У каждого народа – свой Ной
Реалистические мифы или мифическая реальность
Это общеизвестный библейский миф. Он в основном распространяется на европейские народы, проповедующие христианство. Именно они – Ноево племя. А как удалось избежать потопа другим, тем, кто не причислял себя к потомкам Ноя? Коснулось ли их это стихийное бедствие?
Титан Прометей сошелся с земной женщиной, и она родила ему сына по имени Девкалион. Узнав от своего отца о готовящемся конце света, Девкалион решил основательно подготовиться к трудным временам. Он сумел изготовить, по-видимому, достаточно объемистый деревянный ящик, позаботился об изрядных съестных припасах и вошел в него вместе со своей женой Пиррой. Вскоре Зевс привел в исполнение свой план и наслал на Землю непрекращающийся ливень. Воды потопа поглотили всю сушу. Погибли все за исключением горстки счастливцев, догадавшихся заблаговременно забраться на вершины гор. Когда потоп прекратился, Девкалиону и Пирре удалось высадиться на горе Парнас. Зевсу понравилось, что прежде всего они принесли жертву богам. Через своего посланца Гермеса он передал им своего рода прощение и, более того, разрешение просить что захотят. У Девкалиона было одно желание – поскорее возродить человечество на Земле. Зевс велел бросать камни через плечо: когда Девкалион бросал камни, они превращались в мужчин, а когда камни бросала Пирра, они превращались в женщин. Таким образом, для древних греков Девкалион является своего рода Ноем, ведь именно он со своей женой стал прародителем человечества после потопа.
В древнем Шумере, располагавшемся примерно в тех же краях, что и современный Ирак, тоже был свой герой, легендарный Ут-напишти, которому народ был обязан спасением рода. В древнешумерском мифе все начинается примерно так же, как и во многих других. Первоначальная раса людей процветала и постепенно заполняла всю Землю. Они совершенно не считались с утонченными чувствами небожителей, и те страдали от производимого людьми шума. Посовещавшись, небожители не придумали ничего лучшего, кроме немедленного уничтожения людей с помощью потопа. Ут-напишти был царем. Из всех людей именно его решил сохранить бог Эа. Сквозь стену дворца предупредил он своего избранника о готовящемся потопе и посоветовал приготовить заранее лодку для спасения самого Ут-напишти и его семьи. Ут-напишти не терял времени даром. Он вовремя построил лодку и погрузил в нее “семена всех живых существ” и все, что имел. Вскоре начался всемирный потоп. Лодка царя села на мель на вершине горы Нисир. Высадившись на вершине, Ут-напишти, как истинный праведник, начал с того, что принес богам жертву, и боги не замедлили слететься на ее аромат. Интересно, что до наших дней на глиняных табличках Месопотамии дошло несколько вариантов вышеприведенного мифа, разнящихся в деталях, но схожих в главном. Независимо от того, как звали древнешумерского “Ноя” – Ут-напишти, Ксисутрос, Атрахасис или Зиусудра, именно ему суждено было стать спасителем и продолжателем рода человеческого. Именно его потомки после всемирного потопа заново заселили Землю, в то время как все допотопное человечество было “обращено в глину”.
Среди коренных народов Америки мифы о всемирном потопе были весьма распространены. У ацтеков, жителей Центральной Америки, потоп в мифах рассматривается как созданные богами непрерывный проливной дождь и последовавшее за ним катастрофическое наводнение. Но боги предупредили о катаклизме своих избранников – героя Кокостли и его жену Шочикецаль. Избранники богов спаслись от потопа в лодке и причалили в конце концов к вершине высокой горы. Там они и обосновались, дожидаясь конца потопа. У них появилось много детей, и род человеческий был спасен.
У другого центральноамериканского народа, племени мечоаканесек, в качестве творца всемирного потопа выступает бог Тескатлипока, который, не видя другого выхода для заблудшего человечества, решил уничтожить его с помощью невиданного наводнения. Но все же и жестокий Тескатлипока осознавал, что полного уничтожения допускать не следует. В живых был оставлен герой мифа Теспи, который, получив божественное предупреждение, успел построить корабль и взял на него жену, детей, животных, птиц и семена растений.
В Южной Америке мифы о всемирном потопе несколько иные. В них боги также собираются истребить род людской с помощью сил водной стихии, но люди спасаются не с помощью какого-либо плавающего устройства, а на вершинах гор.
В Северной Америке мифы о всемирном потопе очень распространены. У ирокезов считалось, что человечество в далеком прошлом подверглось тотальному уничтожению от огромного количества морских и пресных вод, нахлынувших неожиданно на Землю. Индейцы сиу считали, что были времена, когда все люди были уничтожены неслыханным наводнением. Им вторили индейцы чикасо, рассказывавшие из поколения в поколение, как весь мир был уничтожен разбушевавшимися водами и только одна семья людей и по паре животных каждого вида были спасены. В Нижней Калифорнии у луизенов имеются мифы о великом наводнении, уничтожившем почти все человечество. Спастись удалось лишь тем, кто спрятался на пиках высочайших гор. На Аляске у инуитов передавались мифы о невиданном наводнении,которое вместе с землетрясением стерло человечество с лица Земли. Спаслись немногие, кто успел забраться в лодки или спрятаться на самых вершинах гор.
На противоположном краю Земли, в мифах Древней Индии, о всемирном потопе повествует миф о Ману. Герой этого мифа, некий мудрец Ману, во время очередного омовения увидел у себя в ладони маленькую рыбку. Рыбка обратилась к нему с просьбой сохранить ей жизнь, и Ману пустил ее в кувшин с водой. Рыбка оказалась рекордсменом по способности расти “не по дням, а по часам”. Уже через день Ману пришлось выпустить ее в озеро, а вскоре она переросла и озеро. Пришлось выпустить ее в море. Ману понял, что на самом деле это не просто “рыбка”, а воплощение бога Вишну. Вишну был доволен и предупредил Ману о том, что всему человечеству угрожает неотвратимый и ужасный потоп. Далее события развивались почти по сценарию “Ноева ковчега”. Новое человечество, животный и растительный мир, согласно ведической древнеиндийской традиции, ведут начало именно с этой пары, мудреца Ману и его жены, а также с тех существ и растений, которые были спасены вместе с Ману.
Как видим, даже затрагивая малую часть мирового культурного наследия, каковым являются мифы народов о всемирном потопе, убеждаемся, что это немаловажное событие мировой истории оставило неизгладимый след в памяти бесчисленных поколений. Ведь даже широко известных мифов о потопе во всем мире существует более пятисот. Наверное, недаром столько населяющих земной шар народов и все их бесчисленные поколения стремились передать нам сведения о потопе. Возможно, эта дошедшая до нас через века и тысячелетия информация должна нас предупредить о чем-то важном или удержать от чего-то опасного. Но о чем и от чего конкретно?На этот счет существует также великое число предположений, которые уже можно отнести к мифам нашего времени.
Вообще надо сказать, что в мифологиях и пророчествах многих народов наш ХХ век, наша эпоха технического прогресса именуется не иначе как “железный век”. Кажется удивительным, но, оказывается, за много тысячелетий до нас далекие предки могли предвидеть многие особенности нашего времени. Да, в наше время и “мифы” соответствующие. Если предки боялись потопа, землетрясения, мрака, расстройства небес, буйства стихий и вообще конца света, то мы боимся мировой ядерной войны и следующей за ней “ядерной зимы”, экологической катастрофы, перенаселения, пандемии типа какого-нибудь суперспида, нападения внеземных цивилизаций и так далее. Напрашивается вывод, что современное человечество, запутавшееся в грехах, то есть в негармоничных по отношению к собственной и окружающей природе поступках, обречено на новую жесткую “селекцию”, и готовящийся возможный конец света будет в наше время носить и соответствующий техногенный характер. А кто же станет продолжателем рода человеческого в постконечный период? Наверное, опять-таки пара героев, которая сумеет пережить глобальную катастрофу благодаря своей духовности, выдержке и какой-нибудь гениальной идее типа “Ноева ковчега”. Возможно, в этом и состоит смысл послания далеких прародителей нам, поколению землян ХХ века.
Александр ЗИНКОВСКИЙ,
Лев САФОНКИН
Комментарии