search
main
0

Наука и общество – диалог возможен

​Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН: – Первый Московский фестиваль науки был проведен по инициативе МГУ в 2006 году, с 2011 года он стал всероссийским. Фестиваль – это праздник для молодых, для всех творческих людей. Удивительно, что этот праздник родился и за последние 9 лет действительно стал всероссийским, очень признанным и узнаваемым.

В том, что  такой фестиваль появился, виноваты корреспонденты, пишущие на тему  науки, –  в 2006 году я принимал европейских корреспондентов, и они задали вопрос: почему у России нет фестиваля науки? Действительно, в Великобритании еще в начале ХIХ века прошли первые фестивали науки. Тогда Московский университет загорелся идеей  провести первый Фестиваль науки,  мы просто не ожидали, что  такой интерес и такую поддержку молодежи это предложение вызовет. Число посетителей  росло в точности по геометрической прогрессии: на первый фестиваль пришли тридцать тысяч, на второй – шестьдесят тысяч, на третий – сто двадцать тысяч, на четвертый – около трехсот тысяч, в этом году мы ожидали около двух миллионов посетителей.Почему Фестиваль науки так вошел  в нашу жизнь? Мне  кажется, это произошло по нескольким причинам. Главная причина состоит в том, что наша страна, наши люди вообще очень тянутся к науке. У нас такой менталитет: мы хотим что-то познать,  что-то сделать, что-то увидеть, что-то потрогать  руками. Фестиваль дает возможность все это сделать. Фестивали науки сейчас идут по всей стране – почти в 80 регионах России, я благодарен всем университетам, всем научным центрам, которые подхватили нашу идею. Недавно состоялся Фестиваль науки в Новосибирске, это одна из центральных  региональных площадок, там на фестиваль пришли около 60 тысяч  посетителей, чтобы посмотреть выставки и оценить достижения ученых.  Фестиваль науки интерактивен, то есть  туда  приходит школьник, студент, молодой ученый не просто посмотреть, скажем,  на марсоход или робота, но и поуправлять ими, поучаствовать в каком-то эксперименте, увидеть что-то такое, что в обычной жизни себе даже не представляли, например, как работает прозрачный мозг мыши. Хорошей находкой стало  то, что в Москве – она стала центральной площадкой –  параллельно шла выставка  в «Экспоцентре», и все серьезные  приборы, оборудование размещались в  его павильонах, которые приспособлены для этого, сотни тысяч посетителей  приходили на эту выставку.  На наш  Фестиваль науки приехали четыре ведущих  нобелевских лауреата, и это, конечно, не просто так, не всякая страна может похвастаться участием в их выставках таких людей.  Отряд отечественных ученых, читающих лекции на фестивале, тоже очень впечатляет. Каждая лекция стала  событием, на каждой были тысячи слушателей, по крайней мере мы это прогнозировали и отводили под эти лекции залы вместимостью до тысячи слушателей, плюс  шла трансляция в холлах и в Интернете. Поэтому я уверен, что Фестиваль науки обогатит нашу страну, мы по-другому взглянем на многие научные открытия, события. Знаменательно, что Фестиваль науки всегда проходит в дни, когда вручают Нобелевские премии, поэтому при открытии фестиваля мне всегда выпадает честь прочесть общую лекцию о науке, и, естественно, был  обзор  научной деятельности нобелевских лауреатов 2014 года.Мы благодарны Москве – начиная со второго фестиваля науки столица активно включилась в его поддержку.  Фестиваль в первые годы был  только московским, без Москвы мы просто не смогли бы так развернуть работу – это инфраструктура, транспорт,  логистика, финансовая поддержка. Москва  до сих  пор с нарастающими темпами поддерживает  проведение Фестиваля науки, думаю, это пример, который столичное  правительство дает, бережно относясь к научным событиям в своем городе.  Все вместе мы многое делаем для страны, и не только страны, но и мира. Мы сейчас готовим съезд Российского союза ректоров, и там будут серьезные выступления по инженерному образованию. Олег БОЧАРОВ, руководитель Департамента науки,  промышленной политики и предпринимательства:- Москва рассматривает возможность переноса МКС на территорию ВДНХ, чтобы создать там новое принципиальное пространство. Мы говорим о том, как меняется урбанистика города. Можно назвать сухую цифру и сказать, что в 2013 году  45 процентов научных работ, научных исследований были сделаны в Москве, но это будет выглядеть как просто  процент. А мы говорим о том, что атмосфера в городе меняется, этого нельзя не заметить. Можно сказать, что в прошлом году четыреста тысяч человек посетили  открытые площадки фестиваля науки, за это особая благодарность Виктору Садовничему, потому что он прекрасно понимает:  линейная миссия – достичь одним шагом одного результата – не может быть достойна такого города и такого уровня науки, которые развиты на сегодняшний день. Поэтому мы говорим о синергетическом эффекте, о том, что, безусловно, наши инновационные площадки все-таки должны показывать всем гостям города, чего может достичь московский  ребенок. Восемь тысяч детей с 2013 года записались в центры инновационного развития, они уже прототипируют на уровне старших классов школ, получают результаты. Мало того, мы в этом году благодаря  общероссийской поддержке – к этому начинают подключаться крупные федеральные структуры –  говорим  о принципиально новом вызове, который стоит перед нами, так как  самая главная и результативная часть деятельности науки – внедрение. Как только мы говорим о результативной части – о внедрении, то сразу понимаем, что  роль нынешнего года – это взаимодействие в городе. Это взаимодействие нынче проявляется  и в том, что  20 студенческих команд  из всех вузов Москвы на форуме «Открытые инновации», который стартовал 14 октября,  будучи естественным продолжением и Нобелевской недели, и Фестиваля науки,  занялись прототипированием. Иногда это  студенты из одного вуза для развития  заказа городского хозяйства уже в финальной части – четыре команды дойдут до финала – показывают реальные образцы. Мы действительно творческая, научная, наукоемкая нация, и нам нужно это развивать.  Через Департамент образования и Департамент науки, промышленной политики  и предпринимательства город финансирует ресурсные центры в ведущих технических и технологических вузах, это начали со Станкина, и  сегодня уже получены потрясающие результаты. Мало того, именно эти площадки стали акселераторами для создания  системы индустриальных зон. Сейчас мэр Москвы Сергей Собянин дал указание по развитию этой деятельности, она весьма конкретна, в присоединенных территориях выходят на Правительство Москвы (заместителя мэра Наталью Сергунину) частные  землевладельцы с предложениями  о развитии индустриальной зоны. В ближайшее время это будет обсуждено, потому что в некотором смысле  неконкурентные для инвестиций отрасли уже не представляют такого интереса, и  многие инвесторы планируют инвестировать свои частные средства совместно с государством в развитие  новых инновационных  производств, в  создание новых продуктов, в открытие новых цехов.   Мы планируем, что в этом году около восьмисот тысяч человек посетят наши открытые площадки,  у нас открывается технополис «Москва», где мы показываем индустриальные возможности, внедренческие возможности, готовы предоставить для этого промышленные площадки, чтобы молодые творческие коллективы занялись внедрением непосредственно в городском хозяйстве. Все это позволяет включить в городе принципиально иную методику взаимодействия: производство – импортозамещение – наука – внедрение – исследования – опыты.Профессия должна быть очень важна.  Нам нужно создать формулу профессии ученого действительно для всех возрастов, как человека, который может реализовать интеллектуальный потенциал и получить за него достойное вознаграждение, достойного партнера, который в этот интеллект готов инвестировать.Закончить мы хотим тем, что совместно с Советом ректоров, Министерством образования и науки РФ делали, – уже в октябре, может быть, в рамках «Открытых инноваций» заключим первые отложенные контракты, которые разрабатывает Москва, когда десятиклассник, пройдя определенные практики, сможет заключить такой трудовой контракт с реальным предприятием и, используя его, скорректировать траекторию своего движения, получить от этого реального производства поддержку и в формировании  своей образовательной траектории, и в  получении оплачиваемых практик.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте