search
main
0

“Научные обеды” юных вундеркиндов

Преподавание русского языка в школе по-прежнему богато парадоксами. Иначе почему сами учителя пишут замечания в детских тетрадях и дневниках с ошибками? Почему немало мальчишек и девчонок, имея по английскому “отлично”, по родному и могучему едва вытягивают на троечку Тайна сие есть.

На региональной научно-практической конференции “Гуманитарное образование в Сибири. Проблемы и перспективы”, проходившей на базе Новосибирского государственного университета, с особым вниманием был встречен доклад Елены Николаевны Брыковой, преподавателя русского языка и литературы гуманитарной кафедры СУНЦ НГУ.

В своем специализированном учебном заведении, где собрали, детей, одаренных в области физики, математики, химии и биологии, Елена Николаевна сумела превратить русский язык в интеллектуальную исследовательскую игру. Одно из направлений ее работы – спецкурс “Ономастика: наука об именах и названиях”.

– Выяснилось, что наших ребят привлекают исследования в области антропонимики, топонимики, космонимики, астронимики, псевдонимики, – рассказывает Елена Николаевна. – И темы зачетных заданий я составляю так, чтобы дать возможность ученику самостоятельного исследования как по русскому языку, так и по генеалогии, краеведению, химии, другим дисциплинам.

Десятки исследований, часто с использованием статистических и социологических методов и компьютерных возможностей, ребята выполнили на очень высоком уровне: “История моей фамилии”, “Личные имена моей семьи”, “Улицы Академгородка”, “Личные имена учеников” и т.д.

Естественно, ребята из химических классов почти все выбрали тему, связанную с любимой химией – “Отыменные названия элементов таблицы Менделеева”. Популярностью у юных исследователей пользуются такие названия, как полоний, галлий, менделевий, уран, нептуний, нобилий, нильсборий.

Особый интерес ребят вызывают в таблице Менделеева элементы, следующие за номером 103, поскольку до сих пор в различных странах мира они называются по-разному. Например: нильсборий, дубниум, ганиум – названия одного и того же 105-го в таблице элемента.

Такие же междисциплинарные исследования связывают русский язык в преподавании Елены Николаевны с другими школьными предметами – историей и физикой. При этом мотивация учебной деятельности колоссально возрастает, ведь направление исследования дети выбирают сами. Учитель только подбрасывает материал в этот костер воображения, обучает технике интеллектуального труда. На этой “методической кухне” дети сами готовят свой “научный обед” и никогда не страдают отвращением к учебе.

Галина ФРОЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте