search
main
0

Наука и практика – новые аспекты взаимодействия

Одним из инновационных подразделений МГПУ стал Научно-образовательный центр социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства, созданный в 2012 году, в состав которого входят научно-исследовательские лаборатории научно-методического обеспечения и сопровождения образовательных программ, технологий коммерциализации молодежных профессиональных инициатив, стратегий формирования вторичной языковой личности в преподавании русского языка как иностранного, стратегий формирования читательской грамотности и отделы моделирования государственно-общественного управления образовательными учреждениями, электронных контентов, отдел по взаимодействию с общественно-профессиональными объединениями.

Основной целевой установкой центра стало осуществление посредничества, как вертикального – между наукой и практикой, системой образования и социальными институтами с ориентацией на запросы работодателей, профессиональных сообществ и бизнес-структур, так и горизонтального посредничества – через сетевое взаимодействие, организацию конференций, семинаров, круглых столов и других научных мероприятий и культурно-образовательных событий.Одна из актуальнейших проблем современного образования – создание системы независимой сертификации профессиональных квалификаций с участием представителей работодателей. Прохождение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ даст возможность государственным образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования Москвы в целом повысить качество образования и международную конкурентоспособность. В рамках одного из ведущих проектов научно-образовательного центра – «Разработка системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Педагогика», выполненного в рамках государственного задания МГПУ, разработаны модель общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и рекомендации по ее внедрению; проекты положений о городском центре сертификации и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ; определены критерии внешней экспертной оценки образовательных программ ВПО по направлению «Педагогика»; разработана и апробирована модульная программа ДПО «Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ», а также модуль программы ДПО для независимых экспертов «Независимая оценка сформированности педагогических компетенций ППС вуза». К методическому сопровождению процедуры общественно-профессиональной аккредитации разработаны кейсы информационно-инструктивных и методических материалов для независимых экспертов по профилям подготовки «Русский язык, литература», «Иностранный язык (английский)», «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Психология образования» и «Социальная работа», «История». Отдельная разработка центра – «Кейсы по проверке сформированности специальных компетенций для всех направлений подготовки», включающие инструкции, методические рекомендации, пакет кейсовых заданий для студентов. Эти материалы были апробированы на нескольких мероприятиях (семинарах, деловых играх) с участием потенциальных работодателей – представителей учреждений социальной сферы, а также коллег из РГСУ.В рамках сотрудничества Научно-образовательного центра и Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) – ведущей независимой экспертной организацией в сфере профессионального образования в России – сотрудники НОЦ приняли участие в разработке проекта «Ассессмент ППС» (от англ. assessment – оценка) и дальнейшей его апробации в ходе независимой экспертной оценки деятельности 100 преподавателей Вятского государственного университета. В результате было выполнено теоретическое обоснование компетентностного подхода в оценке качества деятельности ППС вуза; разработаны структура и содержание модели независимой оценки педагогических компетенций ППС вуза; рекомендованы этапы ее проведения; разработан перечень компетенций в каждой из областей педагогической деятельности ППС вуза, показатели, критерии и технологии оценочных процедур. В результате проведенной работы были подготовлены методические пособия по комплексной оценке профессиональных компетенций, информированию общественности о результатах общественно-профессиональной аккредитации, по использованию результатов общественно-профессиональной аккредитации в подготовке к государственной аккредитации, а также коллективная монография «Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ». Кроме того, материалы исследования нашли отражение в серии публикаций в информационно-аналитическом журнале «Качество образования». Научно-методическая поддержка вовлечения общественности в управление системой образования – как процессами, так и институциями – стала предметом проекта НОЦ «Моделирование государственно-общественного управления образовательными учреждениями», направленного на разработку критериев эффективности и показателей качества деятельности органов государственно-общественного управления образованием. Мы провели мониторинг деятельности управляющих советов, определили перспективы расширения общественного участия в управлении столичным образованием, организовали просветительскую работу с родительским сообществом, сейчас разрабатываем информационно-методическое сопровождение для подготовки представителей общественности к работе в управляющих советах. Проект полезен не только сотрудникам образовательных учреждений, но и студентам: для них разработаны программы дополнительного образования, в том числе дистанционные. Отдел моделирования государственно-общественного управления образовательными учреждениями НОЦ активно сотрудничает с различными учреждениями и организациями Москвы и регионов (например, с региональным Центром развития образования Томской области); оказывает научно-методическую поддержку специалистам окружных отделов городского методического центра Департамента образования в сопровождении организации и деятельности управляющих советов образовательных учреждений, ведет подготовительную работу по заключению договора с университетом города Хэйхэ (КНР) для развития партнерских отношений в области образовательной и научно-исследовательской деятельности наших вузов.Опыт работы отдела моделирования государственно-общественного управления образовательными учреждениями будет учтен при выполнении запланированной в 2014 году работы в рамках государственного задания «Разработка системы участия заинтересованных граждан Москвы в решении вопросов региональной образовательной политики», в выполнении НИР принимают участие структурные подразделения МГПУ – Институт гуманитарных наук (ИГН), Институт психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО), Научно-исследовательский институт столичного образования (НИИСО).Одна из важнейших проблем современной системы образования, работа над которой в числе ведущих направлений деятельности научно-образовательного центра, – это стимулирование и поддержка молодежных инициатив, выявление студентов, обладающих выдающимися творческими и лидерскими способностями, помощь им в раскрытии и реализации профессионального и личностного потенциала. Проект «Разработка системы поддержки и продвижения молодежных профессиональных инициатив» по созданию комплексной системы поддержки и продвижения молодежных профессиональных инициатив, идей и проектов студентов, аспирантов университета, также был поддержан государственным заданием МГПУ. Анализ опыта МГПУ и других вузов, изучение уровня мотивации студентов к формированию предпринимательских компетенций, проведение конференции, конкурса проектов, экспертной сессии и других мероприятий легли в основу разработки программы поддержки и продвижения молодежных профессиональных инициатив «От идеи до реализации проекта». Ее основные направления уже внедрены, среди них – комплекс мер по формированию предпринимательских компетенций студентов в учебном процессе, формирование сообщества молодежи университета, заинтересованной в проектной и предпринимательской деятельности, проведение образовательных программ (мастер-классы, семинары, лекции, деловые игры), инкубирование социально-гуманитарных, научно-образовательных, предпринимательских идей и проектов студенческой молодежи, экспертная и информационная поддержка проектов молодежи. Большое внимание уделено формированию портфеля интеллектуальных разработок молодежи: созданию выставки проектов, составляющих инновационный потенциал вуза, а также изданию каталога молодежных идей и инициатив, сопровождению информационно-образовательного интернет-портала на базе интернет-сообщества «ВКонтакте» по поддержке и продвижению молодежных профессиональных инициатив «Онлайн-лаборатория «Есть идея!». Уже подобрана и размещена в свободном доступе медиабиблиотека, включающая аудиокниги, электронные книги, видеофайлы, статьи по вопросам проектной и предпринимательской деятельности.В 2013-2014 учебном году для студентов университета были проведены конференция «Молодежные инициативы: идея, стартап, практика», форсайт-игры по развитию культуры проектной деятельности, экспертные сессии, которые показали интерес студентов к проектной и предпринимательской деятельности. Совместно с управлением по организации воспитательной работы мы осуществляли педагогическое содействие развитию студенческой инициативы и представлению проектов на инициированном РГПУ им. А.И.Герцена конкурсе «Моя инициатива в образовании», провели для участников конкурса индивидуальные консультации и обучающие мастер-классы по основам проектной деятельности. Совместный процесс построения видения будущего, направленный на нахождение новых идей и решений, повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий, позволит студентам не только узнать о секретах проектирования, но и определить свою «дорожную карту» проекта.Принципиально новое направление в отечественном образовании – так называемый Международный бакалавриат (The International Baccalaureate, IB). Созданный некогда как элитарная форма образования для детей дипломатов, он теперь становится доступен максимально широкому кругу учащихся, открывая им дорогу в ведущие вузы мира через приобщение к единой модели универсальных транснациональных и транскультурных знаний. В рамках госзадания НОЦ выполняет научно-исследовательскую работу по теме «Разработка системы поддержки и сопровождения образовательных учреждений, реализующих программы Международного бакалавриата» (IB). Проект предполагает выработку и методическую поддержку модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы IB, а также систему требований к профессиональной компетентности учителей Международного бакалавриата. МГПУ заявляет о готовности на своей базе создать городской ресурсный центр по сопровождению образовательных учреждений, как реализующих, так и только готовящихся осуществлять программы Международного бакалавриата. В настоящий момент разработан проект сайта ресурсного центра, который станет основой для осуществления межсетевого взаимодействия. Для учителей будет разработана программа повышения квалификации, переподготовки и курсов повышения квалификации по иностранным (английский, испанский, французский) языкам в соответствии со стандартами IB, а также программа магистратуры «Международный бакалавриат: теория и технологии». В разработке находятся программы повышения квалификации тренеров по подготовке учителей IB. Мы видим свою задачу также в разработке инициативной тематики, среди инициативных проектов выделяем «Открытый образовательный проект «Smart Тutor». Умное образование для каждого», направленный на создание образовательного пространства нового типа для обеспечения эффективного smart-образования по направлениям, наиболее востребованным современной молодежью; «Разработка модели и ресурсного обеспечения деятельности Московского международного центра историко-культурного туризма» (подготовлена заявка).Таким образом, создание условий для эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, выполнение поисковых научно-исследовательских проектов, направленных на разработку методического сопровождения педагогов и обучающихся, поддерживание тесных связей с образовательными и научными учреждениями Москвы, России и мира, проведение научно-образовательных открытых мероприятий направлено на формирование на базе МГПУ важнейшего сегмента открытого образовательного пространства столицы. НОЦ социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства – важнейший инструмент для МГПУ, позволяющий педагогическому вузу консолидировать вокруг себя представителей различных уровней системы образования и иных социальных систем и институций столицы, быть на перекрестье инновационных идей и актуальных запросов общества, формируя своей деятельностью новый образовательный ландшафт с учетом реалий нынешней информационной, постиндустриальной эпохи.Л.ОСЕЧКИНА,директор Научно-образовательного центра социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте