Проблема низких зарплат в сфере образования Воронежской области обсуждалась на заседании коллегии областного Департамента образования, состоявшемся 12 марта. Главные вопросы – к федеральной власти, но ряд вопросов требует решения на муниципальном уровне. Председатель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова призвала собравшихся в самое ближайшее время провести «большую работу над ошибками», итогом которой должны стать абсолютная прозрачность и профессиональный подход к начислению зарплаты педагогам.
Члены коллегии собрались в оборудованном по последнему слову техники конференц-зале Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Воронежской области. К участию в мероприятии в онлайн-режиме были приглашены заместители глав городов и районов по социальной политике, руководители муниципальных органов управления образованием и подведомственных департаменту учреждений, члены Общественного совета при Департаменте образования и Экспертного совета при губернаторе, председатели районных организаций профсоюза.
Заседание открыл руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.
С докладом об основных итогах работы департамента и задачах на 2021 год выступила первый заместитель руководителя Галина Иванова.
Из информации Галины Петровны следовало, что пандемия коронавируса практически не отразилась на результативности деятельности ведомства. Все, что планировалось на 2020 год, было воплощено в жизнь: освоено более 1 млрд рублей средств нацпроекта «Образование», построено 14 детских садов, завершено строительство 4 школ, выполнен майский указ президента 2012 года об уровне зарплат педагогических работников. И так далее. Общий объем финансирования образовательной отрасли Воронежской области в прошлом году составил 26 миллиардов рублей.
С темы оплаты труда начала свое выступление председатель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Бирюкова, назвав ее «краеугольным камнем для профсоюза».
Действительно, 597‑й указ президента выполнен. Но с какими издержками? Тамара Андреевна напомнила: «Общероссийский Профсоюз образования не раз ставил вопрос о необходимости внести в него коррективы – с тем, чтобы со средней по региону соизмерялась не средняя заработная плата педагога, а его зарплата на ставку.
Профсоюз своевременно не был услышан. Начались сокращения учителей, увеличение нагрузки на оставшихся педагогов. С 2014 года в зарплату сельских педагогов стали включать компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг. А с 2015 года средняя зарплата учителя приравнивается не к среднерегиональной зарплате, а к среднемесячному доходу от трудовой деятельности у наемных работников, что привело к ее уменьшению в среднем на 20%».
Профлидер констатировала: за исключением Москвы, зарплату педагога сегодня нельзя назвать достойной по всей стране, в том числе и в Воронежской области.
Вместе с тем Тамара Бирюкова отметила: «В Общероссийском Профсоюзе образования очень рады тому, что Президент России все-таки вник в суть проблемы и дал указание проверить не только усредненные показатели по зарплате бюджетников, но и положение конкретных работников».
До 1 апреля министры социального блока должны представить в Минтруд детальную информацию по организациям в курируемых отраслях, а до 20 апреля Минтруд и Минфин – внести в правительство согласованные предложения по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.
Кроме того, сообщила Бирюкова, президент откликнулся на неоднократные обращения профсоюза, касающиеся проблем техникумов и колледжей: 28 января им был утвержден перечень поручений по вопросам среднего профессионального образования.
Одно из шести поручений касается распространения на организации СПО федеральной доплаты за классное руководство в размере 5 тысяч рублей, которая с 1 сентября 2020 года выплачивается в школах. Ведь кураторы групп обучающихся в организациях СПО, по сути, те же классные руководители. Срок исполнения поручения – 15 марта 2021 года.
Но проблемы с заработной платой генерирует не только федеральный уровень. «К нам поступает много жалоб из районов на отсутствие в образовательных организациях стимулирующих выплат. Начинаем разбираться и видим, что зачастую в этом виновата сама образовательная организация. Подтверждение тому – заключения аккредитационной комиссии, членом которой я являюсь», – поведала Бирюкова.
Тамара Андреевна привела данные из актов проверок, проводимых отделом аккредитации Департамента образования, которые свидетельствуют о том, что требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) постоянно нарушаются.
Например, по ФГОС среднего общего образования учебный план должен содержать 11, максимум – 12 предметов, в том числе и на углубленном уровне. По факту количество предметов в плане больше, например, в одном из случаев оно оказалось равно 17 (!).
Из актов видно, что и количество часов учебного плана, количество часов внеурочной деятельности не соответствует требованиям ФГОС. И все – в сторону увеличения. «Раздутые» учебные планы влекут за собой необходимость извлечения дополнительных средств из стимулирующего фонда. Это приводит к тому, что по отдельным школам на конец года не хватает до 3 миллионов рублей. «А где их взять, если по нормативу каждая организация уже все получила?» – задала вопрос Тамара Бирюкова.
Еще одна проблема, которую подняла профлидер, касается оплаты труда водителей школьных автобусов. По законодательству она должна осуществляться из муниципальных бюджетов, по факту – производится из субвенций, выделяемых школам на предоставление общедоступного и бесплатного образования. В некоторых школах, по данным профсоюза, сумма затрат на эти цели достигает 400 тысяч рублей. А это деньги немалые, особенно для небольших школ!
«Перечень нарушений законодательства на этом не заканчивается. Я привела только некоторые. Но и их уже достаточно для того, чтобы понять, какая большая работа над ошибками в ближайшее время предстоит всем нам. Итогом этой работы должны стать абсолютная прозрачность и профессиональный подход к начислению и выплате заработной платы педагогическим работникам образовательных организаций области», – подвела итог Тамара Бирюкова.
Руководитель Департамента образования Олег Мосолов поддержал профлидера по всем основным позициям, высказанным относительно заработной платы. В частности, Олег Николаевич отметил: не случайно президент страны обратил внимание на то, что ситуация с зарплатой подошла к определенной грани.
«Мы с вами работали над этим вопросом и имеем аналитику, которая показывает, насколько существенны проблемные точки, насколько они серьезны и значимы, – сообщил Мосолов. – Эта аналитика предоставлена правительству Воронежской области, губернатору. Но мы договорились о том, что возьмем паузу, чтобы понять, какие предложения будут на федеральном уровне…
Очень хочется верить, что итогом большой работы станет торжество справедливости, при которой равный труд будет оплачиваться в равной мере – вне зависимости от места проживания педагогического работника и масштаба образовательной организации…».
Людмила ТОРЕЕВА
Комментарии