Наша страна пережила страшную трагедию Беслана, жертвами которой стали невинные дети, пришедшие 1 сентября в школу. Это ужасное событие, кажется, перевернуло наше сознание. Мы говорим о том, что отныне будем бдительны, больше никогда не допустим подобного, что многое нужно менять. И в ряду этого многого – подход к такому школьному предмету, как «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». Понятно, что к чрезвычайной ситуации, подобной бесланской, как и к другим чудовищным акциям террористов в мирных городах, подготовиться очень и очень трудно. Но ясно и другое: школьный предмет ОБЖ в нынешнем своем виде не готовит наших детей ни к одной из них…
К чему готовимся?
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе по инициативе МЧС. По своей насыщенности он сопоставим с географией, химией или биологией. Но знакомство с практикой оставляет впечатление, что учит он чему угодно, кроме той самой безопасности жизнедеятельности.
6 января 1997-го органам управления образованием субъектов Федерации была разослана бумага, подписанная временно исполняющим обязанности начальника Департамента мероприятий защиты населения и территорий МЧС России. В ней есть такие строки: «Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»… Минобразования России и МЧС России разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)». В целях обеспечения курса ОБЖ учебной литературой МЧС России и Минобразования России подготовили к выпуску и включили в федеральный комплект учебной литературы на 1997 учебный год учебники по ОБЖ… Учебники полностью соответствуют программе курса ОБЖ 1-11-х классов(!), утвержденной Минобразования России и согласованной с МЧС».
Заглянем в учебники…
Великие таинства… огнетушителя
Справедливости ради заметим, что есть учебники по ОБЖ, и очень хорошие. Но в целом картина удручающая. Прочтем один из них. Например, чтобы обезопасить себя в чрезвычайных ситуациях, семиклассники, добросовестно относящиеся к учебе, учат, что «чаще всего при тушении пожара в жилище могут быть применены: а) огнетушители химические пенные ОХП-5П и ОХП-10… Щелочная часть заряда заливается в корпус. Масса огнетушителей в зависимости от марки может быть от 3 до 12 кг… б) огнетушители углекислотные ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-10, ОУ-25 и ОУ-40 (цифры в обозначении выражают вместимость огнетушителя в литрах) представляют собой стальной баллон, в горловине которого ввернуто запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой (не доходит до дна на 3-4 мм). Запорно-пусковое устройство пистолетного или вентильного типа имеет предохранительную мембрану, срабатывающую при критическом давлении 19 МПа…» Далее – схемы, химические формулы. Кстати, заметьте: изучать химию детишки начинают лишь в 8-м классе.
Подобный текст нормальному человеку-непрофессионалу очень трудно понять по той простой причине, что информация в учебнике изложена суконным языком ведомственных инструкций и предписаний. Она не укладывается в сознании непосвященного взрослого, не говоря уж о ребенке. И абсолютно непонятно, как все это связано с практическими навыками выживания в чрезвычайных ситуациях простых смертных, не имеющих отношения к МЧС. К этому нужно добавить, что, по признаниям детей, есть учителя ОБЖ, которые на каждом уроке устраивают опросы и тем, кому не под силу понять и вызубрить подобного рода премудрости, ставят «пары».
Все, о чем шла речь, и многое другое можно обнаружить в учебнике ОБЖ для 7-8-х классов, выпущенном ГОМЦ «Школьная книга» и АО «Московские учебники».
Я «милого» узнаю по спецовке?
Из учебника для 9-го класса (он продолжает ту же линию) подросткам предстоит узнать, о том, какие бывают типы респираторов: «Лепесток-200», противогазовый РПГ – 67, фильтрующий респиратор ФРЭД, «Уралец», У-2ГП. И еще о том, какие специальные средства защиты кожного покрова используются «для защиты бойцов газоспасательных отрядов, аварийно-спасательных формирований, специальных подразделений частей и соединений ГО при выполнении аварийных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ в условиях…»
Ну зачем бедным школьникам знать, во что должны быть одеты люди, которые будут, не дай Бог, их спасать? Неужели для того, чтоб в экстремальной ситуации устроить «дяденькам-спасателям» строевой смотр с тщательной проверкой формы одежды? Кажется, авторы учебников просто перепутали адресатов своей науки.
Лучше дали бы детям описания простейших, доступных каждому методов спасения в экстремальных ситуациях. А школьные учителя показали бы их да продемонстрировали бы, где именно хранятся эти самые респираторы, если возникнет необходимость ими воспользоваться, а также все остальное, чем оснащена их школа на случай чрезвычайных ситуаций.
Вместо этого девятиклассникам предлагается узнать, как год от года повышается ядерная безопасность, на какие виды подразделяются аварии на химически опасных объектах, каковы поражающие действия хлора, фосгена, аммиака и других токсичных химических веществ.
В разделе, посвященном обороне государства и ее организации, наряду с подробным описанием видов Вооруженных Сил, родов войск – отчет о том, как действует в бою мотострелковое отделение со схемами, диаграммами. И это тоже зубрить под дамокловым мечом двойки? Всем поголовно, в том числе и мальчишкам, которые в будущем могут стать ракетчиками, военными моряками или солдатами ВВС?..
Секс для школьников
В серединке учебника скромненько «спрятался» раздел, посвященный интимным отношениям подростков (тоже с точки зрения безопасности жизнедеятельности).
Тринадцатилетним детям рассказывают об этих самых отношениях. Им предлагают ответить на вопросы теста, призванного помочь разобраться в вопросе о «месте сексуальности во взаимоотношениях юноши и девушки». В нем есть, например, такой вопрос: «Сколько времени тебе нужно общаться с избранником (избранницей), прежде чем ваши отношения станут интимными?» Варианты ответа:
а) один вечер; б) пока я не полюблю его (ее); в) пока не начну доверять ему (ей)».
Авторы даже не допускают мысли о том, что не все дети жаждут в этом возрасте вступать в эти самые интимные отношения. Есть там и такой вопрос: «По части интимной близости твой избранник (избранница) должен быть: а) опытнее, чем ты; б) иметь такой же опыт, как у тебя; в) иметь довольно мало опыта».
Так что давайте, дети! Все в интим! Учебник разрешает. Сообщает как для этого разобраться в себе. И кажется, даже рекомендует? А именно: в зависимости от набранного по ответам количества очков вы либо «уже созрели для того, чтобы иметь постоянного избранника (избранницу)», либо пока можете довольствоваться «разовыми партнерами»… Иными словами, распутствуйте, пока не «созреете»?!
Вместо послесловия
Конечно же, такой предмет, как ОБЖ, в школе необходим. Это особенно убедительно показала сентябрьская трагедия в Беслане. Детей обязательно нужно учить тому, как выжить самим и по возможности спасти других в мире опасностей, подстерегающих их на каждом шагу.
Да, есть учебники и хорошие. Как и школы, в которых ребята (естественно, по собственному желанию и с согласия родителей) под руководством учителей ОБЖ ходят в специальные походы, посвященные освоению навыков выживания, участвуют в военно-спортивных соревнованиях. Они многое познают на практике. Им это нравится и способствует формированию разнообразных качеств, необходимых для будущей взрослой жизни.
Посвященный безопасности предмет, очевидно, и должен быть именно таким, практическим, помогающим в жизни. Но в реальности порой, по крайней мере если судить по приведенному учебнику, этот предмет очень похож на курс профориентации и подготовки пополнения кадров МЧС.
А уж на что похож «интимный» раздел, и думать не хочется. Не дай Бог, чтобы стал он поводом к «укреплению рядов» малолетних распутников и путан…
Комментарии