С Владимиром Степановым, учителем математики Щекинского лицея, я познакомился на одном из семинаров. Владимир Вячеславович показывал возможности интерактивной доски. Словно фокусник,извлекал он из недр пустого экрана то геометрические фигуры, то график какой-либо функции. – Показать красоту своего предмета – моя задача, – говорит Владимир Вячеславович. – Чтобы «зажечь» ученика, ты сам в первую очередь должен быть увлеченным человеком.
Сам Степанов с красотой математической логики соприкоснулся еще в далеком детстве. Научившись в полтора года передвигать шахматные фигурки, малыш к четырем годам вовсю играл с соседями и знакомыми.
Увлечением мальчика стали книги с занимательными задачами, запутанными головоломками и всевозможными математическими фокусами. Часто уже за полночь отец, стараясь не разбудить заснувшего над книгами сына, осторожно переносил его на кровать. А назавтра были все те же «занудные» уроки в школе. И что обиднее всего, удивляется теперь Владимир, даже любимый предмет не приносил радости.
– Мог получить двойку за домашнюю работу по математике, – вспоминает он, – и вместе с тем весь день просидеть над какой-нибудь запутанной задачей. У меня характер такой. Если, например, учитель задает задания простые, я этого делать не буду. Моя внутренняя потребность – постоянно преодолевать какие-то трудности.
Закончив посредственно школу (пятерки в аттестате стояли по двум предметам – физкультуре и информатике), Володя на удивление легко сдает экзамен в Тульский педагогический институт. И здесь окунается в свою стихию. Кафедра математического анализа и ее преподаватель Александр Сергеевич Симонов стали для Степанова воплощенной в жизнь мечтой.
Володя сразу после окончания Тульского института подает документы в аспирантуру Московского педагогического института.
Однако не успел закончиться первый год аспирантуры, как из военкомата пришла повестка. Все рушилось в одночасье. Нет, не трудностей армейской жизни испугался Володя, а того, что на долгие годы пришлось бы оставить любимое дело. И он решил перейти на заочную форму обучения и уехать в сельскую школу. Учителям на селе тогда давалась отсрочка от армии.
– Пять лет работы в сельской школе нисколько не отбили у меня охоты продолжить педагогическую деятельность, – вспоминает он. – Наоборот, я понял, мое призвание – школа.
К тому времени с аспирантурой пришлось распроститься. Наука – «тетка» суровая. Либо ты ей отдаешься без остатка, либо она тебя вычеркнет из списка своих любимцев. А отдавая время школе, Владимир Вячеславович «отошел» от научной работы. К тому же стал семейным человеком, воспитывал сына, и поездки в столицу стали непозволительной роскошью.
Сельская школа, Тульский химический лицей, а теперь Щекинский лицей… Полтора десятка лет… Сегодня Степанов, по мнению руководителя методического центра города и района В.В.Лариной, – самый активный участник методического объединения, автор многих заданий для районной олимпиады. Опыт работы Степанова по теме «Особенности преподавания математики по учебникам С.М.Никольского» обобщен на уровне области. В 2003 году Владимир Вячеславович стал финалистом областного конкурса «Учитель года».
У Степанова своя система преподавания математики: подача теоретического материала большими блоками, уроки-практикумы, уроки-зачеты, использование компьютерной техники как на уроках, так и в выполнении домашних заданий. Сюда же входят и дополнительные занятия после уроков. С каждым учеником работает индивидуально. Как говорит сам Степанов, «в ребенке должно что-то произойти внутри – поменяться его взгляд на изучаемый предмет», тогда он добьется многого. Вообще с учениками у учителя особые взаимоотношения. Простота, доброжелательность, такт. Он даже своих пятиклашек уважительно называет только на вы. И ребята платят ему тем же. «…Нам всегда не хватало такого учителя, как вы, – понятливого», – пишут они в своих поздравительных.
Щекино, Тульская область
Комментарии