search
main
0

Наука о добром и справедливом Факультатив по праву для 10-11-х классов

Этот факультатив предназначен для тех учителей права и обществознания, кто хочет изучать вопросы более углубленно.

Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным существам; оно утверждает и отрицает, оно требует, чтобы люди знали, что утверждено, что отринуто.

Иван ИЛЬИН

Права человека лучше всего постигаются на собственном опыте, в реальной жизни. Однако как можно понять права человека, если не разобраться и не понять, не найти источник права, не получить представление о праве? Ульпиан (III в. до н.э.) говорил: “Излагающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово право”.
Право – это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждая историческая эпоха имела представление о том, где проходит та граница, за которой начинается бесправие. Естественно, что эти представления не всегда совпадают с современными.
Можно с уверенностью сказать, что понятие право существовало задолго до того, как появились конституции и законы. Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы и ритуалы. В тот далекий период господствовали моральные и религиозные нормы.
Право в своих истоках было частью связано с религией, частью было правом-обычаем. Право было волей божества, которая обычно проявлялась через вождя, являющегося также священником, посредником между племенем и божеством. Например, в древнем еврейском обществе поведение регулировалось во многом религиозными нормами. Если там спрашивали, что есть справедливый поступок, ответ был совершенно четкий: это такой поступок, который совпадает с волей Яхве (божества), которая открылась нам в законе как фонарь, чтобы освещать нам дорогу.
Правила поведения, возникшие стихийно под влиянием здравого смысла, постепенно закреплялись в сознании людей, многократно повторялись и превращались в традиции, обычаи, признававшиеся всем обществом. Традиции, обычаи, религиозные правила представляют собой социальные нормы.
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Это своего рода модели поведения одного человека по отношению к другому. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами.
Именно на их основе в дальнейшем стало формироваться право. Если обратиться к истории развития права, тому свидетельством могут служить такие источники.

Законы Хаммурапи (извлечения)
╖1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.
╖10. Если покупатель не приведет продавца, продавшего ему и свидетелей, при которых он купил, только хозяин пропавшей вещи приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то покупатель – вор, его, значит, должно убить; и хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
╖11. Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он лжец, возводит напраслину и его должно убить.
╖16. Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму, и не выведет “их” на клич глашатая, “то” его должно убить.

Законы ХII таблиц (извлечения)
Таблица I
1. Если называют “кого-нибудь” на судоговорение, пусть “вызванный” идет. Если “он” не идет, пусть “тот, кто вызвал”, подтвердит “свой вызов” при свидетелях, а потом ведет его насильно.
2. Если “вызванный” измышляет отговорки “для неявки” или пытается скрыться, пусть “тот, кто его” вызывал, наложит на него руку.
3. Если препятствием “для неявки вызванного на судоговорение” будет болезнь или старость, пусть “сделавший вызов” даст ему вьючное животное. Повозки, если захочет, представлять не обязан.

Русская Правда Пространной редакции
(извлечения в переводе на современный русский язык)
Статья 90. Если умрет смерд. Если умрет смерд, то его наследство идет князю; если у него в дому будут дочери, то им следует дать выдел, если они будут замужем, то выдела им не давать.
Статья 91. О наследстве бояр и дружинников. Если кто-либо умрет из бояр или дружинников, то наследство князю не идет; если же у умершего не будет сыновей, то пусть возьмут наследство дочери.

Салическая правда (извлечения)
ХIV. О нападениях и грабежах.
1. Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате 2500 ден.
2. Если римлянин ограбит салического варвара, должно применить вышеупомянутый закон.
3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 сол.
6. Если кто нападет на чужую виллу, все уличенные в этом нападении присуждаются к уплате 62,5 сол.

ХХХ. Об оскорблении словами.
1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
2. Если кто – мужчина или женщина – назовет свободную женщину блудницей и не докажет этого, присуждается к уплате 45 сол.

ХХХIV. О нарушении изгороди.
1. Если кто отрежет два или три прута, которыми связывается или сдерживается вверху изгородь, или сломает или вырвет три кола, присуждается к уплате 15 сол.

Таким образом, мы видим, что социальные нормы обладают рядом специфических признаков.
Во-первых, социальные нормы имеют общий характер, то есть они рассчитаны не на одного или несколько человек, а на многих лиц, поименно не указанных.
Во-вторых, они регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.д.).
В-третьих, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если на то есть необходимость.
Исходя из вышеизложенного видно, что в своем поведении люди используют большое количество различных социальных норм. В их числе можно выделить следующие.
Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе его можно определить как церемонию, призванную внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется Гимн Российской Федерации.
Обряды также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов они глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуя большие воспитательные цели. Таков, например, обряд захоронения.
Мифы – образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя.
Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Обычай можно определить как сложившийся в обществе стереотип поведения. Он входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность (передача имущества близким родственникам, воспитание детей матерью), примером такого обычая может служить талион: “И предписали мы им в ней, что душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны отмщение. А кто пожертвует этой милостыней, то это – искупление за него. А кто судит не по тому, что низвел Аллах, те – несправедливы” (Коран. Сура 5. Трапеза 49 (45)).
Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношение к божественному началу и выражающие его взгляды, подходы к жизни. Воля бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку Бог предполагает, что не все будут ему служить, в числе религиозных санкций содержатся анафема, страшный суд, попадание в ад.
Следовательно, возникновение права обусловлено общественными потребностями, а именно:
необходимостью установления единого порядка отношений новой общности людей – народов, населявших ту или иную территорию;
необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различаться, что вызвало неустранимые противоречия и конфликты;
необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.
Признаки права
Право характеризуется рядом специфических признаков.
1. Право состоит из правил поведения, которые являются обязательными для тех людей, которым они адресованы. Так, религиозные предписания различны для лиц, исповедующих разные религии.
2. Исполнение этих правил обеспечивается и охраняется государством.
Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Но за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также к ответственности за ее нарушение.
3. Право отличается формальной определенностью. Оно выражено в потенциальных формах (источники права). Это нормативные акты и иные юридические документы. Значительная часть права закрепляется в законах. Другая часть существует в иных формах (договорах, указах, постановлениях и т.д.).
4. Нормы права образуют не совокупность, а именно систему, которая отличается внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью.
Таким образом, право – это система общеобязательных правил поведения (норм), закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Начинаем размышлять о правах человека. Чтобы легче было размышлять, давайте сначала разберемся со следующими вопросами.
Что такое права человека?
Права человека можно определить как такие основные нормы, без которых люди не могут жить достойно. Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и обществу в целом развиваться всесторонне.
История развития прав человека неразрывно связана с борьбой за свободу и равенство. Такие основополагающие принципы прав человека, как уважение человеческой жизни и человеческого достоинства, можно найти в большинстве мировых религий и философий.
Они провозглашены во Всеобщей декларации прав человека. Помимо Декларации существуют международные пакты о правах человека, в которых устанавливается, что государства должны делать для соблюдения прав своих граждан, а чего делать не должны.

Отличительные черты прав человека
Права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они люди – для каждого человека права человека являются неотъемлемыми.
Одинаковые права человека принадлежат людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека являются всеобщими.
Права человека нельзя отобрать – никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают эти права и нарушают их, например, там, где распространено рабство, рабы тоже имеют права, хотя их права попираются, – права человека неотчуждаемы.
Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются неделимыми.

Категории прав
Права можно разделить на три категории.
Во-первых, гражданские и политические права (права первого поколения). Это права, ориентированные на свободу, к ним относятся право на жизнь, право на свободу и безопасность личности, право не подвергаться пыткам и рабству, право на участие в политической жизни, право на свободу убеждений, выражения, слова, совести и вероисповедания, право на свободу ассоциаций и собраний.
Во-вторых, экономические и социальные права (права второго поколения). Это права, ориентированные на социальную защиту, к ним относятся право на труд, право на образование, право на удовлетворительный уровень жизни, пищу, жилище и медицинское обслуживание и другие.
В-третьих, права, относящиеся к окружающей среде и культурному и духовному развитию личности (права третьего поколения). К ним относятся право на жизнь в незагрязненной и защищенной от разрушения окружающей среде, право на культурное, политическое и экономическое развитие личности.
Говоря, что каждый человек обладает правами, мы говорим также, что каждый человек обязан соблюдать права других людей.

Всеобщая декларация прав человека
Наиболее широко признанным во всем мире документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека. Основным содержанием Декларации является провозглашение неотъемлемой самоценности каждого человека. Декларация была единодушно принята Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года (хотя 8 стран воздержались при голосовании). В ней излагается перечень основных прав, которыми обладают люди во всем мире, независимо от из расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации провозглашается, что правительства дают обет отстаивать права не только своих собственных граждан, но также и граждан других стран. Иными словами, национальные границы не являются препятствием в оказании помощи другим людям в борьбе за признание их прав. С 1948 года Всеобщая декларация выполняет роль международного стандарта по правам человека. Участники проходившей в 1993 году Всемирной конференции, представлявшие 171 страну, где проживает 99 процентов всего населения мира, вновь подтвердили свою приверженность защите прав человека.

Правовой статус
Хотя Декларация инспирировала появление большей части международных документов о правах человека, сама она не является юридически обязательным к исполнению документом. Тем не менее как документ, провозглашающий общие принципы, она оказывает большое влияние в мире на формирование общественного мнения. Провозглашенные в Декларации принципы получили юридическую силу в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Страны, ратифицировавшие эти пакты, тем самым взяли на себя обязательства принять в своей стране законы, защищающие эти права человека. Но свыше половины стран мира еще не ратифицировали ни МПГПП, ни МПЭСКП.
Имеются также региональные правозащитные документы, такие, как Африканская хартия прав человека и народов, Европейская конвенция о правах человека и Американская конвенция о правах человека. Законы многих стран также гарантируют права человека.
Таким образом, признание прав человека и создание средств их защиты в рамках международного права являются, пожалуй, самым важным нравственным завоеванием нынешней цивилизации. Множество соглашений и конвенций по правам человека направлены на установление согласованных определений прав и свобод человека и в то же время обязывают правительства предпринимать необходимые шаги по защите этих прав в законодательном порядке.
Права человека по-прежнему остаются ключевой темой не только для России, но и для государств с развитой демократией. Томас Гоббс сказал: “Для меня не важно, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право”.

Майя КОЛЯДЕНКОВА,
учитель права
Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте