search
main
0

Наука – это доступно, просто и круто!

Важно удивлять других и удивляться самому

Десяток лет назад учитель химии, биологии, экологии Зареченской школы Собинского района Сергей ЛЯЛЯКИН, признанный лучшим учителем Владимирской области-2020, тому, кто пророчил ему будущее на педагогическом поприще, мог ответить: «Да вы что, с дуба рухнули?!» Сергей Владимирович – человек искренний и прямой. Признается, что работа в школе вовсе не входила в его планы. Все сложилось само собой. Сначала успешно выдержал, будучи бакалавром, педагогическую практику – первый тест на готовность к профессии. А потом, поскольку в родной школе не было биолога-химика-эколога, параллельно с учебой в магистратуре стал вести уроки.

Три принципа – честность, искренность и человечность

Согласитесь, что нравственное начало в любом человеке формирует семья. С детства у Сергея был перед глазами пример мамы, учительницы русского языка и литературы Ирины Николаевны. Она в свое время вела уроки и у сына, которому поблажек ни в чем не давала, несмотря на все попытки пытливого ученика проверить на прочность границы дозволенного. Такова уж участь многих учительских детей.

Но сетовать на судьбу не в правилах молодого учителя. Вкладывать в дело всю душу, быть честным перед собой – это у него от мамы. Ей довелось и завучем поработать, руководящая должность помогла только ярче проявить качества характера Ирины Николаевны – искренность и человечность.

Хотя Сергей не видел себя в роли педагога, однако признается, что любимой книгой в детстве стал красочный атлас «Мир и человек», затертый от частых просмотров до дыр. Но круг своих интересов любознательный мальчик всячески расширял (впрочем, Сергей до сих пор продолжает этот увлекательный процесс самопознания). А в детстве со второго класса всерьез заинтересовался рисованием.
Семь лет в художественной школе, можно сказать, пролетели незаметно, хотя на занятия в соседний Лакинск ученику приходилось ездить чаще всего не на автобусе, а на попутках. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж», – улыбаясь, заявляет теперь Сергей Владимирович. Для чего дано детство, да и вся жизнь человеку, как не для творческих поисков себя?!

У круга нет конца

– Я прекрасно понимаю своих учеников, сам недавно сидел за партой, – признается Сергей Владимирович (его педагогический стаж в родной школе всего пять лет).

Как не поддержать вывод молодого учителя, что уроки уроками, а за стенами школы происходит настоящая магия? Откровенный лентяй и лоботряс, от которого не ждут ничего хорошего, оказывается вдруг прекрасным волейболистом. Хулиган и задира, с коим сладу нет никакого, неожиданно для всех играет в театральной студии аристократа. Зануда-ботаник, страдающий застенчивостью, зажигает на дискотеке со своей рок-группой весь зал. Оказывается – и это ли не чудо? – ребята могут меняться до неузнаваемости. Как в этом случае не задуматься учителю о губительности однобокого, узкого подхода?

Да, порой дети огорчают, плохо учатся, ведут себя совсем не так, как ожидают от них взрослые. Конечно, можно упрекнуть в первую очередь родителей, те порой перекладывают свои функции по взращиванию «цветов жизни» исключительно на плечи школы. В результате не исключено, что их «цветочная клумба» зарастет сорняками. А куда же смотрела в таком случае школа? Не секрет, что учитель не всегда готов искать подход к откровенному лентяю, тратить на него свое личное время. В сто первый раз взывает он к родителям: «Займитесь наконец-то детьми!» Те отвечают, мол, сами не знаем, в кого они такие, ничего не хотят, ничем не интересуются. А ученик, уставший от нотаций, либо покорно молчит, либо откровенно дерзит. А что ему остается делать, когда он сам не знает, почему ему скучно, неинтересно на уроках? Получается замкнутый круг без начала и конца…

Выход есть – начни с себя, уверен Сергей Владимирович. А что я как педагог могу сделать, чтобы улучшить ситуацию? Конечно, не в моих силах заставить других меняться. Но можно менять себя. Вкладывай в работу больше сил, зажигай учеников, переживай за них, радуйся их успехам. Важно не следовать шаблонам, не бояться новых идей, не ограничивать себя рамками стандартных подходов, проявлять творчество.

Свою деятельность в сельской школе молодой учитель совмещает с очной учебой в аспирантуре. Дается это непросто – времени в обрез, кроме уроков еще ведет интересные проекты. Но раз берется – значит справляется. Сергей Владимирович умеет расставлять приоритеты. Больше всего беспокоят педагога отсутствие интереса к науке у школьников в целом, непонимание и страх перед научным подходом к явлениям. Согласно результатам PISA уровень естественно-научной грамотности у школьников очень низкий.
Если смотреть на проблему в целом, то удивительно, но факт! Несмотря на век новейших технологий и открытий, у людей растет недоверие к науке, укрепляются лженаучные взгляды. Для учителя биологии и химии Лялякина стало очевидным, что на его уроках должно быть как можно больше практической деятельности – она поможет повысить уровень естественно-научной грамотности и разбудить интерес ребят к науке в целом.

У нас что – биология или химия?

Определить цель – это всего лишь робкий первый шажок в нужном направлении. Гораздо важнее следующий шаг – применение собственного опыта, ведь любая чужая методика – что новый дом, его еще предстоит обжить, сделать своим. У каждого учителя есть свои сильные стороны, которые он использует в работе.

Сергей Владимирович рассуждает так: поскольку он вынужден вести в сельской школе несколько дисциплин, для него вполне естественно на занятиях привлекать знания из других предметов.

– К примеру, на уроках биологии, – рассказывает наш герой, – я постоянно обращаюсь к опыту такого предмета, как химия. А при ее изучении очень помогает физика. Скажите, разве такой интересный предмет, как экология, возможно изучать без связи с биологией, да и с другими науками вообще?!

Особенно основательно молодой учитель задумался над таким взаимопроникновением предметов, когда некоторые ученики стали озадачивать вопросами. Многих ребят, конечно, не смущал постоянный синтез наук, а, наоборот, приводил в восторг. Но были и такие, которые открыто возмущались: «У нас сегодня биология или химия? Разве это мы не должны изучать на другом уроке?»

Пришлось учителю, который привык честно ставить перед собой вопрос и искать ответ на него, крепко задуматься о причине такого возмущения. Вывод был неутешительным – недовольные ученики не могут увидеть целостной картины устройства мира. Они не могут осознать, что изучаемые на разных предметах объекты опираются на одни и те же законы, подчиняются одним и тем же принципам.

Как сформировать у ребят целостную научную картину мира? Ответ прост. В союзники надо взять метапредметность. Она позволит сложить пазл целой картины мира из отдельных фрагментов, изучаемых на других дисциплинах. А практическая деятельность наряду с критическим мышлением поможет выстраивать эту картину на достоверном, проверенном фундаменте. Так, шаг за шагом, были определены условия, которые помогут ученикам увидеть воочию тесную взаимосвязь в фундаментальных закономерностях мироустройства. На уроках химии, биологии, экологии Сергей Владимирович использует принцип максимальной наглядности, обязательную привязку изучаемой темы к жизненной ситуации. По возможности дети работают с натуральными живыми объектами. И, конечно, приветствуется совместное творчество ребят и педагога.

В годы учебы во Владимирском гос­университете студент Лялякин получил наглядный урок. Поскольку тема семинара по методике преподавания биологии показалась знакомой, Сергей достал чистый лист и стал рисовать комикс. Увлекся и не заметил, как подошел преподаватель. Посмотрев творчество студента, тут же дал задание на следующее занятие подготовить урок-комикс «Способы передвижения живых организмов». Затем последовал урок-сказка, раскрывающий взаимоотношения живых организмов на примере противостояния Колобка и Лисицы. Эти и другие необычные уроки вошли в методическую копилку молодого учителя как противовес рутине. Они всегда проходили с неизменным успехом.

Удивлять других и удивляться самому – притягательное качество характера учителя Лялякина. На уроках действует фундаментальный принцип науки – подвергать все сомнению. Все имеющиеся факты нужно осмыслить, отсеять ненужное через критическое решето. Этому частично способствует, кроме развития коммуникативных навыков, работа в группах. Например, при изучении темы по биологии «Надкласс «Рыбы» ребята разбиваются на группы зоологов-ихтиологов, анатомов-физиологов, ученых-экологов и гео­экологов. В распоряжении «ученых» три аквариума с различными рыбками, скелеты рыб, набор учебных пособий, статей, плакатов. У каждой группы свои задачи. К примеру, геоэкологи исследуют распространение и роль рыб в природе и жизни человека. Каждая группа готовит и сдает отчет. В нем излагаются наблюдения, описание, выделяются существенные факты. В итоге создается полная характеристика этого надкласса с позиций разных областей биологических наук. Важно, чтобы ученики связывали наблюдаемые явления с жизнью. «Зачем мне это знать?» – вопрос ставится во главу угла. Работа в группах помогает формировать у ребят критическое мышление. Такой своеобразный фильтр входящей информации вырабатывает способность находить научное обоснование явлениям и избавляться от псевдонаучных взглядов на мир. Ученики представляют свои исследования не только на уровне школьного научного сообщества, но и на региональных научно-практических конференциях. Интерес к изучаемым предметам позволил направить в нужное русло работу инновационной экологической опытно-экспериментальной площадки.

Добрый доктор Айболит…

Кто не помнит эти строки о докторе, который лечил и ворону, и волчицу? В такого доброго врача пришлось перевоплотиться и нашему творческому учителю. На каждое занятие в детский сад Айболит приходил не с пустыми руками. То раскрывал малышам секреты лекарственных трав, то они вместе искали грибочки, предварительно спрятанные в укромных уголках, и учились отличать съедобные от несъедобных. Малыши – благодатная аудитория для открытий, в том числе научных. Вот так задорно, весело и легко происходит то, что называется преемственностью целостного экологического воспитания дошколят и школьников.

Нравится ли нашему герою быть педагогом? Через пять лет нахождения в этом статусе Сергей Владимирович постарался честно ответить себе на этот вопрос.

– И да, и нет! Нет, потому что львиная доля работы учителя – это бумаготворчество. Вместо разработки интересного творческого урока приходится тратить время, силы и нервы на всевозможные отчеты. Но когда ты, уставший и не выспавшийся из-за подготовки к урокам, приходишь в класс, где половина не готова, трое откровенно зевают, пятеро ведут переписку о своем, и вдруг небольшая «группа сопротивления» отвечает без запинки на вопросы домашнего задания с использованием дополнительной литературы, а потом хором в конце занятия выдает: «Спасибо вам за интересный урок!» – то душа ликует. И тогда мне нравится быть учителем! Эта профессия, думаю, меня еще удивит, – признается Сергей Владимирович.

С первого сентября лучший педагог Владимирской области 2020 года будет учить ребят в МБОУ «Лакинская СОШ №2». По сравнению с сельской Зареченской, где число учеников ненамного превышает сотню, в городской школе ребят практически в десять раз больше. Пожелаем Сергею Владимировичу успехов и неиссякаемой тяги к творчеству в работе!

Надежда ТУМОВА, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте