search
main
0

Наука и образование в России выходят на новый этап развития

Валерий Фальков и Сергей Кравцов выступили на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке

23 марта в Государственной Думе состоялось довольно необычное заседание Комитета по образованию и науке: с докладами о состоянии текущей работы выступили сразу два видных представителя Белого дома – министр просвещения Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Эксперты связывают этот правительственный вояж в Государственную Думу с тем, что есть необходимость подвести итоги того, как наша наука и образование пережили год пандемии и на чем надо сосредоточить теперь усилия, учитывая, что ковид-19 постепенно отступает и жизнь возвращается в прежнее русло.

Надо сказать, что в своих оценках последствий пандемии для отечественной образовательной системы министры несколько разошлись. Сергей Кравцов с определенной долей оптимизма сообщил депутатам, что «вынужденный переход школьников на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса не привел к серьезным проблемам в обучении», даже есть определенные успехи – в стране на пять тысяч человек сократилось количество школьников, которые не преодолевают минимальный порог на экзаменах. Также на пять тысяч увеличилось количество школьников, которые по своей функциональной грамотности получили высокий результат. По мнению Кравцова, это говорит об улучшении образования и эффективной работе всей системы.

Стоит заметить, что этот пассаж министра вызвал бурю комментариев в социальных сетях. Многие родители приписывают эти успехи в первую очередь себе, поскольку из-за несовершенства дистанционной модели обучения, которая нередко приводила к растерянности и пассивности детей, во многих семьях были срочно изысканы средства на репетиторов и дополнительные образовательные курсы. Те же, кто не мог позволить себе такую роскошь, занимались с детьми самостоятельно. Так что родители школьников настаивают на том, чтобы министр, рапортуя об успехах ведомства, впредь говорил добрые слова и в их адрес, поскольку на поверку родительское сообщество оказалось довольно надежным резервом отечественной системы образования.
Что касается позиции Валерия Фалькова, то он был довольно осторожным в своих оценках и отдавал себе отчет в том, что пандемия в определенной степени затронула качество высшего образования. «Мы сейчас смотрим на то, где появились пробелы в знаниях наших студентов и как их можно восполнить», – заявил министр и добавил, что надо провести анализ, и если есть где-то огрехи или определенные лакуны, то надо их восполнить.

Так что пандемия уходит на задний план (где-то на Масленицу даже сжигали чучело ковида-19). Теперь наступает время полноценной размеренной работы уже с уклоном на офлайн-обучение, пусть даже в масках и перчатках. И здесь самое время вспомнить о том, что президент поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Сергей Кравцов здесь опять сделал довольно оптимистичное заявление, что согласно международным исследованиям Россия уже в 2021 году должна войти в 10 стран по качеству обучения.

Но ряд депутатов считают, что в сложившейся ситуации сделать это будет довольно сложно. Первый заместитель комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин привел данные Народного фронта, эксперты которого опросили 1300 учителей: 44% заявили, что в их школах не хватает математиков, 39% – учителей иностранного языка, 30% – учителей литературы, 26% – учителей начальных классов. По мнению депутата, ситуация продолжает ухудшаться: расходы на образование в трехлетнем бюджете сокращаются с 3,9 до 3,6% от объема ВВП. Это притом что страны – лидеры в образовании тратят от 5 до 8% от ВВП, так что потеснить их в верхней десятке с такой бюджетной политикой будет непросто.

Конечно, при желании и с учетом инновационного подхода из шагреневой кожи можно сшить и пять, и шесть шапок… Только кто сможет их носить? По данным Российской академии народного хозяйства, количество учителей, которые работают на две ставки, за последние несколько лет увеличилось вдвое, теперь это каждый седьмой педагог. При этом более половины учителей в российских школах – это люди старше 45 лет, и работать в таком ритме для них очень сложно. Педагогические вузы выпускают достаточное количество специалистов, но если в Москве хотя бы половина выпускников идут в науку и образование, то в среднем по России эта цифра менее 30%. Причина все та же – слишком низкие зарплаты.

При этом, по словам Сергея Кравцова, субъекты Федерации выполняют майские указы президента, и, по отчетам, средняя зарплата учителя на уровне средней по региону. «Но внутри региона зарплаты разные! – возмутился министр и представил долгожданный механизм выравнивания заработной платы педагогов вне зависимости от региона и образовательного учреждения. – Предлагается передать значительную часть финансовых полномочий на федеральный уровень, что обеспечит фиксированную минимальную заработную плату вне зависимости от региона. Сейчас мы совместно с Минтрудом, Минфином и Мин­экономразвития разрабатываем требования к оплате труда учителей на основе принципов увеличения доли минимального гарантированного размера оплаты труда педагога. Фиксированная часть должна быть не менее 70%. Это приведет к снижению дифференциации заработной платы педагогов в пределах региона и к повышению прозрачности системы оплаты для учителя».

Также Сергей Кравцов озвучил новые подходы к подготовке педагогических кадров. Кроме продолжения программы по переподготовке учителей, повышению квалификации на бесплатной основе есть предложение создать новый порядок подготовки в педагогических вузах: «Во-первых, синхронизировать техническое оснащение школ и вузов, для того чтобы будущие сотрудники уже имели опыт работы с такими системами. А также создать профильные педагогические классы, которые будут отбирать будущих преподавателей еще со школьной скамьи. Со следующего года будем создавать профильные педагогические классы и планируем создать пять тысяч педагогических классов», – заверил Кравцов.

К тому же в помощь традиционной системе образования будет создаваться Цифровая образовательная среда (ЦОС). В конце прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о проведении в субъектах Федерации с 10 декабря 2020 по 31 декабря 2022 года эксперимента по внедрению ЦОС, главная задача которой – создать равные условия для получения качественного образования на всей территории России. В эксперименте примут участие около 40% образовательных организаций в 15 регионах страны. Отмечается, что в рамках эксперимента планируется подключить образовательные организации к скоростному Интернету, оснастить их ноутбуками, серверами, каналами связи, камерами, устройствами воспроизведения контента.

«Мы уже создали свою систему видео-конференц-связи, социальную сеть для школьников, где нет непроверенного контента, и верифицированный контент в помощь учителю, чтобы можно было проиллюстрировать ту или иную тему», – отметил министр и при этом подчеркнул, что дистанционные технологии никогда не заменят традиционного образования, а будут лишь служить для ее усиления. То есть все опять упирается в наличие профессиональных педагогов, тем более что в отдаленных и сельских регионах страны Интернет либо слабый, либо его нет совсем.

Председательствующий на заседании комитета Геннадий Онищенко напомнил министру, что такая многообещающая программа, как «Земский учитель», в целом ряде регионов практически не работает: в Мордовии программой воспользовались 4 педагога, во Владимирской, Белгородской, Брянской областях – по 7 человек, всего по России чуть более тысячи учителей получили заветный миллион (на Дальнем Востоке – 2 млн) и приехали работать в сельские школы, но потребность в сельских учителях гораздо больше. И заявок на вступление в программу довольно много, но они по ряду причин не удовлетворяются.

Тут же за родную Мордовию вступилась депутат Светлана Солнцева: «Мы не хотим, чтобы к нам приезжали варяги, которые отрабатывают за миллион несколько лет и уезжают. Почему наши выпускники не могут вернуться в родное село по программе «Земский учитель»?» Министр в ответ посоветовал использовать в таких случаях механизм целевого набора в вузы.

В свою очередь Валерий Фальков заявил, что количество бюджетных мест в вузах в этом году вырастет на 9% – это тридцать тысяч бюджетных мест дополнительно, которые будут распределены между регионами. Чтобы выровнять качество образования в российских вузах, Минобрнауки проводит работу по сокращению разрыва между вузами-лидерами и вузами, которые до этого не принимали участия в программах развития. Так уж сложилось, что с 2006 года 20% вузов, которых назначили лидерами, стали устойчиво получать финансирование по различным госпрограммам. И принципы социального неравенства, которые на себе испытывает значительная часть населения страны, распространились и на систему высшего образования.

«Сейчас министерство намерено продолжать помогать лидерам в их развитии, но при этом точечно подтянуть региональные отраслевые вузы, чтобы не создавать отдельно высшую и первую лиги. Мы хотим, чтобы это была одна команда», – сказал Валерий Фальков.

Гаджимет Сафаралиев обратился к министру с просьбой помочь создать такую команду в Республике Дагестан: «В Дагестане шесть вузов, восемь институтов Академии наук – огромный потенциал, – отметил депутат. – Но отдача для региона незначительная: эти образовательные и научные организации работают по своим программам, которые порой совершенно не учитывают потребности региона. Нужен опорный федеральный вуз, который бы объединял эти силы конкретно для решения задач Дагестана и для устойчивого развития региона».

Валерий Фальков сказал, что все вузы смогут поучаствовать в большой программе Минобрнауки, задача которой – выявить сильнейшего в регионе, который и будет служить в дальнейшем интегратором. «Я намерен в ближайшее время лично приехать в Дагестан, чтобы посмотреть и вузы, и научные институты и оценить их деятельность на предмет участия в региональной повестке, – сказал министр. – Мы должны понимать, что Россия – это прежде всего регионы. Если ты работаешь на регион – значит работаешь на страну, и это главное».

Валерий Фальков напомнил парламентариям о недавнем достижении российских ученых – вакцине от коронавирусной инфекции «КовиВак», которая была зарегистрирована 19 февраля Научным центром имени Чумакова. Это третья российская вакцина. До конца года будет произведено 10 млн доз с возможностью масштабирования. «Ядро исследователей – это молодежь, средний возраст исследователей, которые работали над вакциной, – 30 лет», – отметил Валерий Фальков.

Также министр представил информацию о запуске ряда крупных проектов класса «мегасайенс». Он рассказал о строительстве Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ) и установке глубоководного нейтринного телескопа на дне озера Байкал.

«Это передовая фундаментальная наука, которая помогает образованию в регионах и обеспечивает признание России на мировом уровне, – подчеркнул Валерий Фальков. – У России большой научный потенциал. По данным ВЦИОМ, более 60% родителей хотели бы, чтобы их дети стали учеными. Именно сейчас, в Год науки и технологий, мы закрепляем законодательно статус молодого ученого со всеми необходимыми формами государственной поддержки», – резюмировал глава Минобрнауки.

Валерий НОВИКОВ, Екатерина МЕЖЕЦКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте