Школьные управляющие советы – явление для России новое и не всегда понятное даже взрослым. Между тем работать в них наравне со взрослыми приходится и школьникам. Помочь ребятам разобраться, для чего нужны советы и чем они занимаются, решили эксперты городской инновационной площадки «Организация эффективной модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы» Центра образования «Царицыно» №548. В конце 2014 года они провели для московских старшеклассников серию деловых игр по тематике работы управляющих советов.
Предвыборные баталииОткрывала серию игра под названием «Выборы в управляющий совет». Помимо ребят из ЦО №548 в игре приняли участие ученики московских школ №581, 627 «Замоскворечье», 1114, 1411, 2084, гимназии №1554/4 и других образовательных комплексов. Кто-то из этих ребят уже входил в управляющий совет своей школы, но подавляющее большинство на момент игры имело об этом коллегиальном органе лишь самые общие представления.Сценарий игры разработали сотрудники НП «Русский университет современного дополнительного образования для молодежи» (РУСДОМ), и он оказался по-настоящему захватывающим – как для самих участников, так и для экспертов. В роли экспертов выступили научные руководители городской инновационной площадки – директор Института развития государственно-общественного управления образованием Елена Шимутина и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. Игра проходила в три этапа. На первом все участники были произвольным образом поделены на четыре команды – «класса», каждый «класс» должен был выдвинуть своего представителя в управляющий совет. При этом соблюдали все элементы избирательной кампании: «классам» нужно было подготовить предвыборную программу, агитационный плакат и видеоролик. Внутри «классов» роли участников тоже распределялись, как в самом настоящем избирательном штабе. Распределение проводили с учетом интересов ребят. Тот, кто умеет писать тексты, становился спичрайтером, кто умеет убедительно отстаивать свою точку зрения – спикером, кто быстро и эффективно работает с информацией – аналитиком или маркетологом, кто здорово фотографирует или снимает видео – дизайнером. В организации работы школьникам помогали игротехники из РУСДОМа, каждый из них взял под свою опеку один из «классов».На втором этапе игра проходила на четырех тематических площадках. На площадке «Брифинг» шло соревнование предвыборных программ, в котором приняли участие спичрайтеры, аналитики и маркетологи. Спикеры померились силой на площадке «Дебаты», дизайнеры и видеодизайнеры сошлись на площадках «Плакат» и «Видео». Весьма бурные страсти разгорелись на «Дебатах». Игра игрой, но организаторы сумели смоделировать для участников ситуацию, приближенную к реальным предвыборным дебатам. Спикерам задавали очень серьезные и порой каверзные вопросы, например: «А где вы возьмете средства на реализацию вашей программы?». Надо сказать, некоторые ребята выдержали это испытание вполне достойно. Азартно прошел и конкурс видеороликов, здесь непросто было определить победителя, потому что все ролики были хороши, в каждом были и задор, и смысл, и свое особое обаяние.Наконец, третьим и самым захватывающим этапом стало голосование по номинациям «Лучший аналитик», «Лучший маркетолог», «Лучший спичрайтер», «Лучший дизайнер», «Лучший видеодизайнер» и «Лучший спикер».Содержание предвыборных программ показало, что ребят волнуют такие проблемы, как борьба с курением, употреблением алкоголя и наркотиков среди подростков, национальная и религиозная терпимость, организация внеклассной деятельности. В программе одной из команд главной идеей было равенство для всех детей в школе вне зависимости от статуса и материального положения их семей. Другая команда выступила за введение в школе урока этикета и очень остроумно обыграла свое предложение в видеоролике.По словам участников, игра действительно помогла им разобраться, что такое управляющий совет, какие возможности он имеет и чем именно может быть полезен конкретно им. Кроме того, ребята получили хорошую возможность попробовать себя в одной из престижных и востребованных сегодня профессий. Например, спикеры получили хороший опыт в отстаивании своей позиции, который обязательно пригодится им не только в управляющем совете, но и в самых разных жизненных случаях.Поиски компромиссаУже через неделю состоялась вторая тематическая игра. Она была посвящена различным ситуациям, возникающим уже в ходе работы совета. На этот раз среди ребят было гораздо больше членов управляющего совета, состав модераторов почти не изменился, а экспертная группа была усилена Александром Седельниковым – одним из ведущих российских специалистов по правовым вопросам в сфере образования. На первом этапе участникам, произвольно разделенным на пять команд, из предложенного модераторами списка нужно было выбрать качества, которыми должен обладать член управляющего совета школы. В список входили не только положительные, но и отрицательные характеристики. Игроки должны были объяснить, почему они готовы смириться с теми или иными недостатками и как из минусов можно сделать плюсы. Из положительных качеств наиболее часто звучали «внимательность к людям», «умение быстро разбираться в ситуации», «стрессоустойчивость», «харизматичность»: «В управляющем совете нам необходимо презентовать мнение школьников учителям, которые не всегда готовы нас слушать», «Общение с учителями в рамках работы в управляющем совете – это часто стресс. Учителя не воспринимают ученика как личность, как равноправного партнера»… Вот и выходит, что только самые харизматичные ученики могут быть услышаны своими старшими коллегами по совету. Большое внимание организаторы уделили полномочиям управляющего совета. Этому были посвящены два задания: заполнение таблицы на знание Закона «Об образовании в РФ» (разграничение полномочий между коллегиальными органами управления образовательной организацией и директором) и викторина с 21 вопросом о том, какие проблемы совет может решать, а какие в его компетенцию не входят. Ребятам пришлось очень нелегко, но, по мнению экспертов, они неплохо справились с обеими задачами. Кульминационным моментом соревнования стала ролевая игра. Участников опять произвольным образом поделили на команды – «управляющие советы» с «представителями» «школьников», «родителей», «работников школы», «бизнеса» и «общественности», в каждой команде были также «директор школы» и «учредитель». Словом, все, как в настоящем совете, да и задача была поставлена нешуточная: каждая из команд должна была предложить решение о принятии в «школе» программы дистанционного образования с заменой старой методички на приложение из Интернета.Напряжение в зале было такое, как будто ребята полностью забыли о том, что все происходящее лишь игра. В «советах» шло самое что ни на есть серьезное обсуждение проблемы. Затем начались дебаты, на которых каждая команда должна была отстоять свое предложение. Надо сказать, что все предложенные варианты оказались взвешенными, учитывали интересы и точки зрения разных групп, представленных в «совете». Дети продемонстрировали умение договариваться и находить компромиссные решения.Побеждают все!По итогам всех испытаний экспертное жюри определило лучших участников. В финальной игре приняли участие 16 московских школьников. Как и в предыдущих играх, организаторы придерживались принципа: все должно быть, как в жизни. Поэтому и проблему ребятам пришлось решать реальную, на практике знакомую многим нашим школам: им необходимо было разработать проект по мотивации школьников на участие в олимпиадах по различным предметам.Участников поделили на четыре команды, на первом этапе каждая должна была не просто выступить с какой-то инициативой, но и грамотно заполнить проектную документацию, состоящую из «дорожной карты» (детального плана действий) и сметы. На втором этапе шла «кооперация»: сначала все инициативы обсуждали команды, затем команды перемешались. Это было нужно для того, чтобы участники смогли найти единомышленников и уже на основе общих взглядов самостоятельно объединиться в новые команды. Таких команд в результате получилось две. На заключительном этапе каждая из них представила свое предложение по решению поставленной задачи. Идей звучало много – от экскурсионной работы до сотрудничества с вузами и компаниями. Затем командам пришлось ответить на вопросы экспертов, порой очень непростые: о финансах, об образовательных технологиях. Но тут уж, как известно, «тяжело в учении, легко в бою», управляющий совет решает очень серьезные задачи, и ребятам нужно быть к этому готовыми.По итогам финала были определены пять победителей: Анна и Николай Бондаренко (школа №1114), Анна Житяева (школа №2110), Анна Малявко (лицей №1547) и Леонид Шляпцев (гимназия №1554/4), причем Леонид – единственный участник соревнований, которому удалось попасть в число лучших по итогам всех игр. По сути, победителями стали все участники, ведь организаторы игр и эксперты неоднократно подчеркивали: главный смысл таких соревнований не победа, а раскрытие новых возможностей как в системе школьного управления, так и в самих себе, они получают знания и навыки, которых нет в школьной программе, учатся слушать и слышать, убеждать и понимать, брать на себя ответственность за других, решать самые разные задачи и таким образом постигают непростую, но очень нужную науку управлять – не только в школе, но и в жизни. Не так уж важно, станут ли все эти ребята членами управляющих советов своих школ или нет. Самое важное – это формирование у них активной управляющей позиции, готовности в разных жизненных ситуациях принимать решения и нести за них ответственность.После финала ребята говорили, что многому научились во время игр: «Я сумел стать более общительным», «Здорово учиться работать с разными людьми», «Игра в командах помогает увидеть разные решения задачи». Участвуя в играх, школьники нашли новых друзей, да и старым им теперь будет что рассказать, а возможно, и предложить. Один школьник, например, уже собирается поделиться тем, что узнал на играх, с товарищами по активу школ своего округа.Пока участниками стали ученики лишь нескольких столичных школ, но уже в следующем году такие тематические деловые игры могут пройти уже во всех округах Москвы.
Комментарии