Как известно, школа считается вторым домом. В ее стенах ученики проводят большую часть дня. Именно поэтому очень важно создать все необходимые условия для развития ребенка в период обучения. И главное – сохранить его здоровье, считает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения России Владислав КУЧМА.
– Владислав Ремирович, какие данные о ситуации в образовательных организациях для вас важны и какие требования сейчас есть?- Как научное учреждение мы всегда откликаемся, когда возникают какие-то потребности в системе образования, и нас просят помочь. Из значимых проектов могу назвать следующий. По обращению столичного Департамента образования мы сделали школьное домашнее меню для детей московских школ. Теперь оно представлено в двух вариантах: традиционном и усовершенствованном. В первом случае мы исключили из рациона те блюда, которые детям не нравились, а вторые блюда разнообразили полезными салатами и продуктами.- Да, питание в школе – одна из злободневных тем. И что есть рецепт того, что еда в столовой может быть и полезной, и вкусной?- Ребенок уходит в школу на 8-10 часов. Неправильное питание может стать причиной многих заболеваний. И это наша общая забота. Современные технологии позволяют готовить здоровую безопасную и вкусную еду. Москва пошла как раз по такому пути. Отсюда родилась идея сконцентрировать в школьном питании те блюда, которые понравились бы ученикам. Мы создали школьно-домашнее меню таким образом, что все продукты сбалансированы с нормами и правилами питания детей. В то же время потребление «проблемных» продуктов, таких как, например, рыба, которую ребенку нужно есть, но которую он не кушает в школьной столовой, должны восполнить родители дома. Все эти тонкости мы разъяснили родителям. Год назад в одном из округов Москвы мы успешно провели эксперимент – ввели пилотное меню. И блюда из него понравились детям и родителям. Апробация проводилась под контролем Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы. Практика показала успешность проекта, и мы смело сказали, что с сентября его можно внедрять во все школы. Думаю, родители будут только рады, что блюда в школьных столовых по вкусу их детям.- Было время, когда в Москве огромной популярностью пользовались школы здоровья. Появились ли сегодня какие-то новые оздоровительные формы работы с детьми, требующими усиленного контроля медицинских работников?- Я национальный координатор школ здоровья в Европе. Школы здоровья, которые не отказались от принципов, заложенных еще 20 лет назад, существуют и сейчас. Более того, все прекрасно помнят и знают их положительное влияние на учебный процесс, состояние здоровья детей и психологический климат в школьном коллективе. Именно поэтому Национальной стратегией действия в интересах детей на 2012-2017 годы за подписью президента предписано распространить технологии школ здоровья на все образовательные учреждения страны, включая учебные заведения для детей с ограниченными возможностями.Многие школы продолжают работать по этим программам и сегодня. Родителям нравятся такие школы; иногда они осознанно ведут в них своих детей, зная особенности своего ребенка и то, что эта школа по-особому подходит к организации обучения. Как координатор этой сети, я считаю, что таким школам надо уделять внимание. Раньше министерства здравоохранения и образования проводили съезды для представителей школ здоровья. Последнее такое мероприятие проходило под эгидой Министерства образования и науки в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана, но потом интерес к этому пропал. Мы дважды проводили фестивали, конкурсы для представителей школ здоровья, и они отметили необходимость таких встреч. Их не оставили без внимания, услышали, выразили благодарность за то, что они занимаются очень важным государственным делом. На подобных мероприятиях они могут обменяться опытом, ознакомиться с новыми практиками. Мы будем предлагать сохранение программы распространения школ здоровья. Во-первых, указ президента не был реализован в полной мере, а во-вторых, это хорошая форма, и отказываться от нее не стоит. Да, сейчас есть некоторые трудности с финансированием этого направления, но эффективность школ здоровья никто не оспорил. И поэтому, если школа выражает желание работать в этом ключе, нужно ее поддержать. Поэтому такой статус существует, и он является добровольным. Школы сами решают внедрять такие технологии, а мы им содействуем. На сайте нашего института можно пройти тестирование в соответствии с европейскими стандартами, а затем определить, готово ли образовательное учреждение стать школой здоровья, а мы с удовольствием присвоим ему такой статус и выдадим соответствующий сертификат. Главное в этом процессе – то, что школа видит, что она может сделать полезного для детей. Здесь также нужно отметить, что школу нужно обеспечить так называемыми здоровьесберегающими технологиями, но перед этим удостовериться, что они действительно являются таковыми. Арсенал оздоровительных технологий, которые можно использовать, достаточно большой. Может быть, стоит провести очередной съезд представителей школ здоровья под эгидой «Учительской газеты»?- А вообще существуют ли какие-то определенные стандарты взаимодействия учебных заведений с медицинскими?- Как юридические лица школы могут во благо своих детей заключать подобные договоры. По действующим документам Министерства образования и науки медицинские работники выведены из штата образовательных учреждений, поскольку они считаются работниками медицинских организаций с соответствующими льготами, зачетом стажа, системой повышения квалификации. Результат от этого неоднозначный. К сожалению, это межведомственное взаимодействие четко не прописано, оно в значительной степени зависит от сложившихся взаимоотношений, но и педагоги, и медики говорят о том, что нужны соответствующие документы, регламентирующие такую работу. Тогда медицинскую помощь ученикам будет оказывать медицинская организация, а школа должна будет предоставить место медработнику.- Но, может, детям и не нужны врачи, а нужно хорошенько отдохнуть, порезвиться?..- К сожалению, мы не выполняем те необходимые рекомендации Всемирной организации здравоохранения и не соблюдаем установленные нормативы того, сколько ребенок должен двигаться. Порой мы забываем о том, что ребенок должен проявлять активность, но движение – обязательное условие нормального роста и развития. Если мы лишим его движения, усадим на диван или запрем в библиотеке, мы нарушим то, что было создано природой. Активность включает в себя не только те мероприятия, которые организует школа, но и те занятия, которым отдает предпочтение ребенок лично, – это обязательное условие нормального, гармоничного развития детей, причем не только силового, но и интеллектуального.Нормы ГТО – это как один из элементов такой продуктивности. Однако есть дети, которые по разным причинам – личным или физическим – не справляются с нормативами. Это не должно останавливать, напротив, необходимо искать способы повысить двигательную активность детей, чтобы это не было в ущерб здоровью ребенка.Нужно создать в школах все условия для физического развития детей, предоставить им необходимый инвентарь, а также предусмотреть такую возможность, чтобы ребенок смог приехать на своем велосипеде или самокате в школу и оставить его в фойе. Я считаю, что если ребенок будет хилый, нездоровый, малоподвижный, то он не сможет освоить даже элементарные школьные дисциплины – у него просто не будет ресурсов. Он будет стараться, корпеть над учебниками, но желаемого результата это не принесет. Поэтому физкультминутки, утренняя гимнастика, динамический час между основным и дополнительным образованием – все это очень важно. Пусть дети танцуют, играют, занимаются спортом – нужно поддерживать их и создавать для них все условия.- Но у спорта серьезный конкурент – злоупотребление компьютерной и электронной техникой. Как избежать риска перегрузок от занятий на цифровых носителях?- Дети с удовольствием пользуются ноутбуками и другими гаджетами, но никто не знает цену, в том числе отдаленную, этого использования. Согласно официальной статистике, о которой говорил и президент страны, наметилась такая тенденция – заболеваемость детей от 0 до 14 лет начала снижаться, а у подростков она продолжает нарастать. Но, по данным углубленных медицинских осмотров, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться, и особенно заметно – в период обучения в школе. И, что нас особенно тревожит, что помимо классических функциональных отклонений, таких как сколиоз, миопия, заболевания желудочно-кишечного тракта или верхних дыхательных путей, сегодня заметную долю занимают отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, гипертонические и психические реакции. Конечно, любой медик поймет и начнет сразу думать и искать причины в деятельности ребенка, в его нагрузках, поскольку такие патологии характерны для офисных работников или банковских клерков, а также они появляются при длительной работе с гаджетами.Конечно, мы прекрасно понимаем, что планшеты и устройства, имеющие выход в Интернет, полезны для школы и образования детей, что использование современных технологий способствует учебному процессу, но, чтобы это произошло, нужно научить учителя, ребенка и его родителей правильно ими пользоваться. Нас устраивает классический размер планшета – он более физиологичен для ребенка прежде всего по длине строки. Но в реальности мы видим, что дети большую часть времени проводят не с планшетами, а с гаджетами самых разных размеров и качества, используя их не только для переписки с друзьями, но и для решения учебных задач. Вопрос в том, как они это делают и сколько времени за этим проводят. Мы уже увеличили продолжительность непрерывных занятий на компьютерах до 25-30 минут, а это уже практически целый урок. Но этого недостаточно. Нам необходимо кардинально пересмотреть оценку учебных нагрузок. Мы прекрасно понимаем, что шкала трудностей предметов уже устарела; в школьной программе появился целый ряд новых предметов и дисциплин, которые требуют другой системы организации занятий. У нас есть все ресурсы для создания необходимых условий, но это требует проведения исследования и, следовательно, дополнительных затрат.- Какие разработки в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков наиболее актуальны сегодня и находят воплощение в столице?- Надо сказать, что столица очень лояльна и пользуется нашими рекомендациями. По поводу использования ноутбуков в начальной школе мы еще не достигли полного соглашения, но что касается планшетов, власти нас услышали, и мы провели целый ряд занятий с детьми и педагогами по использованию гаджетов. Был создан ресурсный центр на базе Первого Медицинского университета имени И.М. Сеченова для обучения педагогов и родителей. Такой же ресурсный центр создается сейчас по вопросам организации питания. Поэтому наши просьбы слышат, но те цифровые проблемы, о которых я говорил в начале, более масштабные и требуют углубленных исследований и соответствующих финансов.Сегодня нам нужно научиться измерять и оценивать вместе с педагогами те образовательные нагрузки, которые мы даем детям, потому что новые технологии активно внедряются в образовательный процесс. Можно читать красивый, красочный учебник, который соответствует всем имеющимся требованиям, а можно освоить ту же тему с использованием современных мобильных технологий, где есть звук, движение, инфографика. Появляется совершенно другое восприятие материала, но для того чтобы не навредить здоровью ребенка, нужно учесть его объем, какой результат получится в ходе этого восприятия и как с ним справится ребенок. Кто-то обращается с техникой успешно и с удовольствием, а у кого-то этот процесс идет через преодоление. Но самое главное, что мы даем огромный объем информации, отличный от того, что был раньше, но не можем его проконтролировать. Это требует совместной работы педагогов и нас, гигиенистов, физиологов детства. Нужно проанализировать ситуацию и прийти к общему мнению, как было в свое время с электронными учебниками. Мы установили, что в них не должно быть красной бегущей строки, установили максимальный объем текстовой информации, цвет текста, шрифты и прочее. Поэтому нас ждет большая работа.
Комментарии