Дни науки-2012 состоялись в Московской государственной академии делового администрирования. В этом году они включали Всероссийскую научно-практическую конференцию «Социальный капитал как фактор развития российской экономики» и Международный симпозиум «Образование и управление здоровьем человека: отечественный и зарубежный опыт», на проведение которых было отведено три дня.В первый день пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции проходило в парк-отеле «Морозовка». Участников конференции приветствовал в своем письме ответственный секретарь комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Орджоникидзе.
Как известно, социальный капитал – важная предпосылка, ценный ресурс развития, который влияет на экономический рост, общественное благосостояние, эффективность социальных программ. Основная цель конференции предполагала поиск ответов на актуальные вопросы: как именно и по каким каналам социальный капитал может воздействовать на экономические результаты, какие составляющие социального капитала способствуют экономическому росту, а какие препятствуют ему, кто может стать носителем социального капитала и что наиболее характерно для него в сегодняшней России. Методологические основы анализа сущности социального капитала представил доктор философских наук, профессор, академик РАЕН Низами Мамедов в докладе «Исторический процесс: регулятивная функция социального капитала». По мнению профессора, социальный капитал создает прочные отношения, а возникшее в их результате доверие генерирует взаимность, и как результат, доверие на макроуровне, именно поэтому социальные связи необычайно важны для развития сбалансированной экономики. Эксперт Еврокомиссии по Болонскому процессу, первый проректор МГАДА Иван Костин отметил, что освоение понятия «социальный капитал» актуально не только для России, но и для всего мирового сообщества. Лейтмотивом выступления доктора юридических наук, профессора Бертеля де Гроота (Бельгия), рассматривавшего вопросы неплатежеспособности населения как негативного фактора в развитии социального капитала, была формальная и неформальная социальная ответственность всех участников экономических отношений вне зависимости от их социального статуса. Профессор Лондонского университета Метрополитен доктор Эзенду Арива (Великобритания) обратил особое внимание на необходимость формирования корпоративной культуры как фактора, способного обеспечить устойчивое развитие организации, подчеркнул, что практика корпоративного строительства в связи с этим нуждается в адекватном социально-экономическом инструментарии, позволяющем наиболее полно оценить и использовать потенциал социального капитала, смягчающего действие жестких экономических и административных законов и правил. Основной идеей выступления доктора культурологии, профессора РАНХиГС при Президенте РФ Татьяны Богатыревой «Социальный капитал как квинтэссенция культуры» было утверждение, что любая деятельность может прогрессировать только при наличии определенных условий и факторов, чем выше уровень не только профессиональной, но и общей культуры, тем большие возможности открываются для использования потенциала социального капитала. Профессор Дж. Стивен Вайс (Италия) привлек внимание аудитории риторическим вопросом, могут ли частные и государственные структуры предотвратить обеднение городского населения и риск социального коллапса. Проблемы городского населения России и европейских стран, особенно в мегаполисах, во многом схожи. Ссылаясь на данные исследования авторитетного британского Института налоговых исследований (IFS), профессор заметил, что к 2013 году уровень жизни британцев, к примеру, упадет по сравнению с 2009 годом на 7%. Основная причина обеднения населения, по его мнению, – падение или слишком медленный рост зарплат, не успевающий за быстрым ростом цен. Развитие этой тенденции приведет к тому, что к 2013 году в Великобритании за чертой абсолютной бедности окажется 6,5 млн человек работоспособного возраста, разумеется, в этом случае говорить об укреплении социального капитала вряд ли приходится. В условиях, когда вопросы эколого-экономической безопасности становятся приоритетными, заметил профессор Эдуард Гирусов, возникает настоятельная необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации. По его мнению, у социального капитала в России большое будущее, поскольку острая потребность формирования новых условий, адекватных процессу социально-ориентированных рыночных преобразований, требующих иного типа их взаимодействия, объективно подталкивает к исследованию проблем социального капитала. В докладе медиатора конференции проректора по научной работе академии доктора философских наук А.Пирогова основное внимание было обращено на образование как фундаментальный фактор формирования и развития социального капитала, так как образование оказывает самое непосредственное влияние на условия и характер труда, а также уровень безработицы, повышает эффективность различных видов человеческой деятельности за рамками рынка труда, обеспечивает эффективную социокультурную (академическую, профессиональную) мобильность, способствует выработке навыков профессионального личностного поведения, способствует формированию дружеских связей и облегчает выбор социальных партнеров в деловых отношениях, бизнесе, во властных структурах; обладает социальной эффективностью. В этом смысле воздействие образования на социальный капитал, по меткому выражению Р.Патнэма, тесно связано с тем, что мы называем гражданским достоинством. Доктор философских наук Валентина Федотова (Институт философии РАН) и кандидат социологических наук Надежда Федотова обратили внимание участников на новую проблему формирования идентичности и преодоления ее кризиса под влиянием экономических, политических, социальных факторов, обобщенно представленных в понятии «социальный капитал». Диалектика этого процесса проста: разрушенная идентичность не способствует формированию социального капитала, а отсутствующий социальный капитал не позволяет утвердиться идентичности. С другой стороны, социальный капитал не единственный вид внеэкономического капитала, он дополняется другими, и в первую очередь человеческим капиталом. Конвертируемость экономического и внеэкономического капитала означает, что общество или человек, обладающие социальным капиталом, легче достигают экономических успехов.Общий итог дискуссии: в современных условиях успехи любой страны во многом определяются качеством социального капитала, того своеобразного стратегического ресурса, который невозможно приобрести на рынке, его необходимо формировать самостоятельно. Участники конференции единодушно признали целесообразным продолжение исследований в области социального капитала в МГАДА, организацию и проведение на эту тему международных и всероссийских конференций и круглых столов. Второй день собрал студентов, аспирантов, преподавателей, всех заинтересованных лиц на Международный симпозиум «Образование и управление здоровьем человека: отечественный и зарубежный опыт». Информационные технологии и способы управления здоровьем человека, медико-биологические исследования в России и за рубежом, космическая и спортивная медицина, заболеваемость детей и подростков, самодиагностика здоровья и здоровое образование – далеко не полный список вопросов, рассмотренных в рамках симпозиума. В симпозиуме приняли участие видные деятели науки, медицины, психологии из Института медико-биологических проблем Российской академии наук, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, а также представители российских и зарубежных компаний, работающих в сфере здравоохранения и медицины, участники Международного проекта «Марс-500» из Германии и Бельгии. Опытом ведения социально-гигиенического мониторинга в Зеленограде за два прошедших десятилетия поделился главный санитарный врач Москвы по городу Зеленограду доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Леонид Денисов. Он рассказал о том, что в результате многолетней работы в Зеленограде сформирован информационный банк данных социально-гигиенического мониторинга, содержащий сведения о состоянии факторов среды обитания и здоровья населения: об инфекционной и неинфекционной заболеваемости, медико-демографической ситуации, физическом развитии детей и подростков, санитарно-гигиеническом состоянии атмосферного воздуха, воды, почвы, качестве и безопасности продуктов питания, а также социально-экономических условиях жизни населения города. Мониторинг инфекционной заболеваемости осуществляется в рамках единой для города Москвы полицевой автоматизированной системы регистрации и учета инфекционных больных. О важности и популярности темы здорового образа жизни у молодого поколения говорили в своем докладе сотрудник немецкой фирмы Strategienteam Дитер Зенке и доктор наук Андре Обер (Бельгия). Участники проекта «Марс-500» отметили, что такие мероприятия очень важны и полезны, потому что дают возможность распространять и делиться своими знаниями и опытом, накопленными за годы медицинской практики или научно-исследовательской деятельности в области здравоохранения, с подрастающим поколением. Сегодня тема здорового образа жизни актуальна как никогда, в этом заинтересованы все страны мира, потому что все борются с одними и теми же так называемыми цивилизационными болезнями («молодеющий» сахарный диабет и ожирение, слабая иммунная система и частые нервные срывы, сильное ухудшение слуха и зрения), которые, как известно, напрямую зависят от образа жизни. В целом участники симпозиума были едины в том, что в образовательных учреждениях должна быть создана такая среда, которая позволяла бы действительно управлять здоровьем здоровых людей, формировать здоровый образ жизни как основу реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивающей высокую работоспособность организма, жизнерадостность, хорошее настроение, оптимизм, социальную активность и социальный успех. В рамках симпозиума были проведены мастер-классы «Музыкотерапия в коррекции эмоционального состояния и лечении заболеваний внутренних органов» и «Персональные приборы для скрининг-диагностики». Самым массовым стал третий день, в течение которого студенты, аспиранты, преподаватели имели возможность высказать свою точку зрения по формированию, использованию социального капитала в России и его влиянию на экономическое развитие страны. Работа проходила в десяти секциях, на которых смогли выступить с докладами и научными сообщениями 223 человека, шло обсуждение различных философских, социально-психологических, правовых, финансовых, экономических, лингвистических и других проблем социального капитала. Завершились Дни науки в МГАДА вручением дипломов, грамот, сертификатов победителям и участникам.Мнение по поводуТамара КОСТИНА, ректор МГАДА:- Современные требования к специалистам обусловливают особую важность формирования у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, которые стали неотъемлемыми характеристиками развитой конкурентоспособной личности. От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого прежде всего необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию. Особую роль в этом процессе играют Дни науки – традиционные мероприятия, объединяющие всех студентов, аспирантов, преподавателей, научно-педагогический состав в целях активизации их научно-практической деятельности, осуществления обмена опытом и научными разработками, а также стимулирования контактов между специалистами научно-исследовательской, производственной и управленческой сфер для создания условий эффективного социального партнерства.Дни науки МГАДА открыты с 2003 года. Их проведение стало в один ряд с другими традициями вуза, с первых дней своего существования объединенными лозунгом «МГАДА – колыбель элиты управленческих кадров». Выпускник МГАДА – хорошо подготовленный профессионал, не только освоивший достижения мировой науки и культуры, но и воспитавший в себе лучшие качества лидера, ведь современный вуз – это не только научно-образовательный комплекс, но и центр, влияющий на социально-экономическое, культурное развитие региона и страны.Сегодня в условиях стремительно меняющейся жизни в России, как никогда, важно уметь вовремя выбрать верные ориентиры, определить приоритетные направления в хозяйственной деятельности страны, то, что будет действительно нужным студентам и выпускникам в их практической и научной деятельности.
Комментарии