К числу важнейших направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отнесено здоровье школьников. Президент охарактеризовал отмечаемую в последнее время статистику по этому вопросу как «ужасающую». Какой видится выход из сложившейся ситуации?
Из причин сложившегося состояния здоровья подрастающего поколения выделим школьно-обусловленные, которые могут играть весьма значительную как негативную, так и очень перспективную положительную роль. К деструктивным школьным факторам относятся прежде всего непомерно большой и все возрастающий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, дефицит времени для усвоения огромного потока информации, авторитарно-репродуктивный стиль обучения, ведущий к диктату учителя и превращающий ученика в пассивного потребителя информации, игнорирование индивидуально-типологических особенностей ребенка. Прилежный ученик вынужден заниматься (в школе и дома) по 12 и более часов в сутки, что предопределяет дефицит двигательной активности, переутомление, уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе. Эти факторы обусловливают нарушения функций опорно-двигательного аппарата, органа зрения, центральной нервной системы, иммунной защиты, снижение адаптационных возможностей, повышенную заболеваемость с последующей хронизацией патологических процессов.
Уместно напомнить: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека определяется на 50 процентов условиями и образом его жизни, на 20-25 процентов – экологическими факторами, на 20 процентов – наследственностью и только на 8-10 процентов уровнем медицинской помощи. Коль скоро здоровье определяется на 50 и более процентов условиями и образом жизни детей, значит основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формировании здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.
Спрашивается: а кто в школе должен и, главное, сейчас готов профессионально, полноценно воспитывать и учить детей здоровью так, чтобы отношение к нему стало действительно сознательным и ответственным?
Представление о таком специалисте поможет составить обусловившая его фундаментальная наука о здоровье, энергично развивающаяся со второй половины ХХ века и в настоящее время в развитых странах оказывающая большое влияние на социум. Автор этих строк счел целесообразным применить для ее определения термин «здравология».
Здравология представляет принципиально новое самостоятельное направление науки о человеке, исследующей сущность индивидуального здоровья и разрабатывающей принципы и методы активного его созидания. Здравология – это не только теория, но и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, предопределяющая реализацию комплекса мер образовательного, культурного, медицинского характера, направленных на создание позитивного отношения к личному и общественному здоровью.
Для реализации целей и задач здравологии как важного государственного звена необходимо учредить специальность с одноименным названием «здравология» и соответственно специалиста в этой области называть здраволог.
Как называть специалиста по здоровью для работы в системе образования? Возможные варианты: учитель здоровья, педагог-здраволог, бакалавр здравологии. Квалификация «учитель здоровья» (по аналогии с имеющимися: учитель информатики, учитель музыки) – понятное и, пожалуй, наиболее приемлемое на данном этапе название должности. Учителей здоровья можно готовить в рамках специальности «педагогика и психология», установив квалификацию «учитель здоровья» (или «педагог-здраволог»). Либо дополнить специальность «педагогика и психология» специализацией «здравология». В связи с тем, что поле деятельности специалиста по здоровью в образовательном учреждении не ограничивается только преподаванием, оно гораздо шире, поэтому точнее именовать квалификацию соответственно ее статусу: «педагог-здраволог». И наконец переход на двухуровневое образование, предусматривающее бакалавриат и магистратуру, позволяет предложить подготовку по направлению «Здравология» с присвоением академической степени «бакалавр здравологии». Специалист с таким образованием – прекрасная кандидатура на должность школьного здраволога.
Подготовка таких специалистов должна осуществляться в педагогических институтах и на педагогических факультетах университетов.
Основные положения характеристики специальности вытекают из содержания ее определения, достаточно подробно представленного выше. Однако работа в условиях учебного заведения имеет специфические особенности. Педагог-здраволог вместо существующего сейчас здоровьезатратного образования обязан выстроить систему здоровьесберегающего и заложить основы здоровьеформирующего воспитания и обучения.
Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности – нового мировоззрения нового времени. Следовательно, деятельность здраволога образовательного учреждения должна быть направлена на создание у школьников устойчивой мотивации на здоровье, воспитание культуры здоровой жизни и обучение основам здоровья.
Ведущей учебной дисциплиной должна стать «Здравология» либо «Здравоведение» (как, к примеру, обществоведение, искусствоведение). Все дисциплины, так или иначе имеющие отношение к организму человека – анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности, – могут быть объединены сквозной единой учебной программой под эгидой здравологии.
Совершенно очевидно, что обучение основам здоровья не может быть факультативным, рассеянным по разным дисциплинам, не имеющим к здоровью прямого отношения. Здравология должна быть обязательным предметом, и уже одно только это обстоятельство обязывает ввести в штат образовательных учреждений специалистов по здоровью.
Валерий ЧИМАРОВ, доктор медицинских наук, профессор Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского университета, заслуженный врач России, изобретатель СССР
Комментарии