Пространство воспитания, социализации и инноваций
Прислушайтесь к молчанию музея –
И вдруг взорвется эта тишина,
Взревет она, и ветер станет злее,
И оживут героев имена.
Владимир Матвеев
Говорят, что учит современное поколение москвичей не только школа. Без сомнения, учит прежде всего город, то социокультурное пространство, которое повсюду окружает молодого человека. Но ведь если школу мы рассматриваем на фоне большого города, то и сам большой город призван проникать в школьную образовательную среду, становиться ее неотъемлемой частью, некой живой тканью учебно-воспитательного процесса. Именно из таких позиций, на мой взгляд, исходила управленческая команда школы №1251, создавая в своих стенах настоящий музейный комплекс со всеми его атрибутами. Все как в большом городе!
Общественное служение
Я в свое время с большим энтузиазмом воспринял идею создания на базе школы №1251 кадетских классов и с неподдельным интересом согласился стать наставником кадет. Мне показалось, есть в этом нечто глубоко символическое и лично меня касающееся напрямую.
С моей точки зрения, важнейшая составляющая школьного образования – это общественное служение. Педагогика знает много способов организации воспитательной работы, нацеленной на присвоение обучающимися таких ценностей, как патриотический долг, преклонение перед подвигом героев прошлого и настоящего, помощь нуждающимся ветеранам. Один из таких способов – музейная педагогика.
Я уверен, что именно школьный музей может и должен быть источником взращивания, культивирования и бережного сохранения в молодом поколении ростков патриотизма. Сейчас некоторые полагают, что молодежью безвозвратно утеряны некоторые нравственные ценности. Но у меня есть все основания думать несколько иначе.
Музейный комплекс школы №1251 включает два музея: «Добровольцы» (посвящен исключительно истории 18‑й дивизии народного ополчения) и «Навеки в памяти» (представляет в целом славные страницы военного прошлого района).
Предпосылками их объединения стали три обстоятельства: они имеют общую тематическую направленность – Ленинградский район города Москвы в годы Великой Отечественной войны; их возникновение относится примерно к одному и тому же времени – 60‑е годы XX века; музеи роднит девиз: «Я помню! Я горжусь!». При этом сердцем музейного комплекса по праву считается именно музей «Добровольцы». Он хорошо известен как в Москве, так и в России. Примечательно, что его открывали сами ополченцы – живые свидетели великой эпохи. В юбилейный год 75‑летия Победы музей школы №1251 отметил 55‑летие своей жизни!
Экспозиции музея мобильны и принципиально открыты для различных преобразований. Музейный комплекс – это не застывшее и замкнутое пространство. Музей является неотъемлемой частью образовательного пространства и архитектуры школы. Он все время выходит за свои пределы, расширяет границы. Летом этого года инициативная группа ребят обратилась к студентам Строгановской академии с просьбой сделать тематическую роспись целого этажа, на котором находится один из музеев. По-моему, замечательное начинание: студентам – практика, музею – польза! А для меня настоящим счастьем было, когда кадеты школы №1251 воссоединились с моими студентами из НИУ ВШЭ на военных сборах. Опыт был настолько уникальным, что еще требует отдельного детального осмысления и рефлексии.
Весна и лето 2020 года обогатили музейные технологии. 55‑летний юбилей музея 6 мая 2020 года состоялся в онлайн-режиме. Я вместе со своими воспитанниками-кадетами принял участие в видеоконференции, посвященной 55‑летию основания музея «Добровольцы». Это была виртуальная встреча с представителями аналогичных музеев ополченцев столицы, а также школьных музеев Смоленска, Калининграда, городов Белоруссии, то есть тех мест, через которые пролегал путь 18‑й дивизии народного ополчения. Как член общественного совета музея вместе со своими коллегами утверждаю: за несколько месяцев онлайн-жизни музея круг друзей музейного комплекса школы №1251 значительно расширился, и мы видим, что это расширение будет продолжаться.
Нам было несложно вписаться в новое онлайн-пространство: виртуальная версия музея была создана нашими учениками еще три года назад. Постоянно пополняемый и обновляемый банк дополненной реальности музейного комплекса создается исключительно ими, ребятами, они выступают или авторами, или соавторами электронных образовательных продуктов. В этом учебном году ребята из IT-класса предложили создать единый электронный каталог школьных музеев. Со своей стороны смогу оказать содействие в части кооперации школьников со студентами-компьютерщиками.
Сирень Победы
Школьный музейный комплекс обладает рядом уникальных социальных возможностей. Так, музеи тесно взаимодействуют с государственными и общественными организациями, в частности с Советом ветеранов района Сокол. Здесь проходят памятные встречи с родственниками ополченцев, организуются концерты и конкурсы чтецов для ветеранов, проводятся турниры военных эрудитов, членами жюри на которых выступают все те же ветераны.
Большое значение для деятельности музеев имеют ежегодно проводимые массовые гражданско-патриотические акции «Сирень Победы», «Память, высеченная в камне», «Георгиевская ленточка». А вот мои кадеты (так я их нежно именую) – это просто достояние района Сокол, настоящий духовный кладезь. Чего только стоит наше совместное участие в акции «Бессмертный полк». Школа №1251 в принципе явилась родоначальницей этой акции в районе Сокол. А в 2019 году ученики кадетских классов вышли на Бессмертный полк не с портретами своих родственников, а с портретами тех солдат 18‑й дивизии, чьими биографиями они занимались в рамках проектно-исследовательской деятельности в музее.
Социально ориентированная работа музеев с каждым годом становится все более масштабной. В последнее время на музейных площадках периодически организуются встречи с депутатами района, проводятся собрания гражданского актива жителей прилегающих к школе домов. И взрослые, и дети включаются в обсуждение различных вопросов жизни района и города в целом. И в этом смысле музей в полной мере выполняет функцию средства межпоколенческого диалога, так необходимого и ценного в наше время. Музей можно назвать мостом поколений, преодолевающим водораздел представителей разных эпох. В музее мне видится мощнейшее консолидирующее начало, способное объединять детские коллективы, педагогов, детей и взрослых, московские семьи, государственные и общественные структуры столицы, в конце концов целые города.
Музеи школы №1251 имеют свои сайты и, конечно, страницы в популярных социальных сетях. Работа музеев постоянно отражается в СМИ, что также свидетельствует о высокой степени социальной ориентированности школьного музейного комплекса.
Инновации и традиции
Сегодня трудно себе вообразить что-то современное и привлекающее внимание молодежи без инновационного компонента. Поместить все в музее невозможно, тем более невозможно сделать так, чтобы такое богатство экспонатов одинаково воспринимали современные дети. И здесь на помощь приходят новейшие информационно-коммуникативные технологии, что, безусловно, позволяет не только сохранить пространство музея незагроможденным, учесть тот очевидный факт, что визуальная культура сегодня занимает ведущее место в обществе, но и максимально индивидуализировать процесс восприятия музейных объектов учениками. Не секрет, что у каждого ребенка свои интересы, наклонности, свой канал восприятия. Поэтому каждый из них будет проходить свой, ни с кем не сравнимый путь через музей. Таким образом, экспонаты музея играют своеобразную роль пускового механизма, а дальше с помощью мобильного телефона или планшета подростки смогут взять столько информации, сколько они осилят или сколько им реально нужно здесь и сейчас. Обобщим, что же инновационного в курируемом мной музейном комплексе. И вот на школьном сайте представлена виртуальная версия каждого из музеев школьного комплекса. Музеи оборудованы по последнему слову техники: это и QR-коды, и технологии дополненной реальности, и рамки-гиды, и экспонаты, распечатанные на 3D-принтере, и портативные MP3‑колонки. Быть может, в силу наличия перечисленных конкурентных преимуществ нашего музейного комплекса в период дистанционного обучения посещение виртуальных версий музеев возросло в десятки раз. Многие родители учеников межрайонного совета директоров №33 (а это 6 районов Москвы!) во время самоизоляции впервые заочно соприкоснулись с музейными реликвиями.
Школьные музеи комбинированной среды имеют самые широкие возможности для включения в образовательную работу школы в условиях дистанционного формата взаимодействия. Ведь виртуальные двери школьных музеев открыты для всех в любое время суток. Очевидно, что музеи самым достойным образом пришли в московскую семью.
Мне видится закономерным, что музеи школы №1251 имеют множество наград. А в 2020 году они приняли активное участие в смотре-конкурсе музеев образовательных организаций города Москвы «Помним героев войны и Победы», посвященном 75‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Однажды в интервью меня спросили, какие я вижу три шага к школьному музею будущего. Для меня ответ очевиден: музей должен стать пространством воспитания, он должен занять свое почетное место на социальной карте города, быть инновационным как по содержанию, так и по форме.
Владимир КОРГУТОВ, полковник Вооруженных сил РФ, Герой России, начальник Военного учебного центра при НИУ ВШЭ,
наставник кадетских классов школы №1251, член общественного совета музейного комплекса
Комментарии