Дискуссии Первого Московского педагогического форума вызывают невероятный резонанс с самого его старта: уже к математической неделе, открывшей это событие 8 февраля, подключились несколько десятков тысяч российских учителей. Не спадал интерес общественности и на филологической неделе, вопросы гуманитарного образования и коммуникации чрезвычайно волнуют общественность.
Форум проходит в режиме онлайн, и он предоставил возможность выстроить диалог с учителями из всех регионов России о содержании, методах и формах преподавания, о современной школе, сформировать практики и заложить основу будущих стандартов обучения.
Интересные встречи и обсуждения ведутся уже несколько недель, а впереди еще огромная насыщенная программа. Она размещена на сайте «Школа большого города» https://school.moscow/forum/. Записи трансляций доступны на Московском образовательном телеканале в разделе «Первый Московский педагогический форум» (https://mosobr.tv/releases/268).
Эта неделя естественно-научная. На ней обсуждают содержание и технологии естественно-научного образования, его основные тенденции и перспективы развития, новые формы и методы работы с учащимися.
– В рамках этой недели у участников есть возможность ознакомиться с современными технологиями и научными открытиями, которые совершаются прямо сейчас, на наших глазах, – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин. – Главная задача естественно-научного образования заключается в том, чтобы создать для школьников условия, которые обеспечат доступ к знаниям, накопленным на сегодня наукой, в том числе открытиям, совершаемым московскими учеными.
Мы видим это по результатам исследований, которые представляют наши молодые ученые благодаря грантам Правительства Москвы. Это широкая гамма научных изысканий, самых разнонаправленных, и это именно то, чем на самом деле наполнена жизнь, скрытая от глаза обывателя, но на которую интересно взглянуть, если об этом популярно и интересно расскажут наши спикеры, а я уверен, что разговор в рамках 3‑й недели форума будет традиционно содержательным и запоминающимся.
Участников ждут различные мастер-классы, методические мастерские и клубы учителей, научно-популярные лекции, панельные дискуссии, круглые столы, экспертные сессии.
На форуме выступают директор Института общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова РАН Владимир Иванов, директор Центра экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Юлия Шойгу, директор Дарвиновского музея Анна Клюкина и директор Биологического музея имени К.А.Тимирязева Мария Рахчеева, представители ведущих вузов столицы, главные редакторы научно-методических журналов Людмила Левина («Химия в школе»), Сергей Суматохин («Биология в школе») и Елена Петрова («Физика в школе»).
О системе вовлечения старшеклассников в добровольческую деятельность рассказывают старший куратор проекта «Волонтерский центр «Профориентация в медицину» Ирина Филатова и эксперт проекта, представитель ГКБ имени В.В.Виноградова Наталья Бердникова. Блок мероприятий посвящен работе с одаренными детьми и их подготовке к интеллектуальным соревнованиям, что будет интересно и самим школьникам, интересующимся естественно-научными предметами, и родителями, и педагогам.
Проектная и исследовательская деятельность тоже стимулирует развитие способностей учащихся, а обновленные лаборатории современных московских школ, взаимодействие с ведущими вузами и научными организациями выводят исследования на новый уровень и способствуют ранней профессиональной ориентации школьников.
Возможностям и результатам проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях посвящена дискуссия с участием члена Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, победителя конкурса «Учитель года России»-2017 Ивана Смирнова, директора Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрия Моргуна и учителей столичных школ.
Директора естественно-научных музеев рассказывают об эффективном использовании школами образовательного пространства города на экспертной сессии. В частности, речь идет о реализации городского межведомственного проекта «Учебный день в музее».
Также участникам форума представят функциональные и дидактические возможности виртуальных лабораторий МЭШ, позволяющих школьникам самостоятельно проводить любые эксперименты, а педагогам – создавать с их помощью собственные интерактивные задания.
Неделя обещает быть столь же яркой, как и предыдущие. Вопросы форума актуальны и затрагивают все сферы нашей жизни. Например, на филологической неделе участники форума обсудили вопросы развития содержания и технологий гуманитарного образования, изменения в подходах преподавания.
Учителя говорили о формировании у учащихся умений на уроках русского языка и литературы, необходимых для личной и профессиональной самореализации, методах подготовки школьников к участию в олимпиадах, перспективах развития преподавания иностранных языков и роли коммуникации в современном мире.
– Я рад, что участвую в Московском педагогическом форуме, – поделился ректор Театрального института имени Бориса Щукина Евгений Князев, – потому что для меня лично слово «учитель» несет высокий и значимый смысл. Я горячо поддерживаю программу столичного Департамента образования, позволяющую нам совместно поработать над умением педагога выступать публично, словно артист, ведь он должен увлечь молодых людей, рассказать о самом сложном просто и так, чтобы им стало интересно.
Молодой человек должен загореться каким-либо делом, и от учителя это зависит в большей степени. У нас есть программа «Мастерство учителя», где мы говорим о том, что, выходя к классу, ты должен формулировать свою мысль, донести ее до ученика и так уметь разговаривать, быть таким убедительным, чтобы школьники пошли за тобой. И на форуме мы обсуждаем, как и почему это все у нас получается!
– Для нас русский язык и коммуникации на русском языке – это и ежедневная деятельность, и предмет для научных исследований, – говорит ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Маргарита Русецкая. – Мы действительно в последнее время очень много говорим о цифровой трансформации, но не всегда задумываемся, что самым серьезным, самым коренным образом эта трансформация коснулась именно коммуникации. Именно изменения в наших коммуникативных предпочтениях, способах общения, формах общения существенно трансформировали языковую личность ребенка, подростка, даже нас, взрослых, эти изменения коснулись. И, безусловно, сегодня в центре образования и воспитания, впрочем, как всегда, находится языковая личность ребенка.
Успех, академические достижения зависят от личностного развития.
– Поэтому мне очень приятно, что в центре форума были выступления, – подчеркивает Маргарита Николаевна, – которые, с одной стороны, говорили о поколении «альфа», о новой коммуникации, о новых возможностях, которые предоставляет цифровизация. Но, с другой стороны, мы имели возможность поговорить и о классических, традиционных ценностях формирования первичной языковой личности, обо всем, что связано с физиологическим развитием ребенка и с освоением родной речи. Не прошли мы мимо таких явлений, которые захватывают все мегаполисы, как англоязычие, билингвизм. Создание условий для таких категорий детей – это тоже новый педагогический вызов, который осмысляется системой образования, для этого есть уже готовые решения и практики.
– Но и, безусловно, как мне кажется, новым словом на этом форуме стала ориентация в выступлениях на рынок труда, на профессию будущую, – резюмирует Русецкая. – И те выступления, которые звучали, мне кажутся лучшим мотиватором для детей, для педагогов абсолютно всех предметов, поскольку совершенно очевидно, что сегодня речевые компетенции, речевые коммуникации стоят во главе тех ожиданий, которые предъявляет сегодня работодатель к своим будущим сотрудникам.
И об этом есть данные международных исследований, об этом же говорили и специалисты «Хэдхантера», действительно, даже аналитические способности обошли коммуникативные навыки в этом рейтинге. Уверена, что этот лозунг, эту статистику нужно повесить абсолютно в каждом классе наших школ. Ребята должны видеть, что от того, как они будут говорить на русском языке, излагать свои мысли, писать, зависит их конкурентное преимущество в сложных условиях современного рынка.
В 2018 году при поддержке Департамента образования и науки города Москвы совместно с Институтом Пушкина и Московским центром развития кадрового потенциала образования был создан Словарь корпоративных смыслов московской системы образования.
– Его материалы, – говорит ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, – это результат анализа письменных источников, звучащей устной речи и, что немаловажно, мнения большого количества экспертов – директоров школ, их заместителей и педагогов.
Работа над определением материалов, которые попали в словарь, велась в несколько этапов. Так, из 400 слов, предложенных на первом этапе, специальный отбор прошли только 170. Именно они и стали основой первого Словаря корпоративных смыслов московской системы образования.
Создатели словаря отмечают, что слова, которые вошли в него, не всегда являются сложными терминами. Часто они обозначают корпоративные ценности или ключевые понятия системы московского образования. Например, «консолидация городского сообщества» – это одна из целей московского образования. Ознакомиться со словарем можно на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.
– Уроки литературы – это не просто уроки, – подчеркнула председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова. – Художественная литература – это помощник в нравственном воспитании ребенка. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена.
Роль педагога, педагога-словесника, который направляет детей на нравственный путь, не сводится к роли только предметника. Само искусство, литература, словесность теснейшим образом сопряжены с личностным миром самих детей. Дети – это наше отражение. Я думаю, со мной согласятся все, кто каждодневно встречается с детьми, подростками, студенческой молодежью, что одновременно с их взрослением происходят изменения в каждой конкретной школе, колледже, в нашей стране, в мире в целом.
Воспитание цельного, гармоничного сознания – это фундамент, на котором строятся основы нравственной деятельности человека, культуры, а впоследствии формы общественной жизни. Это своеобразная цепочка, которая связывает всех в обществе. Мы не должны допустить раздвоения личности в воспитании детей и подростков. И форум, где можно обменяться мнениями, опытом работы, – это площадка, которая призвана способствовать нашему общему делу.
Зоя ЛАРИНА
Комментарии