search
main
0

Наука дает ответ

Говорят, каждый человек способен на многое, но никто не знает, на что именно он способен. А знать необходимо, особенно когда человек становится в армейский строй. О том, как наука помогает найти место в армейском строю, выбрать ратную специальность, в беседе с нашим постоянным автором рассказал начальник 178-го Научно-практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) полковник медицинской службы Виталий ЛАЗУТКИН.

Что значит “Военно-профессиональная ориентация”?
Перемены последнего десятилетия изменили отношение значительной части общества к военной службе, сделали ее в глазах многих непрестижной. Все это лишило армию возможности пополнять свои ряды наиболее интеллектуально и физически развитой молодежью. Ныне у значительной части призывников нет позитивной мотивации к добросовестной военной службе. Ее, к сожалению, многие воспринимают как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность.
Изменились и ценностные ориентации призывников. Большинство из них на первое место ставят прагматические цели: приобретение необходимых для жизни знаний, навыков, специальности, пользующейся спросом на рынке труда, возможность физического совершенствования и другие. А такие понятия, как защита Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, блекнут в их глазах. Вот почему сегодня крайне необходима военно-профессиональная ориентация – одна из составляющих военно-патриотического воспитания, комплекс мероприятий, способствующих формированию у молодежи готовности к ратной службе, поступлению в военно-учебные заведения.

Стимулы
Идеально было бы, если бы молодой человек проходил военную службу по призыву в должности, аналогичной или родственной его гражданской профессии. Это позволило бы ему повышать свое профессиональное мастерство и после увольнения со службы стать более конкурентоспособным на рынке труда, рассчитывать на хорошую работу и приличный заработок.
Подобный подход к службе уже реализуется в Вооруженных Силах. Так, инструкцией, регламентирующей мероприятия, связанные с призывом на военную службу, которая утверждена приказом министра обороны, установлено, что призывники, окончившие образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, направляются в них для подготовки по военно-учетным специальностям, родственным их гражданским профессиям, в пределах заданий на призыв. Там же сказано, что выпускники указанных образовательных учреждений, не отвечающие требованиям подготовки в учебных частях, направляются в линейные части преимущественно с учетом их подготовки.
Вот еще один пример. Приказом министра обороны определен порядок переподготовки военных водителей. Благодаря этому автомобилист за время службы может значительно повысить свою квалификацию. Тот, кто раньше мог управлять только грузовиками, в армии получит возможность освоить легковушки, автобусы, тягачи с многоосными прицепами. А значит, после службы найдет хорошо оплачиваемую работу.
В автомобильных частях военнослужащим-ремонтникам предоставляется возможность повысить разряд перед увольнением в запас. В некоторых подразделениях, несущих караульно-охранную службу, военнослужащим – сдать (по договоренности командира части с местными органами МВД и охранными структурами) экзамен на право заниматься охранной деятельностью и получить соответствующий сертификат, который поможет трудоустроиться после службы.
Тем, кто служит по призыву, полезно знать: если он хорошо зарекомендует себя во время службы, то в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” перед увольнением в запас командир части может выдать ему рекомендацию для внеконкурсного зачисления в государственное образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования и на подготовительное отделение вуза.

Справочник плюс интернет
Научно-практический центр Генштаба ВС РФ совместно с Российским учебным центром Минтруда подготовили и издали “Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту”. Его используют в военно-профессиональной ориентации граждан специалисты по профессиональному психологическому отбору военкоматов и территориальных органов занятости населения. В нем – характеристики 129 воинских должностей, предназначение каждой из них, должностные обязанности, условия их выполнения, требования к профессионально важным психологическим качествам и образовательному уровню военнослужащих. Приведены и 198 гражданских профессий, родственных воинским должностям.
Кроме этого, разработана в виде автономного программного продукта и внедрена в практику компьютерная информационно-справочная система для военно-профессиональной ориентации граждан, поступающих на военную службу по контракту. В ней – сведения о 240 должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, наименования 328 гражданских профессий, не требующих высшего образования, родственных воинским должностям.
Для широких слоев населения, учащейся молодежи, граждан, готовящихся к службе, преподавателей школ, профессиональных училищ, колледжей и техникумов в интернете на странице пресс-службы Минобороны России, сайте www.duty.mil.ru разместили справочную информацию о службе в Вооруженных Силах и описания 240 должностей солдат, матросов, сержантов и старшин. Указаны специфика деятельности, профессионально важные качества, гражданские профессии, родственные воинским должностям. Информация помогает выбрать воинскую должность по родственной гражданской профессии, и наоборот.
Разработаны и готовятся к изданию информационно-справочные материалы для военкоматов, образовательных учреждений о содержании военных специальностей, по которым готовят офицеров в военно-учебных заведениях Минобороны.

Проблемы методики
В области собственно профессионального психологического отбора усилия Научно-практического центра Генштаба сосредоточены на разработке и внедрении в практику нового методического аппарата, позволяющего более точно прогнозировать профессиональную пригодность граждан к воинским специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и вырабатывать рекомендации по отбору для обучения и распределению на воинские должности.
На основе трехлетних научных исследований центр разработал и внедрил в военкоматах новые методические указания по профессиональному психологическому отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту. Используемые в них методики и критерии рассчитаны как на мужчин, так и на женщин.
Параллельно разработан и реализован на практике автоматизированный аналог методических указаний – автономный программный продукт – компьютерная психодиагностическая система для оценки профпригодности граждан, поступающих на военную службу по контракту. Она позволяет в автоматизированном режиме проводить социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование, обработку данных и формировать заключение о профессиональной пригодности. Благодаря этому у специалистов появилась возможность в зависимости от имеющегося технического оснащения проводить психодиагностическое тестирование в бланковом или компьютерном вариантах.
Разработаны и внедрены в практику новые нормативные организационно-методические документы по профессиональному психологическому отбору призывников и военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Мощный импульс дальнейшему становлению профессионального психологического отбора был дан Программой развертывания системы профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах. В ее реализации Научно-практический центр принял самое непосредственное участие. В том числе в разработке Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах. В нем учтены обновленная законодательная и нормативная база, изменения в системе профотбора, связанные с реализацией Программы, раскрыты пути взаимодействия специалистов по профотбору с должностными лицами органов воспитательной работы и медицинской службы. Центр также разработал и внедрил в войска инструкцию для нештатных подразделений профотбора соединений и частей.
В рамках Программы центр во взаимодействии с 4-м ЦНИИ Минобороны осуществил научное сопровождение опытно-конструкторской работы “Отбор”. Ее итог – поступающие в подразделения профотбора автоматизированные рабочие места, оснащенные ПЭВМ со специализированным программным обеспечением, комплектом периферийных устройств. Они позволяют проводить психологическое и психофизиологическое обследование военнослужащих в интерактивном режиме.
Центр внес весомый вклад в организацию в Военном университете подготовки, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим военно-специальным образованием для подразделений профотбора по специальности “Психология”.

Перспективы
Усилия центра будут направлены на исследование способов более тесной интеграции мероприятий профессионального психологического отбора с другими видами профотбора, а также на разработку усовершенствованных на основе современных информационных технологий приемов профориентационной работы с кандидатами на прохождение службы по призыву и контракту и военнослужащими, а также методик их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования. Это повысит эффективность системы профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах, позволит рационально распределять военнослужащих по профилям подготовки в учебных частях, обоснованно назначать их на должности и в конечном счете улучшить качество комплектования личным составом войск и сил флота.
Беседовал Александр ГОРДИЕВСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте