search
main
0

Наум ШЕЛЮБСКИЙ: Стараемся использовать внутренние резервы

Карьера Наума ШЕЛЮБСКОГО складывалась довольно непривычно. Вначале он, как и многие выпускники Института иностранных языков, работал учителем. В 1983 году руководство городского отдела образования, увидевшее в молодом педагоге потенциал руководителя, назначило его директором школы-интерната для детей-сирот с умственной отсталостью. Это был эксперимент. С поставленной задачей Наум Хаимович справился успешно, а через пять лет был приглашен работать директором школы в город Будапешт…

– Наум Хаимович, наверное, ваше повторное возвращение в школу-интернат многих удивило?- Когда я вернулся, узнал, что за время моего отсутствия в школе-интернате было утеряно практически все прежде наработанное. Руководство отдела образования вновь предложило мне возглавить школу, и я решил начать все сначала. Ситуацию удалось изменить в лучшую сторону в кратчайшие сроки. Вместе с коллективом единомышленников создали условия, чтобы дети не были в розыске, что было нормой ранее. Теперь нормой стало выполнение правил школьной жизни, а у воспитанников сформировалось понятие гордости за свое учреждение.- В области школу-интернат №8 для детей-сирот считают лучшей. Это видно даже с улицы: благоустроенная территория, отремонтированные здания, вовсю идет строительство во дворе…- Строим спортплощадку с хоккейным и футбольным полем, здесь будет место и для волейболистов, и для баскетболистов. Стоимость работ почти в 4 миллиона рублей, но эти средства выделены нам как победителям конкурса, организованного фондом «Поколение Ашан».Спорт – основа нашего воспитательного процесса. У каждого воспитанника свои клюшка и коньки, у нас достаточно спортивного инвентаря. Не пропускаем ни одного городского и областного соревнования и всегда привозим призы и награды. Наши воспитанники отстают в интеллектуальном развитии, но в нравственном и физическом отставать не должны.Важен и другой момент: основным в их жизни будет физический труд. По учебной программе для наших воспитанников за девять лет предусмотрено освоить объем знаний начального общего образования. Зато в 9-м классе 14 часов трудового обучения в неделю, а в 10-11-х – 22 часа. Дети получают у нас основательную допрофессиональную подготовку.- И девочки, и мальчики? Кстати, кого у вас больше?- Мальчиков 70%. Девочек чаще устраивают в приемные семьи. 30% детей являются круглыми сиротами, а у остальных воспитанников родители ведут асоциальный образ жизни. Но тем не менее дети любого возраста любят своих родителей.Мы разыскиваем близких наших воспитанников, с которыми у них потеряны родственные отношения. Это стимулирует ребят стать лучше, выучиться и узнать больше, чтобы потом сказать родственникам: «Я буду достойным человеком!»- Хватает ли вам бюджетных средств?- Естественно, нет. Но наши дети окружены заботой благотворителей, граждан, волонтеров. Людей, искренне желающих делать добро, немало. Фирма «Сантехлюкс» помогает нам содержать в порядке сантехнику, поставила нам теплицы, где воспитанники выращивают овощи. Мы искренне благодарны областной нотариальной палате, некоммерческой организации «Детский проект» и многим другим нашим друзьям.- Наум Хаимович, а кто помогает готовить школу к новому учебному году?- Мы не готовимся к новому году в авральном порядке. Проводим необходимые работы постоянно, в течение года. Готовы хоть сегодня принять комиссию. Многое делаем силами своих сотрудников и учащихся старших классов, используя возможности учебной практики.- Вы и строителей готовите?- Трудовое обучение ведем по четырем направлениям: штукатур-маляр (для девочек и для мальчиков), цветовод-озеленитель (кроме теплицы и небольшого огорода у нас полторы тысячи декоративных горшечных растений в помещениях), швейное дело тоже осваивают и мальчики, и девочки. В мастерской японское оборудование. Недавно пять девочек вместе с дипломами об окончании швейных курсов получили в подарок от Детского фонда индивидуальные швейные машины. Есть у нас еще столярно-плотничное направление.- Дети сами выбирают профиль трудового обучения?- За время нахождения в школе каждый воспитанник проходит обучение по всем направлениям. В 10-м и 11-м классах ведется углубленная подготовка штукатуров-маляров и швей. Наши воспитанники владеют основами профессий. А в целом профессиональное образование сегодня на низком уровне.Наши выпускники идут в учреждения НПО. Срок обучения там всего 9 месяцев. Три месяца преподаватели приглядываются, а последние три думают, как выпустить. Мастерству учить некогда. Раньше срок обучения был два с половиной года. Была производственная практика, было трудоустройство. А сегодня выпускников учреждений НПО никто не трудоустраивает.- Обычно руководители школ жалуются на недостаточные бюджетные ассигнования. А как у вас?- Надо использовать деньги разумно, тогда на все хватит. Например, во многих интернатах число штатных работников находится в соотношении 2 к 1, то есть 2 взрослых на одного ребенка. У нас на 112 воспитанников 102 штатных работника, из них 17 учителей и 30 воспитателей, причем есть мужчины, военные в отставке. Считаю, что лишних людей не нужно, если все работают на совесть. Кроме того, мы приучаем детей к самостоятельности: чем больше доверия детям, тем лучше. Сегодня мальчики ремонтируют кабинет под руководством учителя. Уверен, они все сделают отлично. То есть у нас экономия получается за счет использования собственных ресурсов.- Не заедает ли вас отчетность? Об этом обычно говорят все руководители школ.- От отчетности никуда не уйдешь, не стоит делать из этого трагедию.- Наум Хаимович, в прошлом году вы были участником Всероссийского съезда директоров. О какой проблеме говорили большинство делегатов?- Основная задача – передача детей в семью, а за этим стоит огромный комплекс вопросов, охватывающий и руководство области, и нас, руководителей на местах. Необходимо менять психологию каждого работника учреждения. От этого зависит во многом будущее тысяч детей. В настоящее время ведется работа по реорганизации школы замещающих родителей, где граждане учатся быть родителями.- Много ли ваших детей охвачены различными видами семейного устройства?- Процесс идет постоянно. Только за последние три месяца в семьи взяли 10 воспитанников, главным образом в возрасте до 10 лет. Конечно, для большинства детей обретение семьи – счастье.От автораФакты, которые заставляют задуматься1. В настоящее время ни одно ведомство не занимается подготовкой руководителей учреждений образования для детей-сирот. Ни один вуз целенаправленно не готовит педагогические кадры для школ-интернатов восьмого вида. Методическим обеспечением специализированных учреждений нередко занимаются люди, не имеющие практического опыта.2. У учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нет централизованного руководства. Нет общегосударственной политики в отношении таких школ-интернатов, нет единой нормативной базы. 3. В советское время выпускник школы-интерната для детей-сирот получал не отдельную квартиру, а комнату в общежитии. В штате общежития был воспитатель, помогавший в решении любых социальных, правовых и бытовых проблем. 4. На книжку каждого «казенного» ребенка вплоть до совершеннолетия перечисляется пособие. К 18-летию воспитанник школы-интерната имеет от 500 до 700 тысяч рублей. По истечении определенного срока приемные родители имеют право использовать накопленные детские деньги. 5. Социальное сиротство можно назвать сиротством, возведенным в степень. Дети лишаются родителей дважды: в младенческом возрасте и в сознательном, повзрослев. Бывают случаи, когда подростков возвращают якобы исправившимся родителям, но дети не могут привыкнуть к родительской безответственности и просятся назад, в интернат. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте