search
main
0

Научные бои и технопредпринимательство

От успешного проекта к профессиональному самоопределению

В школе №2097 на протяжении последних лет уделяется повышенное внимание системному, деятельностному, практико-ориентированному подходу к исследовательской и проектной деятельности обучающихся, которая нацелена на максимальное развитие их творческого потенциала, а в конечном итоге – на успешное профессиональное самоопределение каждого выпускника образовательной организации.

Вместе учащиеся, воспитанники дошкольных групп, учителя, воспитатели, специалисты, преподаватели и студенты университетов – социальных партнеров школы занимаются исследованиями и проектами в таких направлениях, как инженерное, медицинское, социальное, гуманитарное, экономическое, экологическое и др.

От учителей, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования требуются овладение новыми компетенциями в направлении исследовательской и проектной деятельности, а также умение грамотного и последовательного сопровождения ребенка от «первого открытия» к профессиональному самоопределению, более глубокое погружение в фундаментальную науку, формирование у обучающихся мотивации к самопознанию, саморазвитию и, как следствие, к успешной социализации.

Достичь максимального эффекта в условиях развития массового проектного движения можно только с помощью метода системного подхода. Основными формами системной проектной деятельности в школе №2097 являются Академия исследователей и изобретателей-2097 (для воспитанников дошкольных групп и учащихся начальной школы), конструкторско-исследовательское бюро «Экзотерра-2097», центр «Успех», Лаборатория успешных проектов, школьный конкурс исследовательских и проектных работ, ежегодная (в честь Дня российской науки) межрегиональная научно-практическая конференция «Вместе исследуем и проектируем».

В этом году на конкурсе исследовательских и проектных работ было представлено более 200 интересных, актуальных, социально значимых проектов: 33 работы были выполнены воспитанниками дошкольных групп, учащиеся начальной школы выдвинули на конкурс 55 работ, авторами 121 работы стали учащиеся 5‑11‑х классов. Юные академики, исследователи и изобретатели вместе с родителями, носителями профессий, воспитателями, учителями представили свои маленькие открытия в большой науке, поделились новыми идеями, продемонстрировали разработанные макеты, модели для применения в различных сферах деятельности человека.

В День российской науки состоялась III Межрегиональная научно-практическая конференция «Вместе исследуем и проектируем». Организатор конференции – школа №2097 при участии вузов – социальных партнеров образовательной организации: Национального исследовательского технологического университета, Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии», Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А.Тимирязева, Центра технической поддержки образования, Мытищинского филиала Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана (Национальный исследовательский университет), Московского педагогического государственного университета.

На конференции были представлены исследовательские и проектные работы воспитанников дошкольных групп, а также учащихся 1‑11‑х классов лицея №572 Невского района Санкт-Петербурга, гимназии №16 Химок, школы «Мозаика» Красногорска, школ №830, 2005, 2097. Представленные работы получили высокую оценку членов компетентного жюри.

Интересная, живая, разнообразная жизнь на высоком для обучающихся школы научном уровне проходит в конструкторско-исследовательском бюро (КИБ) «Экзотерра-2097».

Большим успехом и интересом у ребят школы, членов КИБ, пользуется межшкольный лекторий «Космическая инженерия и развитие космонавтики», который уже на протяжении нескольких лет ведут прославленные российские летчики-космонавты, ученые, производственники. Так, например, 25 марта 2021 года в рамках проектов «Предпрофессиональное образование», «Инженерный класс в московской школе» Департамента образования и науки города Москвы состоялась онлайн-лекция «Школьная космонавтика», которую прочитал А.Ю.Шаенко, кандидат технических наук, выпускник МГТУ имени Н.Э.Баумана, активный энтузиаст космонавтики, руководитель проекта «435nm», руководитель первого отечественного краудфандингового проекта по созданию студенческого научно-образовательного космического аппарата «Маяк» (выведен на орбиту ИСЗ в 2017 г.), руководитель проекта по созданию школьного орбитального телескопа (проект реализуется в школе №29 Подольска), участник создания перспективной отечественной ракеты-носителя «Ангара-А5» и южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1, отечественной космической обсерватории «Миллиметрон», частного российского спутника DX1 компании Dauria Aerospace.

Александр Юрьевич подчеркнул, что школьники под руководством профессионалов вполне могут справиться со сложными задачами создания космической техники. При этом каждый обучающийся, участвующий в проекте, может выбрать направление, интересное именно ему: наземная приемно-передающая станция или бортовой радиокомплекс, конструкция космического аппарата, система управления, научная аппаратура (например, телескоп или магнетометры).

Важно, что эта работа обязательно становится индивидуальным проектом для представления на таких значимых конференциях, как «Потенциал», «Инженеры будущего», конкурсе проектных и исследовательских работ «Большие вызовы». Такая перспектива заинтересовала многих наших старшеклассников и стала серьезным побуждающим мотивом для участия в проекте.

Научные бои в КИБ «Экзотерра-2097» стали проходить сравнительно недавно, но интерес к ним растет в геометрической прогрессии. 20 мая 2021 года успешно прошли II научные бои школы №2097 совместно с Российским государственным аграрным университетом имени К.А.Тимирязева в рамках проекта школы-консультанта «Школа старшеклассников», в них приняли участие учащиеся школы – победители и призеры различных городских предпрофессиональных конференций: Т.Китаев, 11‑й «Б» класс, призер конференции «Инженеры будущего», автор проектной работы «Расширяемый плагинами бот для мессенджера DISCORD; Я.Луканина, 11‑й «В» класс, призер конференций «Старт в медицину», «Наука для жизни», «Потенциал», «Мы и биосфера», автор проектной работы «Полиформизм гена МС1R», руководитель Н.Ф.Бочарова, учитель химии, консультант О.А.Муратова, старший научный сотрудник лаборатории ДНК маркеров ФГБНУ ВНИИСБ; С.Кузина, 11‑й «В» класс, победитель и призер конференций «Старт в медицину», «Наука для жизни», «Потенциал», «Мы и биосфера», автор проектной работы «Разнообразие гена LEAFY и наличие антиоксидантов у культурных видов Brassica», руководитель Н.Ф.Бочарова, консультант О.А.Муратова.

П.Ф.Кубрушко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования РГАУ МСХА имени К.А.Тимирязева, отметил высокий уровень и заинтересованность участников научных боев, объявил результаты голосования, согласно которым 50% голосов слушателей получил Т.Китаев.

Участники боев – ученики и педагоги школ №1412, 1376, 1515, 1541, 1581, 2097 выразили заинтересованность в продолжении сотрудничества по данному направлению и откликнулись на предложение принять непосредственное участие в III межшкольных научных боях.

Идеи дальнейшего развития проектов, которые на определенном этапе уже стали призерами и победителями на различных конкурсах, конференциях, продумываются и принимаются в Лаборатории успешных проектов. Авторы проектных работ – учащиеся школы, их руководители – представители социальных партнеров школы, учителя работают над разработкой новых идей, связанных с темой проекта, возможностью привлечения новых участников из числа обучающихся, студентов вузов, родителей.

Разумеется, в 2020‑2021 учебном году в условиях эпидемии коронавируса многие мероприятия в рамках системы проектной деятельности проходили в дистанционном формате. Появились новые акценты в работе: усилилась координация всех участников проекта, возросла роль образовательных практико-ориентированных интернет-ресурсов, к которым относятся, например, Московская электронная школа, ресурсы Школьной лиги Роснано.

В нашей практике особое место занимает образовательное пространство по реализации межшкольного проекта «Наноточки роста». Это трехсторонний проект между школы №2097, лицея №572 Невского района Санкт-Петербурга и школы №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области, – реализация которого стартовала в этом году.

Особым ресурсом является Всероссийская неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Одним из основных принципов данного ресурса является принцип командной работы по проекту. Казалось бы, в условиях самоизоляции этот принцип не может быть полноценно осуществлен. Но практический опыт показал – такие платформы, как Teams, позволяют собирать команду и слаженно работать всем участникам проекта. При правильном руководстве со стороны взрослых наставников в проектную работу в удаленном режиме были вовлечены даже учащиеся начальной школы и воспитанники дошкольных групп.

Школа №2097 стремится расширить круг вузов, из которых к нам приходят наставники предпрофессиональных проектов. Только к концу текущего учебного года в этот круг вошли Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет), Российский университет дружбы народов, Институт русского языка имени А.С.Пушкина. В общей сложности более двух десятков различных средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских и производственных организаций являются социальными партнерами школы.

Благодаря слаженной и целенаправленной работе педагогического коллектива школа уверенно движется к увеличению эффективности решения одной из главнейших своих задач – успешной социализации своих выпускников. Одной из составляющих этого успеха является предпрофессиональная проектная деятельность ребят.

Владимир ПИНЧУК, педагог-организатор школы №2097, руководитель КИБ «Экзотерра-2097», кандидат технических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте