Долговая книга пока не написана
Обветренный мускулистый человек подошел к огромному дереву, легким движением плеч сбросил наземь звериную шкуру, потом размахнулся каменным топором и ударил в ствол. Но не изо всей силы. А так, чтобы на коре осталась легкая зарубка. Человек погладил своими грубыми пальцами почти незаметную царапину на теле лесного исполина и, удовлетворенный, пошел заниматься своими текущими делами. Это повторилось на следующий день и через день. Каждый день неизвестный гений стал подходить к дереву и оставлять на нем зарубки. Вскоре он уже мог сказать, сколько дней тому назад случилось то или иное событие, когда выпал первый снег, на сколько дней хватило племени добычи с недавней охоты. Этот человек был изобретателем первого календаря. Он проторил для человечества тропинку в хаосе времени.
Трудно переоценить роль, которую календарь играл в хозяйственной жизни древних народов. Более шести тысяч лет тому назад жители Египта уже знали, что тропический или солнечный год состоит из 365 дней. Они с точностью до дня предсказывали время разлива Нила и соответственно этому строили свою систему земледелия.
Слово “календарь” в переводе с латыни означает “долговая книга”. В Древнем Риме должники платили проценты 1-го числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями и называлось “календы”. В древнейшую эпоху римской истории календарь был для народа тайной. Жрецы наблюдали за лунными фазами и, когда в первый раз показывался серп месяца, созывали народ в Капитолий, чтобы торжественно возвестить о наступлении нового месяца. Однако лунный календарь был не точен, и, чтобы приблизить его к солнечному, жрецы вставляли в него дополнительные месяцы. Из-за небрежности жрецов календарь запутался. Пытались найти выход из создавшегося положения, предоставив жрецам право назначать для вставного месяца любое количество дней, смотря по обстоятельствам. Но это только ухудшило дело. По свидетельству Цицерона, жрецы злоупотребляли своими полномочиями, произвольно сокращая продолжительность магистратуры для своих врагов и увеличивая ее для своих друзей, ускоряли и отдаляли сроки уплаты долгов. В результате осенние праздники приходилось справлять весною, а праздники жатвы – среди зимы. Год, в который Юлий Цезарь провел реформу календаря, был самый продолжительный за всю историю человечества: он состоял из 15 месяцев, имел 445 дней и вошел в историю под названием “беспорядочного” или “года замешательства”. Это произошло в 46-м году до н.э.
Новый календарь был разработан александрийским астрономом Созигеном и получил название юлианского. Время обращения Земли вокруг Солнца – 365 дней, 6 часов, 48 минут, 56 секунд. В юлианском календаре из 365 дней составлялся обыкновенный год, а из остающихся 6 часов за четыре года накапливалось 24 часа, которые и образовывали лишний день в високосном году. Что же касается 48 минут и 56 секунд, то они безвозвратно уходили в вечность. Вот почему юлианский календарь постепенно запаздывал по сравнению с астрономическими сменами времен года, и в каждые 128 лет это запаздывание равнялось суткам.
Когда и где на Руси появился первый календарь, история ответа не дает, так как большинство письменных памятников периода Киевской Руси и более ранних не сохранилось из-за неоднократных пожаров и войн. Археологи в 1889 г. при раскопках у села Ромашки (Киевской области) нашли кувшин, относящийся к III – IV вв. н.э., опоясанный в два ряда разнообразными знаками,которые, как теперь установлено, являются настоящим календарем. В очень далекие времена на Руси, как и в других странах, пользовались деревянными календарями. Даже в конце XIX века в некоторых губерниях России встречались деревянные календари, представлявшие брусок с шестью боковыми гранями длиной около полуметра с утолщением посередине. На каждой грани делались зарубки по числу дней для двух очередных месяцев, а условными значками против соответствующих зарубок отмечали важнейшие религиозные праздники.
До X века н.э. новый год на Руси начинался с новолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце X в. (в 988 г.) Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летосчисление от “сотворения мира”, то есть с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта. С этого времени на Руси пользовались календарем, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы. Только с 1492 г. – “седьмотысящного от сотворения мира” – новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю – 1 сентября. Так продолжалось более двух столетий.
Новая реформа календаря произошла в царствование Петра I. 20 декабря 7208 г.(1700 г. по юлианскому календарю) глашатаи под барабанный бой объявили царский указ: вслед за 31 декабря 7208 г. “от сотворения мира” наступало 1 января 1700 г. по юлианскому календарю.
Недостатком юлианского календаря являлось то, что разница между наступлением равноденствия и его сроком по календарю все возрастала. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил широкое распространение и стал настолько актуальным, что откладывать его было просто невозможно. С проектами изменить календарь выступали многие ученые. Но только папе римскому Григорию XIII в 1582 г. удалось провести реформу, разработанную итальянским математиком и врачом Луиджи Лилио Гаралли. Решено было выпустить 10 дней (именно столько их набралось к этому времени из тех самых пропадавших 48 минут и 56 секунд в юлианском календаре). В 1582 г. день, следовавший за 4 октября, согласно булле папы, был назван не 5, а 15 октября. В основу григорианского календаря был положен период времени, за который Земля возвращается к точке весеннего равноденствия. Григорианский год тоже длиннее истинного, но ошибка в одни сутки накапливается лишь за 3300 лет.
Католические страны тотчас приняли новый календарь, а лютеранские государства Швеция, Дания и протестантская Англия долго отказывались от него, боясь попасть под влияние папы. В этих странах бытовала поговорка: “Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой”. В Германии, например, новый календарь приняли в 1700 г., когда пришлось выпустить из счета уже 11 дней, а в Англии – лишь в 1752 г.
В России вопрос о реформе календаря поднимался не раз, однако он был разрешен только после Великой Октябрьской социалистической революции Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 г. Новый календарь был введен с 1 февраля (по старому стилю) 1918 г. Вместо 1 февраля старого стиля считалось 14 февраля нового стиля. Разница составила 13 дней.
Однако и этот календарь не смог полностью удовлетворить современное общество. Его недостаток – неравная длина месяцев (28(29),30 и 31 день), месяцы разной продолжительности чередуются беспорядочно, начало нового года не связано с какими-либо природными явлениями, кварталы имеют продолжительность от 90 до 92 дней, первое полугодие всегда короче второго (на три дня в простом и на два дня в високосном году), дни недели не совпадают с какими-либо постоянными датами, 10-11 недель “расщеплены” – часть их принадлежит одному месяцу, часть – другому, месяцы начинаются с различных дней недели, число рабочих дней в различных месяцах одного и того же года различно (от 19 до 23) при пятидневной неделе и в году их число бывает неодинаково (307-311), и возникает необходимость в переносе праздников. Все это вносит осложнения в работу финансовых органов, затрудняет составление планов и итогов работы за различные месяцы, усложняет расчет оплаты труда и т.д.
По мере расширения культурных и экономических связей между различными государствами недостатки григорианского календаря стали более ощутимыми. Неудивительно поэтому, что во многих странах мира начиная с первых лет XX века неоднократно поднимался вопрос об улучшении внутренней структуры календаря, что позволило бы создать календарь для всех времен и народов – Мировой неизменный календарь.
В 1923 г. в Женеве при Лиге наций был создан Международный комитет для подготовки Мирового неизменного календаря. За время своего существования комитет рассмотрел и обнародовал несколько сотен проектов календарей, поступивших из разных стран мира.
В 1931 г. было проведено Международное совещание по вопросам календарной проблемы вновь созданной Всемирной ассоциацией по календарю. Эта ассоциация стала издавать специальный журнал, в котором освещались вопросы, связанные с календарной реформой. В последующем вопрос о реформе календаря обсуждался в комиссиях и советах ООН.
В 1954 г. проект нового календаря был одобрен 18-й сессией Экономического и Социального совета ООН и рекомендован к рассмотрению на Генеральной ассамблее ООН. В нем сохраняется тропический год, который делится на четыре квартала по 91 дню в каждом. Такой календарь прост по своей арифметической основе. В нем каждый квартал состоит из трех месяцев, причем первый месяц квартала содержит 31, а остальные два месяца – по 30 дней. Внутренняя структура такого календаря по сравнению с григорианским претерпевает незначительные изменения: февраль увеличивается на два дня -29-е и 30-е, март, май и август сокращаются каждый на один день, апрель получает один лишний день. День после 30 декабря было предложено назвать Днем мира и дружбы народов. Первое число каждого года всегда приходится на воскресенье и каждый квартал, содержащий ровно 13 недель, начинается с воскресенья, и кончается субботой. В каждом месяце 26 рабочих дней. Такой календарь обладает тем преимуществом, что он вносит простоту в повседневную жизнь. Принятие этого 12-месячного календаря, одобренного многими странами, не вызовет никакой коренной ломки в нашем летосчислении, поэтому он может быстро войти в быт всех народов и легко заменить ныне действующий в большинстве стран мира григорианский календарь. Однако новый календарь можно ввести только после одобрения его всеми странами, по общеобязательному международному соглашению. Как раз в вопросе достижения всеобщего одобрения обнаружились большие трудности. Они объясняются влиянием церкви, которая всячески отстаивает сохранение григорианского календаря и выступает против каких бы то ни было календарных реформ. Именно так обстоит дело в США, Великобритании и в некоторых других странах, правительства которых при его обсуждении отказались принять проект нового календаря, мотивируя свое решение религиозными соображениями.
Лев САФОНКИН
Комментарии