Россия очень быстро меняется, усиливаются ее мощь и авторитет в мире. И это усиление во многом зависит от того, какие научные разработки внедряются во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Наука выходит на одно из первых мест. Выиграет та страна, в которой будут лучше поставлены наука и технологии.
Государство много делает для поддержки молодых ученых и развития престижа профессий, связанных с наукой. Нужно, чтобы школьники захотели идти в науку, заниматься исследованиями, техническим творчеством. Поэтому нужны такие объединения учащихся, которые бы занимались привлечением школьников в науку, организовывали связь между учеными и детьми, вводили их в сообщество исследователей. Такие объединения в России существуют – это научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук.
Объединения есть, но необходимо обучить педагогов-наставников, обеспечить их методическими материалами, показать формы работы с детскими коллективами. С другой стороны, нужно поднять престиж НОУ, статус педагогов-кураторов. Ведь от того, насколько эффективно они будут работать, по большому счету зависит будущее страны.
Российские научные школы известны во всем мире, для их поддержки и функционирования нужно постоянное вливание новых молодых кадров, готовить которые необходимо уже в школьном возрасте. Основная форма включения школьников в научную работу – это научные объединения учащихся, поэтому развитие таких объединений становится стратегической задачей, отвечающей за сохранение российской науки.
Срок подготовки научного сотрудника не менее 10 лет, поэтому если начинать такую подготовку уже с 5‑6‑го класса, то это позволяет мотивировать детей на занятия наукой и техникой, учащиеся осваивают методы исследований, уже в школьные годы входят в научное сообщество, принимают его ценности.
С детьми занимаются учителя, но некоторые из них не имеют компетенций исследователя.
Возникла необходимость, с одной стороны, массового вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, а с другой – обучения педагогов основам руководства исследовательскими работами.
На решение всех этих проблем был направлен проект «Научный катализатор: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников через совершенствование научного руководства (наставничества)», который был поддержан Фондом президентских грантов.
Точками роста, катализаторами стали научные объединения учащихся из многих регионов России. В ходе проекта удалось обучить педагогов-наставников алгоритмам исследовательской деятельности. Для этого на сайте МАН «Интеллект будущего» выставлены дистанционные курсы, были проведены заочные и очные конкурсы исследовательских работ, Национальный чемпионат научных объединений учащихся (три сессии). Педагоги России поделились своими практиками.
Комментарии