Науки много не бывает. Так ли это? Вот уже слышны скептические голоса: «Разве мало загружены современные дети уроками, дополнительными занятиями?», «Может, и не стоит их вовлекать в этот странный мир гипотез, исследовательских практик?», «Для чего это все?..».
Специалисты в области психологии мышления давно доказали, что умственная деятельность ученого, совершающего уникальное открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, одинаковы по своему внутреннему действию. А значит, школьнику гораздо легче изучать новый материал, действуя подобно ученому: проводить собственные исследования, ставить эксперименты, самому находить информационные источники, а также способы их применения и преобразования.
Безусловно, проводить уроки, выдавая готовую информацию, всегда легче – сидят молча и слушают, что еще надо?! Но ведь на уроках, где применяются технологии проблемного обучения, элементы исследовательского поиска, проектные методы, не может быть абсолютной тишины!..
А так хочется, чтобы тишина была, правда? Прямо вот на всех уроках. Но ведь так не должно быть. Дети иначе устроены. Они пока что не устали от жизни, они в нее только входят.
Помоги им, взрослый! Пусть урок будет интересным, увлекательным. Его и строить надо иначе, не по шаблону. И структура урока из методических рекомендаций такого-то года сильно может отличаться от условий и возможностей года нынешнего. Здесь действуют законы творчества и сотрудничества. Законы, которые не запрещают, но направляют и пробуждают жажду познания. А не это ли наша цель, коллеги? Убеждена, все это понимают.
Если ребенок на уроке оказался в роли исследователя, то его деятельность строится по алгоритму: надо самостоятельно добыть знания, определиться с источниками информации, провести наблюдения, определить самый актуальный и удобный способ фиксации информации, обобщить полученные данные. И, конечно же, сделать выводы, презентовать свой результат, провести самоанализ своей работы.
Этот алгоритм хорошо работает на любом уроке, тем более на дистанционном. А в такой форме обучения воспользоваться специальными сервисами, сайтами, интерактивными приложениями и кейс-технологиями очень даже уместно. В период дистанционного обучения у нас тоже появился такой опыт – мы успели оценить всевозможные электронные приложения, тренажеры. Правда, отметили, что очное обучение заменить иными формами сложно. На дистанте «активничают» высокомотивированные дети, а наша задача – погрузить в образовательное пространство всех.
Недавно в нашей школе прошла научно-практическая конференция. Темы были интереснейшие! И как было приятно осознавать, что, несмотря на вынужденные условия дистанта, дети были подготовлены хорошо: и эксперименты проведены, и выводы сделаны, и результаты представлены. Да, и без формализма. Переживали, немного сбивались со стройной речи… А иначе и быть не может. Рефлексия, самокритика и огромное желание реализовать собственные идеи. А это дорогого стоит!
Уже с конца XIX века звучали идеи заменить классы для слушания на классы-лаборатории, где ребенок сможет проявить свой (такой естественный) исследовательский интерес, где науки окажутся нескучными. И вот прошло больше 100 лет. Кажется, у нас получается. Мы убеждены: науки много не бывает! Все только начинается…
Оксана КОЛПАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №118
Комментарии