search
main
0

Научно не значит скучно!

Рабочие тетради по окружающему миру обучают, воспитывают и развивают

Окружающий мир в начальной школе – самый объемный по содержанию предмет. Он охватывает широчайшую область знаний, начиная от правил безопасного поведения в быту и заканчивая проведением и описанием научных опытов. Специфика курса заключается в его интегративности. Окружающий мир соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Ирина ЛЕВАНОВА

 

При изучении окружающего мира в начальной школе должны быть достигнуты следующие цели:

– формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Наиболее популярными и распространенными учебниками по окружающему миру в начальной школе являются учебники для 1‑4‑х классов А.А.Плешакова и других авторов издательства «Просвещение». Их содержание в полной мере соответствует обозначенным выше образовательным целям.

 

Система образования одна из самых динамичных в своем развитии, ей необходимо быть гибкой и перестраиваться, отвечая на запросы современного общества. Так, с 1 сентября 2023 года ученики 1‑х и 2‑х классов будут учиться по ФГОС, принятому в 2021 году. В соответствии с этим в 2023 году издательство «Просвещение» выпустило новые учебники по окружающему миру для начальной школы, которые соответствуют стандартам и входят в новый Федеральный перечень учебников. Получается, значительная часть младших школьников будут учиться по старым учебникам, а какое-то количество учеников получат новые книги для изучения окружающего мира. Реагируя на это, издательство «Экзамен» в 2023 году планирует выпустить учебные пособия к старой и новой версиям учебников.

Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, могу сказать, что наилучшие результаты достигаются при помощи деятельностного подхода. Это значит, что дети должны на уроках искать, исследовать, конструировать, работать с различными видами схем, таблиц, уметь моделировать и т. д. Реализовывать деятельностный подход – значит делать образовательный процесс мотивированным, помогать ребенку самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения (то есть оптимально организовывать свою деятельность), формировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Одно из обязательных условий данной деятельности – целенаправленность и осмысленность. Для этого необходимо продумать такую систему заданий на уроке, которая будет соответствовать возрастным возможностям детей начальной школы и позволит им усваивать содержание предмета, формируя научное мировоззрение. Здесь большими помощниками учителя являются учебные пособия.

В своей повседневной работе с младшими школьниками я использую рабочие тетради для 2‑го класса (в двух частях), созданные издательством «Экзамен». Главное достоинство их в том, что они полностью соответствуют содержанию учебника автора А.А.Плешакова. Рабочие тетради созданы в логике учебной программы по предмету «Окружающий мир» и предназначены для работы учащихся как в классе, так и дома (рис. 1).

Рис. 1. Рабочая тетрадь. 2‑й класс. Часть 1. Стр. 26

 

Пособия отличают лаконичные и точные формулировки. Очень важно, что все тексты понятны младшему школьнику, красивые и наглядные иллюстрации дополняют визуальный образ, возникающий у детей при выполнении заданий. Часть заданий сформулированы в игровой форме, благодаря чему ребята охотнее и активнее работают на уроках. В приложении есть картинки, предназначенные для вырезания и последующего вклеивания в задание. Таким образом, ученики воспринимают образ не только  зрительно, но и кинестетически , размещая в нужном пространстве листа.

Детям из моего класса такие задания всегда интересны, так как уровень сложности материала как раз попадает в зону ближайшего развития второклассников. К слову сказать, ребята обучаются в проектном классе по программе «Эффективная начальная школа», где проходят программу 1‑го и 2‑го классов за один учебный год. Учебник для данного проекта переработан, а вот рабочие тетради, к сожалению, нет. Хорошо, что меня выручают рабочие тетради к обычному учебнику. Удобная навигация данных пособий позволяет быстро находить материал к изучаемой теме, который полностью соответствует содержанию изучаемого материала (рис. 2).

Рис. 2. Рабочая тетрадь. 2‑й класс. Часть 1. Стр. 37

 

Пособие автора Н.А.Соколовой наполнено заданиями творческого характера. Различного рода проекты можно успешно вплетать в контекст преподаваемого предмета. Например, организация и выполнение проекта «Родной город» отвечает основным целям и задачам курса, соответствует естественно-научным принципам отбора содержания (родиноведение, краеведение, землеведение, сезонность, экологический подход). Есть возможность использовать разнообразные формы обучения. Это не только урок, но и экскурсия, организация видов внеурочной деятельности, работы различных тематических лабораторий.

Хочу отметить, что в конце каждого из разделов, которые полностью соответствуют тематике учебника «Окружающий мир» УМК «Школа России», имеется страничка «Проверим свои знания». Этот раздел помогает систематизировать материал пройденного раздела, к нему также можно обратиться при организации как индивидуальной, так и групповой работы на уроке. Структурированность материала и четкий подбор заданий помогают учителю в подготовке к занятиям и эффективному оцениванию уровня обученности по данному предмету. Наличие ключей к ответам позволяет провести контрольную работу с последующей само- или взаимной проверкой. Данные формы проверки очень нравятся детям и дают возможность формировать у них навык рефлексии (рис. 3).

Рис. 3. Рабочая тетрадь. 2‑й класс. Часть 1. Стр. 13

 

Мне особенно нравится большое количество таблиц, схем и кластеров, которые помогают систематизировать и удобно визуализировать информацию (рис. 4). Умение использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, навык решения задач, моделирующих конкретные практические ситуации, выполнения заданий, направленных на применение знаний в нестандартных ситуациях, и заданий на преобразование и интерпретацию данных являются главными целями формирования естественно-научной грамотности.

Рис. 4. Рабочая тетрадь. 3‑й класс. Часть 2. Стр. 23, 24, 25

 

Одно из обязательных требований к современному уроку – наличие рефлексивного этапа, на котором дети должны получить обратную связь от реализации на прошедшем уроке образовательной цели. Наиболее полно, точно и наименее затратно по времени как проведения, так и проверки это позволяют сделать тесты. Кроме того, их всегда охотно и с удовольствием выполняют ученики начальной школы.

Автором Е.М.Тихомировой для учебников «Окружающий мир» УМК «Школа России» для 1‑4‑х классов издательства «Экзамен» разработаны тесты, систематическая работа с которыми позволяет сформировать у детей целостную картину мира. Тесты составлены так, что их выполнение не вызовет затруднений у ребят, а сложность при выборе правильного ответа в подобном формате минимизирована. Такой подход позволяет каждому ребенку при выполнении заданий оказаться в ситуации успеха. Отличительными чертами пособий издательства «Экзамен» являются наличие разноплановых заданий, структурированных по определенной тематике, интересные формулировки, дополненные иллюстрациями (рис. 5).

Рис. 5. Тесты. 3‑й класс. Часть 1. Стр. 21

 

Весь материал в учебных пособиях строится на принципах научности и доступности, он понятен и интересен детям. Содержание рабочих тетрадей и тестов позволяет школьникам расширять кругозор, учиться исследовать окружающий мир, обучает и стимулирует ребят работать с энциклопедиями и картами, пользоваться электронными источниками информации. Дети сами делают открытия, а система заданий позволяет высказывать разные точки зрения и приходить к своим выводам.

Окружающий мир – предмет широкий и глубокий, так как связан со всеми сферами нашей жизни. Погружать ребят в этот предмет нужно бережно, сохраняя интерес ребенка ко всему, что нас окружает, мотивируя на новые открытия и показывая жизнь во всех ее проявлениях. Очень здорово, что мы, педагоги, получаем в помощь интересные, красочные и яркие пособия, позволяющие сохранить, поддержать и развить интерес ребят к изучению окружающего мира!

Ирина ЛЕВАНОВА, учитель начальных классов школы №1492, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте