, тех учеников, которые пропустили изучение материала на уроке и готовились самостоятельно.

Важно подчеркнуть, что в разделе «Проверка знаний» помещены не только формы проверки знаний, за которые возможно выставление оценок, но и обучающие интерактивы, которые позволяют выявить степень усвоения материала и являются дополнительными способами закрепления пройденной темы. Их можно рекомендовать как при работе со всем классом, используя большой экран и дискутируя с учащимися с целью получения продуманного и обоснованного ответа, так и индивидуально.

Таким образом, мультимедийная составляющая комплекта позволяет использовать ее на всех этапах обучения. При проверке усвоения материала и повторении изученного можно рекомендовать тесты и другие формы проверки как в индивидуальном порядке, так и для всего класса в целом. При изучении нового материала используются различные информационные объекты, помещенные в разделах «Основной материал» и «Дополнительный материал». При осмыслении нового материала демонстрируются лабораторные работы и обучающие интерактивы.

Ссылки на внешние ресурсы предназначены для учащихся и имеют цель стимулировать и поддерживать у школьников интерес к изучаемому предмету. Кроме того, они могут использоваться при подготовке докладов и небольших сообщений по конкретным темам.

Рекомендации по использованию печатных носителей

Печатные носители могут использоваться для проверки знаний и их закрепления как самостоятельно, так и в составе комплекта. Авторы комплекта рекомендуют для обязательного использования рабочую тетрадь. Вместе с тем необходимо отметить, что лабораторные работы и проверка знаний присутствуют в материалах диска, поэтому печатные и электронные носители являются взаимозаменяемыми и используются по выбору учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте