search
main
0

Научные дебаты в «Сириусе»

Столичные преподаватели обменялись опытом с коллегами на Всероссийском съезде учителей физики

На площадке образовательного центра «Сириус» состоялся Всероссийский съезд учителей физики. Он собрал более 300 преподавателей школ, а также педагогов дополнительного образования, методистов, представителей вузов. Активное участие в съезде в качестве экспертов и слушателей приняли преподаватели московских образовательных учреждений.

 

Главными темами съезда стали вопросы повышения качества подготовки абитуриентов инженерных специальностей, меры для обеспечения роста числа выпускников, сдающих ЕГЭ по физике, и пути формирования устойчивого интереса к физике и техническим специальностям у школьников.

На секциях съезда представили более 50 докладов, в которых с различных сторон обсуждались вопросы физического образования и преподавания физики. На пленарном заседании заслуженный учитель Москвы Евгений Выродов рассказал о развитии критического мышления у школьников с помощью уроков физики. Кроме того, особый интерес у слушателей вызвали материалы, связанные с подготовкой к единому государственному экзамену и изменениями в нем. Отдельные секции докладов посвятили развитию таланта школьников в области физики, карьерным возможностям в инженерной сфере, кадровому обеспечению школьного преподавания, организации практических работ на уроках.

Своим опытом поделились и московские преподаватели. Например, учитель физики лицея «Вторая школа» и школы «Летово» Георгий Арабули представил доклад «Развитие школьников в рамках параллельной подготовки к ЕГЭ и олимпиадам из перечня Минобрнауки». А заместитель директора Центра педагогического мастерства Наталья Петровская рассказала о Московской предпрофессиональной олимпиаде как инструменте развития инженерных компетенций учащихся.

Впечатлениями поделился Тимофей Лютов, учитель физики Школы ЦПМ и лицея «Воробьевы горы»:

– Есть чувство единства. Очень приятно видеть много коллег, причем заинтересованных. Я в основном сидел на секции о ЕГЭ, и в целом мне близки высказанные идеи: сократить количество задач и неактуальных тем. Поэтому я рад узнать, что многие коллеги видят то же самое и предлагают изменения.

Эксперты и участники форума поделились опытом и обсудили с коллегами проблемы современной науки. Они отметили, что школьная физика должна отвечать на актуальные вопросы и соприкасаться с окружающим миром, чтобы ученик мог видеть связанные с ней жизненные траектории.

– В век искусственного интеллекта мы говорим не только о формальных знаниях, но и о развитии мышления. Мы не можем конкурировать с искусственным интеллектом на его поле. Он будет быстрее нас считать и преобразовывать формулы. Но думать – по крайней мере, я надеюсь на это – он еще долго не сможет так, как мы. А физика вместе с математикой развивают нашу способность думать, – подчеркнул научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

Съезд поддержал предложенные ФИПИ изменения в ЕГЭ по физике, призванные сделать экзамен понятнее и интереснее для школьника. Любовь Солдатова, учитель физики школы №1270 «Вектор», считает, что изменения в программе помогут больше увлечь предметом выпускников:

– Физика – это наша жизнь, это все, что нас окружает. Каждый человек должен понимать, что же нас окружает, чтобы нормально и успешно жить в этом мире. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы больше учеников выбирали физику на ЕГЭ. Это случится, если программа станет интереснее и доступнее.

В рамках проекта в школах и вузах России 17-18 сентября пройдет Всероссийский день физики – серия научно-популярных лекций и интеллектуальных соревнований, посвященных самым интересным аспектам этого предмета. В Москве на площадках трех крупнейших технических университетов школьникам расскажут о перспективах в инженерных профессиях и карьере в них. Участников ждут физический диктант, инженерные игры с призами, научно-популярные лекции от блогеров и известных ученых. Преподаватели в это время смогут начать проходить бесплатный курс повышения квалификации.

Съезд организован Московским физико-техническим институтом, образовательным цен­тром «Сириус», МГУ имени M.B.Ло­моносова, Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», научно-исследовательским центром «Курчатовский институт», университетом «Сириус» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. В подготовке мероприятия и разработке программы также участвовали сотрудники московского Центра педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки.

В Москве у школьников есть много возможностей для изучения естественно-научных дисциплин, и конкретно физики. Ученикам доступны кружки, в том числе экспериментальные, где москвичи могут заниматься практикой, проводить опыты. Также организованы дополнительные занятия. Для детей, которые хотят углубленно заниматься физикой, Центр педагогического мастерства проводит лекции, семинары, сборы и интенсивы. Московские школьники показывают высокие результаты на олимпиадах по физике. Так, в прошлом году на Всероссийской олимпиаде по этой дисциплине 71 школьник получил диплом победителя или призера в финале соревнования. А десятиклассник даже стал абсолютным победителем в своей параллели.

Развитие таланта учеников в этой области – важнейшая часть системы подготовки инженерных кадров. В школах, готовящих будущих инженеров, увлекают учеников этим предметом, развивают творческое, креативное мышление, которое необходимо для решения олимпиадных задач.

 

Петр ЛИТОВЧЕНКОВ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте