18 апреля 2017 года состоялась первая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни». Она проводится в рамках реализации совместного проекта Департамента образования города Москвы и Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) «Академический (научно-технологический) класс в московской школе».
Проект стартовал 1 декабря 2016 года. На сегодняшний день он реализуется в десяти московских школах, но желающих принять в нем участие гораздо больше, именно поэтому уже сформирована группа кандидатов из одиннадцати школ для участия в проекте. В московских школах много ребят, которые способны заниматься именно фундаментальной наукой. Обучение в академических классах направлено на развитие у школьников навыков проведения научных исследований с применением современного оборудования и формирование естественно-научного кругозора и мышления. Образовательные программы содержат элементы предпрофессионального образования, знакомят учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни.Большое внимание в академических классах уделяется погружению ребят в исследовательскую и проектную деятельность с использованием ресурсов научных организаций, подведомственных ФАНО России. Таким образом, школьники могут выполнять исследования и реализовывать проекты под руководством ученых, специалистов различных научных областей.Обучение в академических классах предоставляет учащимся новые, ранее недоступные возможности. Например, осваивать современные методы научных исследований, самостоятельно получать новые знания, выдвигать и проверять гипотезы, работать в школьных научных обществах с учащимися из других классов и образовательных учреждений, бывать в лабораториях ведущих научных центров России, проводить прикладные исследования и пробовать себя в роли специалистов под руководством известных ученых. Все это теперь стало возможным благодаря проекту «Академический класс в московской школе», результатом которого должна стать подготовка выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли экономики Москвы и России. В этом результате заинтересованы и школы, и вузы, и научные институты.Конференция «Наука для жизни» является первым результатом совместной работы школьников и ученых.На открытии конференции руководитель ФАНО России Михаил Котюков отметил необходимость как можно раньше выявлять склонность школьников к занятиям наукой. Тех ребят, кто действительно хочет узнать, что такое наука, как делаются большие научные открытия, всегда будут приветствовать и поддерживать. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина пожелал каждому московскому школьнику найти собственный путь развития, который поможет ему стать успешным и полезным городу. Он отметил, что конференция «Наука для жизни» – хорошее начало будущей карьеры молодого ученого.Руководителями работ школьников на этой конференции являлись не только учителя, но и сотрудники научно-исследовательских институтов, что придает работам еще большую практическую ценность и возможности для дальнейшего развития выполненного школьниками исследования или проекта.На конференции «Наука для жизни» ученики 7-11-х классов столичных школ представили свои проекты и исследовательские работы по различным тематическим направлениям среди наиболее интересных для школьников областей – биотехнология и генетика, геология, минералогия, экспериментальная физика и робототехника, экология и агробиотехнология. Среди представленных ребятами работ такие, как «Изучение влияния качественного состава овощей и фруктов на организм человека», «Создание устройства дистанционного управления светом», «Проектирование робота-сапера для поиска металлических мин», «Эффект Магнуса. Применение. Перспективы», «Селективный анализ клонов Escherihia coli», «Создание перспективной модели самолета» и многие другие. Важно, что все работы учащихся посвящены актуальным темам и носят прикладной характер, а значит, результаты проектов и исследований в дальнейшем можно будет применить для решения реальных практических задач.Так, одним из победителей конференции был признан проект ученицы образовательного комплекса «Воробьевы горы», посвященный проблемам нарушения осанки и мерам профилактики. Его результатом стало создание модели устройства для самоконтроля и коррекции осанки. В работе «Изучение состава представленных образцов шоколада» юные ученые из школы №1637 исследовали вкусовые качества и состав некоторых марок шоколада и его влияние на артериальное давление человека. Ученики школы №1530 переделали люминесцентный светильник в светодиодный, тем самым сделав его более экономичным и экологичным. А школьники из ЛГК на Юго-Востоке предложили новый подход к синтезу фторорганических соединений, широко использующихся в современной медицинской химии для разработки новых лекарственных препаратов.В конференции «Наука для жизни» приняли участие 250 школьников, педагогов и сотрудников научных организаций столицы. Всего было представлено 85 проектных и исследовательских работ. Победителями и призерами конференции стали работы учащихся школ №17, 1409, 1468, 1501, 1530, 1547, 1552, 1576, 1637, образовательного комплекса «Воробьевы горы» и ЛГК на Юго-Востоке.Участие в конференции «Наука для жизни» позволило школьникам и педагогам прикоснуться к реальной науке, попробовать свои силы в защите проектов и исследований, пообщаться с учеными. Для многих ребят участие в конференции стало первым шагом в науку.Дмитрий СКОВОРОДКИН, старший методист Городского методического центра
Комментарии