search
main
0

Научный взгляд на мурашки

Исследовать границы своего тела

«До мурашек. ASMR и другие технологии чувственного воздействия» – это первое в России издание на русском языке, описывающее доселе малоисследованное психофизиологическое явление – ASMR. Авторы книги – известный блогер Дарья Ложкина и писатель, научный журналист, постоянный автор «УГ» Ирина Шлионская.

Говоря простым языком, ASMR – это телес­ная реакция удовольствия, эффект «залипания». Сама английская аббревиатура расшифровывается как Autonomous Sensory Meridian Response. На русский язык это принято переводить как «Автономная сенсорная меридиональная реакция» (АСМР).

Случается, и не только в психологии, что условные термины обозначают реально существующие явления, хоть с их объяснением наука пока и медлит. Для читателя-практика важнее, что АСМР-эффект существует и мы способны его физически ощущать.

В книге подчеркивается, что кроме знакомого многим непреднамеренного АСМР-эффекта, который чаще всего передают словами «мурашки по коже» (отсюда и название книги), существует и преднамеренный АСМР-эффект, который можно вызвать специальными средствами. Впрочем, в книге речь идет не только о нем. Авторы предпринимают попытку рассказать о воздействии на человека различных триггеров с научной точки зрения.

Но вернемся пока к АСМР. В последнее десятилетие это явление широко исследуется на Западе. Ученые спорят о его научном статусе: одно из затруднений, упомянутое в книге, состоит в том, что нет триггеров, которые вызывали бы такой эффект у всех людей или хотя бы у абсолютного большинства. Поэтому данное явление сложно изучать экспериментально.

Между тем АСМР-видео очень популярны, и в Сети нетрудно отыскать АСМР-артистов (так называют себя создатели данного контента), чье творчество набирает порой миллионную аудиторию. Но ценность данной книги состоит в том, что ее авторы подводят под АСМР-эффекты теоретическую базу, насколько это позволяет сделать научно-популярный формат.

В списке источников к изданию научные труды на русском и английском языках соседствуют с художественной литературой: Велимир Хлебников, Герман Гессе, Джон Толкин, Рей Брэдбери… Это и неудивительно, нередко психические и психофизиологические явления попадают в фокус строгой науки и получают название-термин значительно позже того, как они были описаны авторами художественных книг. Можно вспомнить, скажем, «допаминовый резонанс» в романе «S.N.U.F.F.» Виктора Пелевина, судя по описанию, это был сильный преднамеренный АСМР-эффект!

Однако мы уже упоминали о том, что в книге рассматриваются и другие вещи. Прежде всего это психотехники, основной целью которых никогда не был АСМР-эффект, но которые, как показала практика, этот эффект тоже могут вызывать. Навскидку назовем йогу, музыкальную и художественную терапию, танец, гастроэмпатию…

Из первой, вводной, части книги мы узнаем, как «устроено» удовольствие и существует ли оздоровительный эффект от АСМР-видео. Следующие четыре части посвящены всевозможным триггерам, которые здесь выступают как способы воздействия на себя и других. Они могут вызывать расслабление и приятные ощущения, а некоторых действительно доводят до «мурашек» по телу. При этом каждая часть построена по одному и тому же принципу: сначала идет описание научных исследований триггеров данного типа (аудиальных, визуальных, тактильных и зеркальных, эмоциональных), а затем рассказывается о практическом применении этих воздействий.

Так, во второй части, посвященной аудиальным триггерам, описываются исследования мозговой активности людей под влиянием поэзии, молитв, колыбельных песен, заговоров. Здесь представлены методики обретения себя, раскрепощения с помощью голоса: йога-вокал, йога-нидра, звуковая терапия…

Что изучает нейроэстетика? Почему спорт­сме­нам стоит носить одежду красного цвета? Через какие механизмы восприятия влияют на психику горожан результаты борьбы с «архитектурными излишествами» в позднем СССР? Чем плохи шторы с контрастным геометрическим рисунком? Ответы на все эти вопросы найдутся в третьей части, рассказывающей о визуальных триггерах. Здесь же затронута и тема синестезии.

Читателю-кинестетику стоит обратить внимание на четвертую часть, посвященную тактильным и зеркальным триггерам. Здесь мы найдем сведения о телесной осознанности (майндфулнесс), идеомоторных тренировках в спорте, зеркальной терапии и гастроэмпатии. Отдельная глава посвящена тактильной виртуальности, и не зря: опыт подсказывает, что аудиально-визуальный контент на кинестетически ориентированную часть аудитории действует слабо, и, возможно, будущее за специальным оборудованием, воспроизводящим эффекты прикосновения, движения и т. п. Кстати, подобные технологии уже появились и описаны на этих страницах.

Упоминается в книге и о воздействии ольфакторных и вкусовых триггеров. И если влияние ароматов пока доступно нам только при личном контакте с ними, то наблюдение за блогерами, смакующими вкусные блюда, порой позволяет зрителям и самим переживать фантомные вкусовые ощущения и наслаждаться ими.

Таким образом, здесь представлены триггеры, воздействующие на все пять человеческих чувств, которые традиционно выделяют исследователи. Но и этим дело не ограничивается. Заключительная часть, связанная с эмоциональными триггерами, рассказывает о проработке психологических травм и различных способах психологической разгрузки. В том числе здесь упоминается хоррор как средство психотерапии. Актуально звучит глава «Как не сойти с ума во время изоляции», где даны практические полезные советы.

Несмотря на то что авторы не являются профессиональными экспертами в сфере науки либо психологии, книга вполне органично вписывается в научно-популярный формат, благодаря тому что к работе были привлечены серьезные источники и специалисты. Так что можно смело рекомендовать ее и любителям АСМР-контента в Интернете, и психологам, и неврологам, а также всем, кто хочет разобраться в себе, исследовать границы своего тела и психики и достичь внутренней гармонии.

Дарья Ложкина, Ирина Шлионская. До мурашек. ASMR и другие технологии чувственного воздействия. – М. : Эксмо, 2022.

 

Юлия ГОЛОВНЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте