search
main
0

Наука занимается счастьем человеческим

​Наверное, нет задачи труднее, чем учить учителя и воспитывать воспитателя, здесь не обойтись без педагогической науки, знаний психологии и крепких практических навыков.

Еще Фрэнсис Бэкон в XVI веке говорил, что «наука есть не что иное, как отражение действительности». Трудно согласиться с тем, что наука, в том числе педагогическая, может позволить себе не соответствовать той действительности, в которой живет наше общество. А действительность такова, что экономика, социальная среда, вообще окружающий нас мир меняются стремительно. В конце концов меняется сам ребенок, которого мы – учителя, родители, семья – должны научить жить в условиях этого изменяющегося мира и все возрастающего потока самой разнообразной информации. Изменилась роль учителя, а значит, должна измениться и система его подготовки. Педагогическая наука – особая, я бы сказала, очень ответственная и чувствительная, сфера. У педагога, как у врача или адвоката, слишком велика цена ошибки, ведь от него зависит человеческая судьба. Судьба ребенка может повернуться по-разному в зависимости от учителя, которого он встретит на своем пути. Что касается развития педагогической науки в нашем университете, то она полностью ориентирована на решение важных задач. Это и подготовка наших выпускников к работе в условиях реализации новых школьных Федеральных государственных образовательных стандартов, и переподготовка уже работающих учителей и воспитателей, и разработка нового, отвечающего современным требованиям содержания образования, новых образовательных технологий. Для выполнения таких научных и научно-методических проектов в университете есть все условия. Достаточно сказать, что каждый пятый наш преподаватель имеет степень доктора наук и подавляющее большинство доктора педагогических наук. С моей точки зрения, такое сочетание, конечно, лежит в основе успешной работы университета. Сегодня все чаще говорят о том, что учитель-предметник, которого готовят в педагогическом вузе, должен обладать не только хорошей психолого-педагогической подготовкой, но и глубоким знанием своего предмета, а это как раз классическое университетское образование, сочетание классики и педагогики, что очень важно. В 70-е годы ХХ века был такой лозунг: «Каждому региону по университету». Тогда были созданы новые университеты. Интересно, что более успешно и динамично развивались университеты, созданные не на базе уже существовавших, например педагогических, вузов, а с нуля. В моей прошлой (министерской) практике мы пытались анализировать эту ситуацию, понять причины такого развития. Они, вероятно, в том, что строить новое здание проще и интереснее, чем перестраивать старое. Вузы, созданные с нуля, через двадцать лет заняли достаточно прочные позиции среди традиционных классических университетов. Примерно за десять лет там были созданы устойчивые и профессиональные преподавательские коллективы, сформированные преимущественно из молодых преподавателей, в течение этого и следующего десятилетия они создавали собственные аспирантуры и докторантуры, открывали диссертационные советы. То есть примерно через пятнадцать – двадцать лет несколько поколений студентов могли пройти в своем вузе путь от выпускника, аспиранта и докторанта до кандидата и доктора наук, многие из них становились преподавателями в своем или другом вузе. То есть за двадцать лет завершался полный цикл подготовки высококвалифицированных педагогических и научных кадров, вуз по праву становился университетом. Этот путь прошли, например, Алтайский и Волгоградский университеты. В чем был секрет успеха таких вузов? На мой взгляд, в том, что приходила новая, молодая команда, которая работала с огромным энтузиазмом и полной самоотдачей. Наш университет тоже создавали с нуля, и тогда тоже пришла команда энтузиастов, перед которой были поставлены весьма серьезные задачи и амбициозные цели, именно эта команда заложила фундамент, начала строить и создавать традиции МГПУ.Сегодняшний МГПУ отличается от того, в который я пришла семь лет назад. Это совсем другой университет – он стал значительно больше, помимо студентов, обучающихся по программам высшего образования, в нем появились студенты колледжей, школьники и даже дошкольники. Университет живо реагирует на изменения, происходящие в системе образования, особенно столичного образования. А изменений в последние годы происходит очень много. Все мы видим, насколько большое, можно даже сказать пристальное, внимание уделяют системе образования, в том числе педагогического, Президент и Правительство Российской Федерации. Достаточно вспомнить только инициативу «Наша новая школа», майские указы Президента России, направленные на развитие образования. Хорошо, когда студенты занимаются научной деятельностью, но если студент не встретит «своего» преподавателя, который разбудит в нем интерес к науке, даст реальную возможность участвовать в выполнении интересного, а главное нужного проекта, никто не заставит студента заниматься наукой. Мне вообще трудно представить, чем можно заставить заниматься современного студента. Интерес к предмету вызывают только интересные люди. Студенческая наука начинается там, где складывается триада: интересный проект – интересный ученый – заинтересованный студент. Я не могу сказать, что у нас здесь все блестяще, эта проблема есть у всех вузов, мы не исключение. Но радует то, что таких заинтересованных ребят с каждым годом становится все больше. На ежегодные университетские конкурсы студенческих работ выставляют очень интересные завершенные проекты или стартапы. И это не только педагогическая наука, например, студенты разработали электронную форму расписания занятий или проект по переводу на несколько иностранных языков названий московских улиц, или сделали проект предметно-пространственной среды детского сада и даже участвовали в разработке медицинского диагностического прибора. В общем, их научные интересы вполне соответствуют тому обстоятельству, что они студенты университета. Не так давно для студентов был проведен интересный мастер-класс с приглашением представителей бизнес-структур, которые на примере представленных нашими студентами стартапов рассказали о том, как сделать проект успешным, какой путь надо пройти от замысла проекта до его внедрения, как выстроить бизнес-план, найти компанию или людей, заинтересованных в покупке или распространении проекта.В прошлом году в итоговом университетском конкурсе приняли участие семнадцать студенческих проектов, из них восемь лучших были представлены на выставке НТТМ-2014, пять отмечены дипломами выставки, автор проекта «Анимация в образовании (обучающие мультфильмы)» Дмитрий Бахметьев награжден медалью ВВЦ «За успехи в научно-техническом творчестве». Вообще по итогам прошлогодних городских и всероссийских студенческих научных конкурсов и выставок девяносто семь студентов университета награждены грамотами и дипломами! Неплохой результат, если еще учесть, что эти девяносто семь лидеров объединяют вокруг себя других заинтересованных ребят. Так что развивается университет, развивается студенческая наука. Мы должны собирать талантливых молодых преподавателей, обучать их науке и педагогическому мастерству, в том числе в университетской аспирантуре.Когда говорят, что вузу необходимо иметь сто процентов «остепененных» преподавателей, мне кажется, что это не совсем правильно, это ограничивает возможность притока кадров. МГПУ удается удерживать преподавателей, думаю, что существуют по крайней мере два основных смысла работы в вузе – интерес к преподаванию, науке и достойная зарплата. Если говорить об интересе, то он есть, потому что сам университет интересный, развивающийся, перспективный. А если говорить о заработной плате, то здесь есть реальная возможность заработать, занимаясь не только преподаванием, но и научной работой. В прошлом году объем финансовых средств, полученных университетом на научные исследования, составил более пятисот миллионов рублей. Это превышает показатель предыдущего года в три с половиной раза, для гуманитарных университетов это очень достойный результат. Заинтересованность преподавателей в работе над научными проектами вызвана их масштабностью и актуальностью. Федеральные проекты, работа над которыми начата в прошлом и будет продолжена в этом году, имели весьма резонансный характер. Большой интерес у учителей, родителей и даже школьников вызвал проект по обсуждению основных образовательных программ в начальной и средней школе. На специально созданном для обсуждения сайте официально зарегистрировались семьдесят тысяч человек, а вообще, по данным Минобрнауки России, зарегистрировано около четырех миллионов посещений этого сайта. Другой масштабный проект мы выполняем в рамках федеральной целевой программы «Доступная среда», это разработка программ и обучение педагогов и психологов работе с детьми с особыми потребностями. По этим программам уже прошли обучение восемь тысяч специалистов, а до окончания этого года мы планируем обучить еще двадцать тысяч специалистов, работающих во всех российских регионах. В этом году по заданию Департамента образования университет приступил к выполнению интересного социально значимого проекта. Он связан с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями. Проект мы выполняем в тесном взаимодействии с клиническим центром имени Димы Рогачева и Центром образования №109, которым руководит Евгений Ямбург. Центр образования оснащен прекрасным учебным оборудованием, позволяющим проводить обучение детей, находящихся на длительном излечении, с использованием современных информационных технологий. У проекта есть две основные цели. Первая – оказание методической и психологической помощи родителям в выборе содержания обучения для каждого ребенка в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями, приобретение родителями навыков использования оборудования для получения необходимой информации и дистанционного обучения детей. По существу, в результате обучения родители становятся тьюторами, непосредственно сопровождающими обучение своих детей. Вторая цель ориентирована на родителей, имеющих педагогическое образование. Университет предлагает им программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, содержание которых также связано с работой с детьми, имеющими особые потребности. Вообще все проекты, связанные с обучением, повышением квалификации или профессиональной переподготовкой родителей, педагогов, психологов, других специалистов, работающих в социальной сфере, для университета стали приоритетными. Результаты таких проектов точно не лягут на полку. Могу только добавить, что кроме проектов, выполняемых по заданию учредителя или Минобрнауки России, на кафедрах университета ведут значительное число инициативных разработок, направленных на совершенствование учебного процесса в университете, разработки новых магистерских программ, учебно-методического и научного сопровождения подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, выполняют и научные работы, которые стали основой для включения в государственное задание университета в будущем. А если говорить о науке вообще и об университетской науке в частности, то здесь, наверное, уместно высказывание Бернарда Шоу: «Наука оказывается всегда неправа. Она не в состоянии решить ни одного вопроса, не поставив при этом десятки новых!». Но хорошо известно – дорогу осилит идущий.В канун юбилея МГПУ желаю преподавателям – студентов с горящими глазами, студентам – интересных преподавателей, управленцам – мудрости и профессионализма.Елена ГЕВОРКЯН, первый проректор МГПУ, действительный государственный советник РФ 3-го класса, доктор экономических наук, профессор, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте