С 1 января 2014 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и это объясняет особое внимание Московского института развития образования к дошкольному образованию.
Деятельность лаборатории дошкольного образования имени А.В.Запорожца Центра общего образования МИРО ориентирована на московские образовательные организации, и результаты ее работы задают ориентиры развития всего российского дошкольного образования.В 2014 году осуществлялась разработка базовых оснований дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. Обогащение личностного развития ребенка, специфика присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, ситуациях общения, фундаментальные психолого-педагогические принципы организации образовательного процесса легли в основу проекта «Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки», созданного учеными МИРО. В настоящее время проект примерной программы «Истоки» направлен Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный институт развития образования для организации его общественного обсуждения, размещен на сайте ФИРО, прошел обсуждение на межрегиональном семинаре-совещании (27-29 мая 2014 г.). Примерная программа – это модель для создания вариативных авторских и основных программ.Важнейшим направлением деятельности МИРО стала ориентированная на живую практику педагогов Москвы научная и методическая поддержка современного «детоцентрированного» дошкольного образования, задающего возможности для развития и саморазвития детей.Разнообразные способы и направления поддержки педагогами детской инициативы во всех видах деятельности и культурных практиках – это новый обязательный раздел образовательной программы дошкольного образования. Как показывает анализ, один из наиболее проблемных. Его моделированию был посвящен фестиваль творческих проектов педагогов по поддержке индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО. Фестиваль прошел под девизом «Москва – город культуры детства». Более 200 представителей творческого сообщества педагогов дошкольного образования стали участниками апробации различных технологических решений и аспектов организации образовательной среды для открытого к познанию и творчеству разнообразного московского детства.Второй год Московский институт развития образования выступает инициатором Московского городского фестиваля «Детский сад – наукоград». Фестиваль проводится для выявления и поддержки лучших образовательных проектов, основанных на совместной деятельности детей, взрослых и направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Любознательный ребенок, склонный наблюдать, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи, – один из основных ожидаемых результатов реализации программы дошкольного образования. Поэтому «Детский сад – наукоград» – это актуально.Анализ и обобщение современных отечественных и зарубежных исследований в области архитектуры и дизайна образовательных учреждений позволили научно обосновать, разработать и апробировать подходы к моделированию развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной исследовательской и творческой активности ребенка.Позитивная социализация ребенка, его воспитание, введение в культурную среду города – эти функции образовательной организации осуществляются в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, учреждениями культуры и спорта, общественными организациями, органами местного самоуправления, Госавтоинспекцией и другими ведомствами. Культурная среда столицы – музеи, театры, парки, выставочные залы, достопримечательности, спортивные объекты – активно входит в образовательную среду дошкольного образования.Московский институт развития образования осуществляет научно-методическую координацию реализации городских образовательных проектов использования ресурсов социокультурной среды мегаполиса для социализации и развития детей «Классическая музыка в детском саду», «Дети в музее», «Детский сад и спорт», которые объединены общей гуманитарной направленностью на развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и спорту, вносят в жизнь каждого ребенка персонифицированные культурные события, обогащают культурную жизнь московской семьи.В 2014 году в спортивном празднике «Олимпийское будущее России» приняли участие команды детских садов всех округов Москвы. Праздник прошел в течение одного дня в большинстве муниципальных районов города на спортивных площадках школ, физкультурно-оздоровительных центров, стадионах.Традицией московского образования стала совместная работа с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по городу Москве по профилактике детского травматизма – Московский городской конкурс «Дорожная азбука», координатором проведения которого стал Московский институт развития образования. Суть конкурса – привлечение общественного внимания к проблемам безопасности детей на улицах и дорогах, создание эффективной образовательной среды и социальной ситуации для формирования позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения у детей и взрослых, воспитание пешеходной культуры маленьких москвичей, их позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения.Для развития инструментов государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования специалисты МИРО провели анализ сети частных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми и услуги по сопровождению раннего развития детей. Это позволило определить перспективные направления взаимодействия государственных и частных детских садов, наладить сотрудничество с частными организациями.Московский институт развития образования выступает в качестве интегратора лучшего опыта дошкольного образования. Механизмом интеграции стала система работы Ассамблеи и Совета стажировочных площадок дошкольного образования.Не обходит МИРО и острые вопросы становления образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, интеграции дошкольного образования как уровня общего образования. Их обсуждали на дискуссионной площадке, посвященной управлению организацией, реализующей образовательную программу дошкольного образования, в условиях модернизации и интеграции, которая прошла 16 апреля 2014 года в детском саду №2677 Восточного округа в рамках программы межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы управления в условиях модернизации московского образования: опыт и перспективы».Заключительный этап юбилейного V Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2014» будет проходить в Москве в ноябре 2014 года. Московский институт развития образования осуществляет организационно-методическое и информационное сопровождение подготовительного этапа конкурса и этапа его проведения. Лучших российских воспитателей увидит Москва, а с лучшими образцами московского дошкольного образования ознакомятся представители всех регионов России.Антон МОЛЕВ, директор Московского института развития образования
Комментарии