К нам в редакцию обращаются учителя из многих регионов России, сообщающие о том, что хотели бы создать у себя центры гражданского образования, но не знают, что для этого нужно.
Сегодня мы публикуем документы и положения, которые им помогут.
Центры гражданского образования могут взять на себя практическое решение задач гражданско-правового образования и воспитания. Эта система многоуровневая и включает в себя предметное, межпредметное, воспитательное, институциональное и проектное направления. Основой этого являются соответствующие предметы, интегрированные курсы, учебно-воспитательные программы и социально значимые проекты, эти задачи могут быть сформулированы следующим образом:
научно- и учебно-методическое обеспечение преподавания в школах регионов курсов и предметов гражданского образования;
оказание информационной, правовой и методической помощи школам и учителям на всех уровнях гражданского образования;
разработка программного обеспечения и планирования курсов, предметов и социальных проектов;
подготовка учебных и учебно-методических материалов учащимся и учителям для всех уровней и видов их деятельности;
обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта преподавания курсов и реализации учебно-воспитательных программ и социально значимых проектов гражданского образования;
организация обмена опытом преподавания политико-правовых курсов и реализации проектов с учетом современных методик и технологий гражданского образования;
координация работы по внедрению в школах регионов курсов, предметов и реализации социальных проектов в сфере гражданского образования;
поддержание связей с существующими в России аналогичными центрами с целью обмена информацией, программами, учебными и учебно-методическими пособиями;
обеспечение образовательных учреждений региона и учащихся учебными и учебно-методическими пособиями.
Такой центр позволит значительно повысить уровень, эффективность и качество гражданского образования и воспитания и привлечь к этому наиболее квалифицированные кадры практических работников и профессорско-преподавательский состав вузов регионов.
Такие центры могут носить характер: организационно-методических – в составе региональных органов управления образованием, научно-методических центров (лабораторий) – как подразделений в составе региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования или университетов (педуниверситетов), научно-внедренческих (научно-методических) центров – как самостоятельных бюджетных или негосударственных, некоммерческих общественных организаций.
Координировать их работу может Федеральный центр гражданского образования.
Оплату штатных сотрудников центра (лаборатории) осуществлять как оплату сотрудников органов управления образованием или научных подразделений вузов. Количество штатных сотрудников – исходя из численности учащихся региона. Как вариант: на 25-30 тыс.учащихся – 1 главный специалист (старший научный сотрудник).
Выделение штатных сотрудников для центра на начальном этапе возможно произвести за счет перераспределения должностей в органе управления образованием или вуза.
Перечень и формы документов подготовлены кандидатом исторических наук Олегом Рыжовым.
Документы, которые необходимо представить для регистрации в управлении (департаменте) юстиции администрации области
1. Протокол N 1.
2. Список граждан-инициаторов, участников собрания.
3. Устав региональной организации.
4. Список руководящего органа, избранного собранием.
5. Заявление в управление юстиции по месту нахождения общественной организации о регистрации Устава организации.
6. Квитанция об оплате за регистрацию (регистрационный сбор).
7. Справка о юридическом адресе общественной организации.
8. Уведомление из вышестоящей организации (межрегиональной общественной организации) за подписью ее президента о согласии на открытие у вас региональной организации как структурной от межрегиональной с указанием ее юридического адреса. Данное уведомление является ответом на ваше письмо (8а) президенту или в правление межрегиональной общественной организации, региональным отделением которой вы намереваетесь стать.
9. Копия свидетельства о регистрации межрегиональной организации.
10. Копия Устава межрегиональной организации.
11. Анкета члена межрегиональной общественной организации.
После регистрации в управлении (департаменте) юстиции необходимо пройти регистрацию:
1) в управлении статистики;
2) в Налоговой инспекции;
3) в Пенсионном фонде;
4) в фонде обязательного медицинского страхования;
5) в фонде социального страхования;
6) в службе занятости;
7) открыть счет в банке;
8) зарегистрировать в разрешительной службе УВД по юридическому адресу организации разрешение на изготовление печати организации (по образцу). Заказать и по образцу изготовить печать.
Вариант
ПРОТОКОЛ N 1
общего собрания (конференции) граждан – инициаторов создания региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”
от “____” _________ 200 года _______город
На собрании (конференции) присутствуют 10 человек (не менее)
1. ЛАГУНОВ Ю.И., СШ N 12 г.
2. РОГОВ О.В., ИПКПРО, г.
3. САЗОНОВА Л.П., зав.РОО, г.
4. КРОБОВА М.А., СШ, раб.пос.
5. СПИРИДОНОВА Н.В., СШ N 21, г.
6. БОРОВИНА Т.Н., СШ N 34, г.
7. ДВОРЦЕВА С.В., СШ N 12, г.
8. МАРКОВ А.А., Ивановская СШ, село
9. МАНИЛОВА А.В.,СШ N 25, г.
10. КУЗНЕЦОВ В.Н., ИПКПРО, г.
Председатель собрания (конференции)
ЛАГУНОВ Ю.И., засл.учитель России, СШ N 12, г.
Секретарь собрания (конференции)
СПИРИДОНОВА Н.В., учитель СШ N 21, г.
Повестка дня: 1. О создании региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”.
2. Обсуждение и принятие Устава региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”.
3. Выборы правления региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”, руководителя и заместителей.
4. Выборы ревизионной комиссии.
Приложение к протоколу N 1
СПИСОК УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ
(не менее 10 человек)
NN п/п
Фамилия, имя, отчество
Год рожд.
Домашний адрес
Данные паспорта (когда и кем выдан)
Подпись
1. ЛАГУНОВ Ю.И
2. РОГОВ О.В.
3. САЗОНОВА Л.П.
4. КРОБОВА М.А.
5. СПИРИДОНОВА Н.В.
6. БОРОВИНА Т.Н.
7. ДВОРЦЕВА С.В.
8. МАРКОВ А.А.
9. МАНИЛОВА А.В.
10. КУЗНЕЦОВ В.Н.
Руководитель правления
(подпись) (Фамилия И.О.)
ЗАРЕГИСТРИРОВАН УПРАВЛЕНИЕМ ЮСТИЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ
реестр N____,
от “____” ______________ 200 г.
Начальник управления юстиции
(фамилия, роспись)
УСТАВ
РЕГИОНАЛЬНОЙ (ОБЛАСТНОЙ) ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ”
Ульяновск, 2001
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Региональная общественная организация “Центр гражданского образования” (далее – региональный центр гражданского образования) по своей организационно-правовой форме является общественной организацией, созданной в целях организации и координации деятельности граждан, работающих в области гражданского образования и воспитания.
1.2. Центр гражданского образования является региональным отделением межрегиональной общественной организации и осуществляет свою деятельность в пределах территории области.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
2.1. Целями и задачами регионального центра являются:
организация информационной деятельности в области гражданского образования и воспитания, учебно-методическая, научно-методическая, организационная и правовая помощь своим членам, а также другим лицам, работающим в области гражданского образования и воспитания учащихся;
разработка программного обеспечения и планирования курсов;
подготовка учебных и учебно-методических материалов для учащихся и учителей;
организация обмена опытом в области гражданского образования;
координация деятельности учителей и работников образования по реализации методик и педагогических технологий гражданского образования;
организация изучения, обобщения и распространения отечественного и зарубежного опыта гражданского образования;
содействие международному сотрудничеству педагогов в области гражданского образования;
участие в научно-практических, учебно-методических конференциях и семинарах по проблемам гражданского воспитания и образования, проводимых как межрегиональной организацией, так и иными заинтересованными учреждениями и организациями России и зарубежных стран.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
3.1. Для осуществления уставных целей региональный центр гражданского образования имеет право:
свободно распространять информацию о своей деятельности;
участвовать в выработке решений, принимаемых правлением межрегиональной организации, в порядке, предусмотренном ее Уставом;
проводить собрания, совещания, конференции своих членов;
осуществлять издательскую и предпринимательскую деятельность;
представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в других общественных объединениях;
выступать с инициативами по различным вопросам, касающимся проблем гражданского образования, вносить свои предложения по этим проблемам в территориальные органы государственной власти;
распоряжаться имеющимися на ее балансе собственностью, средствами и имуществом.
3.2. Региональный центр гражданского образования обязан:
соблюдать законодательство Российской Федерации, принципы и нормы международного права, касающиеся ее деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим Уставом и иными учредительными документами;
ежегодно отчитываться о своей деятельности и использовании своего имущества и обеспечить доступность ознакомления со своим отчетом;
ежегодно информировать управление юстиции администрации – области (далее – управление юстиции) о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения правления, данных о руководителях организации;
представлять по запросу управления юстиции решения правления, его руководителей, а также годовые отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
допускать представителей управления юстиции на проводимые региональным центром собрания, заседания и иные мероприятия;
оказывать содействие представителям управления юстиции в ознакомлении с деятельностью регионального центра в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
4. ЧЛЕНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
4.1. Членами регионального центра могут быть достигшие 18-летия граждане Российской Федерации – работники образования, представители науки, деятели культуры, журналисты, политические и общественные деятели, бизнесмены и другие граждане, а также юридические лица – общественные организации, разделяющие и поддерживающие цели и задачи межрегиональной организации.
4.2. Члены регионального центра являются одновременно членами межрегиональной организации.
4.3. Прием в члены регионального центра осуществляется по заявлению гражданина или юридического лица – общественной организации, поданному в правление регионального центра.
Решение о приеме принимается на заседании правления простым большинством голосов его членов.
Члену регионального центра выдается членский билет единого образца.
4.4. Члены регионального центра вправе выйти из него по письменному заявлению, поданному в правление регионального центра.
Решение о выходе принимается на заседании правления простым большинством голосов его членов.
4.5. Исключение из регионального центра возможно при нарушении ее членами положений настоящего устава, повлекшем за собой дискредитацию целей и задач организации, а также в случае неподтверждения ими своего членства при перерегистрации или за неуплату членских взносов.
Решение об исключении принимается на заседании правления простым большинством голосов. Оно может быть обжаловано на общем собрании регионального центра или в вышестоящей руководящей организации – правлении межрегиональной организации.
4.6. Члены регионального центра имеют право:
участвовать в деятельности организации;
избирать и быть избранными в руководящие органы, вплоть до правления межрегиональной организации;
получать или приобретать через региональный центр учебную, учебно-методическую, научную литературу и получать информационную помощь в области гражданского образования и воспитания;
выступать с инициативами по различным вопросам, касающимся проблем гражданского образования и воспитания, вносить свои предложения по этим проблемам в руководящие органы, вплоть до правления межрегиональной организации.
4.7. Члены регионального центра обязаны:
строго выполнять и руководствоваться требованиями настоящего Устава и Устава межрегиональной организации;
исполнять решения руководящих органов регионального центра и межрегиональной организации;
уплачивать членские взносы.
5. СТРУКТУРА И РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
5.1 Региональный центр организационно состоит из районных организаций. Все члены регионального центра состоят в районных организациях.
5.2. Районные организации создаются решением регионального центра при наличии в районе не менее 3 граждан, изъявивших желание вступить в межрегиональную организацию. Заявления о вступлении при этом подаются в региональный центр. После принятия правлением регионального центра решения о создании районной организации заявления о вступлении принимает районная организация и направляет их в правление регионального центра для принятия окончательного решения о приеме.
В своей деятельности районные организации руководствуются настоящим Уставом и Уставом межрегиональной организации.
5.3. Высшим органом районной организации является общее собрание. Общее собрание избирает для руководства районной организацией сроком на один год руководителя и, при необходимости, одного-двух заместителей. Собрания проводятся не реже 2 раз в год. Собрание заслушивает отчет руководителя районной организации, определяет задачи и направления своей работы, обсуждает текущие вопросы работы организации. Собрание правомочно принимать решения при наличии более половины членов организации. Решения собрания принимаются простым большинством голосов присутствующих на нем членов организации.
5.4. Высшим органом регионального центра является общее собрание представителей районных организаций. Общее собрание проводится не реже 2 раз в год. Оно утверждает Устав регионального центра, вносит в него изменения и дополнения, избирает новый состав правления, его секретаря, заместителей и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты секретаря правления и ревизионной комиссии о деятельности организации, разрабатывает, обсуждает и рекомендует для реализации образовательные программы, методики и педагогические технологии гражданского образования и воспитания, обсуждает текущие вопросы работы организации, принимает решение о прекращении деятельности регионального центра.
Общее собрание определяет и утверждает размер вступительных и полугодовых взносов членов регионального центра.
Общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют представители более половины районных организаций. Решения на собрании принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов присутствующих представителей районных организаций.
5.5. Для руководства региональным центром общее собрание избирает сроком на два года правление регионального центра. Количественный состав правления определяется общим собранием.
Правление осуществляет руководство региональным центром в период между общими собраниями, ведет организаторскую, издательскую, предпринимательскую деятельность, принимает в организацию новых членов, создает районные организации, утверждает смету доходов и расходов регионального центра, ведет текущую работу, распоряжается собственностью и имуществом регионального центра, принимает решение о создании собственных предприятий.
Правление осуществляет руководство деятельностью районных организаций регионального центра гражданского образования.
Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.
5.6. Руководство деятельностью правления регионального центра осуществляет секретарь. Он организует выполнение решений межрегиональной организации, общего собрания и заседаний правления регионального центра, расходует средства организации и в соответствии с решением совета и утвержденной им сметой открывает счета в банках, представляет региональный центр в отношениях с государственными органами, предприятиями и учреждениями, заключает договоры.
5.7. Заместители секретаря правления работают по его поручениям. В период отсутствия секретаря выполняют его обязанности.
5.8. Для контроля и проверки правильности расходования средств центра, его издательской и предпринимательской деятельности общее собрание избирает сроком на 2 года ревизионную комиссию. Количественный состав ревизионной комиссии определяется общим собранием.
5.9. Ревизионная комиссия организует и проводит ревизии и проверки наличия и расходования материальных и денежных средств регионального центра не реже одного раза в год. По итогам проверок и ревизий комиссия составляет акты и отчеты. Акты и отчеты ревизионной комиссии утверждаются общим собранием регионального центра.
6. СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
6.1. Региональный центр может иметь в собственности необходимые ему для материального обеспечения деятельности и выполнения уставных целей и задач денежные средства, оборудование, инвентарь и иное имущество. В собственности могут также находиться вычислительная и множительная техника.
6.2. Средства и имущество регионального центра формируются на основе вступительных и полугодовых членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых в соответствии с уставными целями мероприятий, доходов от предпринимательской и издательской деятельности. Размер части вступительных и членских взносов и иных денежных средств, остающихся в распоряжении областной организации, устанавливается правлением межрегиональной организации.
6.3. Собственником средств и имущества является региональный центр. Каждый член регионального центра областной организации не имеет права собственности на долю средств и имущества, принадлежащих организации.
6.4. Региональный центр в соответствии с российским законодательством может осуществлять издательскую и предпринимательскую деятельность, служащую достижению уставных целей и задач.
6.5. Доходы от предпринимательской деятельности перераспределению между членами организации не подлежат и должны использоваться только для достижения уставных целей.
Допускается использование средств регионального центра на благотворительные цели.
7. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
7.1. Предложения по изменению Устава вносятся в правление членами регионального центра. Правление обобщает их и представляет на обсуждение общего собрания.
7.2. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся решением общего собрания регионального центра по представлению правления и принимаются большинством голосов присутствующих на конференции представителей районных организаций.
7.3. Устав с дополнениями и изменениями представляется в управление юстиции администрации для регистрации в установленном законом порядке.
8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
8.1. Прекращение деятельности регионального центра осуществляется в виде ее реорганизации или ликвидации.
8.2. Реорганизация регионального центра осуществляется по решению общего собрания, принятому 2/3 голосов присутствующих на нем представителей районных организаций. Имущество регионального центра после реорганизации переходит к вновь возникшему юридическому лицу – правопреемнику регионального центра.
При реорганизации составляется разделительный баланс или передаточный акт.
8.3. Ликвидация регионального центра осуществляется либо решением общего собрания регионального центра, принятым 2/3 голосов присутствующих на нем представителей районных организаций, либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.4. В случае ликвидации регионального центра учет ее членов осуществляется правлением межрегиональной организации.
8.5. При ликвидации регионального центра, по согласованию с управлением юстиции, назначается ликвидационная комиссия и назначаются сроки и порядок ликвидации.
8.5.1. Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, выявляет дебиторов, кредиторов и производит расчеты по обязательствам регионального центра.
8.6. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением общего собрания по согласованию с управлением юстиции.
8.7. Имущество, оставшееся в результате ликвидации регионального центра, направляется на цели, предусмотренные Уставом данной организации, в соответствии с решением конференции.
8.8. Решение о ликвидации регионального центра направляется в управление юстиции администрации для исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Устав ОБЛАСТНОЙ (РЕГИОНАЛЬНОЙ) ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “ЦЕНТР ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ” принят на общем собрании граждан – инициаторов создания организации.
Протокол N , от ” ” 200 года.
СПИСОК ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ
региональной (областной) общественной организации
“Центр гражданского образования”
NN п/п Фамилия, имя, отчество Год рожд. Выборная должность Адрес постоянного места жительства, телефон Подпись
1.
2.
…
Руководитель правления (подпись)
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
(фамилия, имя, отчество) – руководитель правления региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”, 19 г. рожд., (домашний адрес и телефон)
(фамилия, имя, отчество) – заместитель руководителя правления 19 г. рожд., (домашний адрес и телефон)
(фамилия, имя, отчество) – заместитель руководителя правления 19 г. рожд., (домашний адрес и телефон)
Представляют на регистрацию Устав региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования” – региональной структуры межрегиональной общественной организации, принятый ” ” 200 года собранием (конференцией) граждан-инициаторов создания региональной общественной организации.
Статус общественного объединения – региональное (областное).
Основные цели общественного объединения – координация, обмен опытом и организация деятельности учителей и преподавателей гражданского образования и др. лиц, работающих в данной области.
Название и местонахождение (адрес и телефон) руководящего органа общественного объединения: правление региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”
(адрес и телефон)
Фамилии заявителей Подписи заявителей
Угловой штамп организации,
предоставляющей юридический адрес
и площадь под расположение
общественной организации
СПРАВКА О ЮРИДИЧЕСКОМ АДРЕСЕ
Средняя общеобразовательная школа (или иная организация) города
предоставляет региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования” площадь под ее расположение и юридический адрес: почт.индекс, город (почтовый адрес школы или иной организации)
Директор школы (или иной организации) подпись (фамилия и.о.)
м.п.
Письмо должно быть на фирменном бланке ассоциации, на котором указаны ее необходимые атрибуты.
НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИИ
ОБЛАСТИ
Правление Межрегиональной общественной организации ходатайствует о регистрации региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”, которая входит в его состав и делегирует полномочия представлять интересы межрегиональной организации на вашей территории руководителю правления и его заместителю (далее – фамилии, и.о. должностных лиц областной организации, коим это право доверено).
Президент межрегиональной организации (подпись) (фамилия и.о.).
АНКЕТА
члена региональной (областной) общественной организации “Центр гражданского образования”
1. Фамилия, имя, отчество
2. Место работы (на момент заполнения анкеты)
3. Должность (на момент заполнения анкеты)
4. Педагогический стаж (полных лет)
5. Ведете ли курс (предмет) гражданского образования. Если да, то какой конкретно
6. Имеете ли собственные разработки – программы, пособия, учебники
7. Знание языков
8. Рабочий адрес, телефон, факс, электронная связь
9. Домашний адрес и телефон
10. Дата заполнения анкеты
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в составе регионального Института повышения квалификации и переподготовки работников образования)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Центр гражданского образования (далее центр) является основным научно- и учебно-методическим структурным подразделением Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, непосредственно осуществляющим научную, учебную и методическую работу по последипломному образованию и переподготовке работников образования по предметам и курсам гражданского образования.
1.2. Центр создается по решению ученого совета и утверждается приказом ректора при наличии, как правило, не менее 3-5 штатных единиц научных сотрудников, из которых 1-2, как правило, должны иметь ученую степень или звание. Штаты центра утверждаются ректором и могут быть пересмотрены с учетом объема научной и учебно-методической работы. Ликвидация центра также осуществляется по решению ученого совета ИПК и утверждается приказом ректора.
1.3. В своей деятельности центр руководствуется нормативными документами Минобразования РФ, Уставом института, настоящим положением о центре и другими нормативными документами, регламентирующими его деятельность.
1.4. Центр возглавляет руководитель – заведующий (директор), имеющий ученую степень или звание, избираемый (назначаемый) на эту должность в установленном порядке. Он несет ответственность за деятельность центра и его сотрудников.
Заведующий (директор) отчитывается о работе возглавляемого им центра согласно установленному в институте порядку отчетности по научно-исследовательской работе.
1.5. Центр гражданского образования входит в состав научно-исследовательского отдела, организационно включен в его планы, программы и режим деятельности и подчиняется непосредственно начальнику отдела (проректору по НИР). В своей деятельности центр взаимодействует с подразделениями и кафедрами ИПК, с соответствующими подразделениями Академии ПКРПО, Федеральным центром гражданского образования, вузами и другими учебными, научными и методическими учреждениями, а также, в пределах своей компетенции, территориальными органами управления образованием.
Работа центра осуществляется в соответствии с задачами и планами института и Управления образования администрации области в области гражданского образования и воспитания.
1.6. Свою научно-исследовательскую, экспериментальную, учебно-методическую и учебно-образовательную деятельность центр осуществляет как за счет госбюджетных ассигнований, так и на основе договоров и платных научных и образовательных услуг.
1.7. Центр может иметь учебные, учебно-методические кабинеты и филиалы в районах области (за счет штатной численности работников образования данной территории).
1.8. Центр имеет документацию, перечень которой определяется номенклатурой дел, принятой ректоратом ИПК и утверждаемой ректором института.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Основными задачам центра являются:
научно- и учебно-методическое обеспечение преподавания в школах регионов курсов и предметов гражданского образования;
разработка программного обеспечения и планирования курсов, предметов и социальных проектов;
оказание информационной, правовой и методической помощи школам и учителям на всех уровнях гражданского образования;
обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного передового опыта преподавания курсов и реализации учебно-воспитательных программ и социально-значимых проектов гражданского образования;
теоретическое обобщение и прикладная адаптация имеющегося отечественного и зарубежного опыта, а также организация обмена опытом преподавания политико-правовых курсов и реализации проектов с учетом современных методик и технологий гражданского образования;
разработка собственных оригинальных подходов, программ, методик и технологий и научное и организационное содействие их распространению и внедрению в практику образования в области;
координация работа по внедрению в школах регионов курсов, предметов и реализации социальных проектов в сфере гражданского образования;
поддержание связей с существующими в России аналогичными центрами с целью обмена информацией, программами, учебными и учебно-методическими пособиями;
обеспечение высокого теоретико-методологического и методического уровня, практической направленности, системности и целостности профессионального совершенствования слушателей в области гражданского образования и воспитания;
подготовка учебных и учебно-методических материалов учащимся и учителям для всех уровней и видов их деятельности;
изучение и внедрение в содержание, методику, организацию учебного процесса и самообразование слушателей ИПК новейших достижений науки, информационных, социальных, педагогических технологий;
обеспечение совместной работы с РМК по организации непрерывного совершенствования педагогического мастерства и профессионализма;
обеспечение образовательных учреждений региона и учащихся учебными и учебно-методическими пособиями.
2.2. Обязательными направлениями деятельности центра являются: научно-исследовательская, опытно-экспериментальная, учебная, научно- и учебно-методическая и организационная работа.
2.2.1. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа:
– теоретические, теоретико-прикладные, прикладные исследования актуальных проблем и аспектов гражданского образования в соответствии с профилем центра;
– разработка концептуальных моделей, программ развития и проектов системы гражданского образования;
– поисковая и экспериментальная работа по проверке, уточнению и отработке как собственных авторских моделей, концепций, так и по внедрению имеющихся новейших научно-педагогических теорий и технологий;
– научное руководство исследовательской и экспериментальной работой образовательных учреждений и отдельных учителей-исследователей;
– участие в экспертизе и рецензировании проектов, планов, программ развития гражданского образования, научных трудов, кандидатских и докторских диссертаций;
– участие в аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений;
– разработка и подготовка к изданию учебников, монографий, сборников научных трудов;
– участие в научных конференциях, семинарах и иных форумах разных уровней;
– организация на базе ИПК научных, методологических и практических конференций, семинаров, симпозиумов;
– участие в региональных, республиканских, межгосударственных и международных научных исследованиях и мероприятиях по проблемам гражданского образования и воспитания и направлениям научно-исследовательской, методической, экспериментальной работы центра и его сотрудников;
– подготовка и защита диссертаций на соискание ученых степеней и званий.
2.2.2. Научно-методическая работа:
– разработка, написание, подготовка к изданию учебных и методических пособий, рекомендаций и программ внедрения в учебный процесс школьного и педагогического образования нового содержания, методов, технологий, форм организации и управления развитием гражданского образования на основе изучения и обобщения новейших достижений науки, мировой, отечественной и региональной педагогической практики, а также собственных оригинальных разработок.
2.2.3. Учебно-методическая и учебная работа:
– все виды и формы учебных, аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренных планом работы центра, утвержденным ученым советом и приказом ректора: лекции, семинары, практикумы, индивидуальные, групповые консультации; прием зачетов, экзаменов, проверка и рецензирование контрольных и выпускных работ; занятия, проводимые как на учебной базе ИПК, так и на выезде в районах области;
– все виды и формы работ по методическому и организационному обеспечению учебного процесса и самообразования слушателей: разработка учебных планов и программ курсов по основным дисциплинам гражданского образования, а также дополнительных спецкурсов и факультативов; разработка учебно-методических рекомендаций для слушателей по подготовке к семинарам и практикумам, тематики контрольных и выпускных работ, контрольных вопросов к зачетам и экзаменам, подготовительные материалы к лекциям и практическим занятиям (конспекты, библиография);
– научное и организационное руководство стажерской практикой;
– научное руководство и рецензирование выпускных работ слушателей курсов и семинаров, а также материалов, предоставляемых учителями;
– научное и организационное руководство деятельностью учебно-методического кабинета по проблемам гражданского образования и воспитания.
2.2.4. Организационная работа:
– индивидуальное и общее (перспективное, календарное) планирование по основным направлениям;
– координация деятельности центра с кафедрами ИПК, участие в разработке планов и программ развития института;
– организация заседаний и научно-методического семинара центра по обсуждению текущих вопросов и перспектив деятельности по основным направлениям и выработка решений;
– учет работы и отчетности в установленном порядке о результатах деятельности сотрудников центра;
– обеспечение расписания учебных занятий, режима и регламента работы, установленных в институте;
– обеспечение взаимозаменяемости и преемственности в работе сотрудников центра;
– научное руководство и взаимодействие с учебно-методическим кабинетом и РМК по проблемам гражданского образования и воспитания;
– организационное обеспечение материально-технического, санитарно-гигиенического комплектования и оборудования, эстетического и функционального оформления учебных и иных помещений центра.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРА
3.1. Все виды и формы работы по основным направлениям деятельности центра выполняются его сотрудниками в рамках основного рабочего времени восьмичасового рабочего дня при пятидневной рабочей неделе. Общая среднегодовая учебная нагрузка одного сотрудника составляет 270 часов. Структура общей нагрузки каждому сотруднику определяется руководителем центра в зависимости от планов и эффективности выполнения всех обязательных видов работ.
3.2. Сотрудникам-соискателям, аспирантам-заочникам, активно работающим над диссертацией, монографией, учебным пособием, учебниками по планам научно-исследовательских работ, утвержденным учебным советом, общая нагрузка планируется не более 1000 часов, в которой может быть уменьшена доля учебной нагрузки (но не менее 130 часов в год).
3.3. Штатный состав центра формируется приказом ректора на основе либо индивидуальных трудовых соглашений, либо избранием по конкурсу на замещение вакантных должностей с последующим заключением контракта сроком на 5 лет, либо продлением контракта. Количественный состав центра определяется решением ученого совета института. Расчет учебной нагрузки сотрудников центра осуществляется его руководителем по нормам, установленным учебной частью, и утверждается проректором по учебно-методической работе.
3.4. Сотрудники центра обязаны систематически повышать свою квалификацию. Основными формами ее повышения являются: курсовая подготовка в Академии ИПКРО или иных вузах и институтах последипломного образования; стажировка, творческий отпуск, обучение в целевой аспирантуре, докторантуре. Форма повышения квалификации определяется центром и утверждается по его представлению ученым советом.
3.5. Работники центра имеют право на совместительство в других подразделениях института, а также на дополнительную работу с почасовой оплатой труда только при условии выполнения всех обязательных видов работ, предусмотренных настоящим положением, положением о совместительстве, положением о нормах расчета рабочей нагрузки и оценки труда ППС, установленных в институте.
Решение на совместительство и дополнительную работу на условиях почасовой оплаты труда утверждается приказом ректора только по согласованию с зав. центром и проректорами по учебно-методической и научно-исследовательской работе.
3.6. Деятельность центра организуется в соответствии с его планами, индивидуальными и календарными планами, единым расписанием учебных занятий, планами развития, регламентом и циклограммой функционирования института.
Для планирования и осуществления основных задач, направлений деятельности и функций в центре организуются и проводятся:
– заседания не реже одного раза в месяц для обсуждения и принятия решений в пределах компетенции центра;
– научно-методический семинар не реже одного раза в месяц для обсуждения проблем и результатов научно-исследовательской, экспериментальной и научно-педагогической деятельности.
3.7. Непосредственную помощь Центру в подготовке и организации научной, научно-методической, учебной и учебно-методической работы оказывает учебно-методический кабинет.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТРА
4.1. Руководитель – заведующий (директор) руководит деятельностью центра на принципах единоначалия в сочетании с коллективным обсуждением содержания и организации работы по всем ее направлениям.
4.2. Руководитель – заведующий (директор) несет личную ответственность за качество и эффективность работы центра, за его материально-техническое обеспечение, за выполнение общей и учебной нагрузки сотрудников центра; соблюдение финансовой дисциплины, правил и норм внутреннего распорядка ИПК, санитарно-гигиенических норм и норм охраны труда работников; выполнение центром планов, программ, графиков работ и расписаний занятий; своевременность представления планово-отчетной документации в органы управления института.
4.3. Руководитель – заведующий (директор) центра имеет право:
– самостоятельно с учетом установленных норм и мнения коллектива планировать его работу;
– представлять центр во всех действующих органах управления и самоуправления;
– представлять центр и институт в других организациях в пределах своей компетенции;
– от имени центра вносить предложения на рассмотрение ректората, учебного совета и других органов управления;
– участвовать в разработке планов социально-экономического и научно-производственного развития института;
– самостоятельно планировать повышение квалификации сотрудников с учетом их интересов и интересов института;
– издавать распоряжения, положения, инструкции, указания по центру в пределах своих полномочий;
– согласовывать планы и цели учебных и научных командировок;
– утверждать планы и отчеты сотрудников центра по всем направлениям и видам работы;
– руководить разработкой планов, программ, учебных, научно-методических материалов;
– руководить общим научным направлением работы центра;
– руководить хоздоговорной работой центра;
– вносить предложения о поощрении, наказании сотрудников;
– расходовать средства, полученные центром по договорам и за хозрасчетные услуги;
– требовать от руководства института учета мнения центра и согласования всех решений, касающихся работников и работы центра в целом.
4.4. Руководитель – заведующий (директор) центра обязан:
– мобилизовать коллектив на качественное выполнение всех обязанностей и объемов работ, возложенных на центр;
– создавать в коллективе атмосферу доброжелательности и взаимного уважения в сочетании с требовательностью, объективностью, принципиальностью, открытостью друг к другу;
– знать основные нормативные документы, установленные в институте, а также вышестоящих органов управления;
– обеспечить непрерывный процесс самообразования, повышения квалификации и совершенствования профессионализма работников центра;
– обеспечить непрерывный процесс обобщения и внедрения в учебный процесс нового содержания, форм, методов и средств педагогического образования и контроля знаний, полную разработку и обновление методических рекомендаций, пособий, инструментария в помощь слушателям;
– обеспечить высокий уровень и результативность научной и издательской деятельности центра, их практическую направленность и внедрение в образовательный, педагогический процессы;
– организовать правильное ведение документации в центре;
– обеспечить контроль за выполнением планов, обязательств сотрудников центра;
– обеспечить контроль за комплектованием учебно-методическими пособиями, техническими средствами по профилю центра учебно-методического кабинета;
– обеспечить внедрение компьютерной и иной современной техники в учебный процесс и компьютерный всеобуч работников центра.
4.5. Для организации деятельности центра по основным его направлениям руководитель – заведующий (директор) центра своим распоряжением назначает заместителей по научно-исследовательской, экспериментальной и учебно-методической работе.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЦЕНТРА.
НОРМАТИВНО-ПЛАНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Положение о центре, утвержденное Ученым советом вуза.
2. Штатное расписание центра и расчет нагрузки.
3. Список сотрудников центра, совместителей и привлекаемых работников на условиях почасовой оплаты.
4. Приказы, распоряжения, указания, рекомендации ИПК и вышестоящих организаций.
5. Расписания занятий по всем группам и формам обучения.
6. Индивидуальные установленного образца планы работы сотрудников, принятые на заседании центра и утвержденные проректором по НИР.
7. Перспективный (тематический) план научно-исследовательской и методической работы на 5 лет установленного образца, принятый на заседании центра и утвержденный проректором по НИР.
8. Расписания выездных занятий.
9. Расписание консультационных дней каждого сотрудника.
10. Календарный план научно-исследовательской и методической работы и изданий на текущий год, утвержденный проректором по НИР.
11. План повышения квалификации сотрудников центра на 5 лет.
12. Список научных руководителей опытно-экспериментальной работы в учебных заведениях и программы организации и контроля за экспериментом (концептуальные модели и их обоснование); стратегический (принципиальный) план эксперимента; организационный (календарный) план поэтапного осуществления эксперимента; научные гипотезы и способы их проверки; социальный заказ на эксперимент; договоры с пакетом необходимых документов.
13. Планы заседаний центра и тематика научно-методического семинара кафедры.
14. График отпусков сотрудников.
15. Служебные записки, письма, исходящие в вышестоящие организации.
16. Переписка с другими учреждениями образования.
17. Пакеты документов установленного образца на проведение хоздоговорных работ центром.
6. ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
1. Индивидуальные отчеты о фактическом выполнении по всем видам деятельности за год.
2. Ежегодные отчеты о работе по всем направлениям и формам, обсужденные на заседании центра и утвержденные проректором по НИР.
3. Отчет о научно-исследовательской, методической работе и публикациях за календарный год сотрудников центра, утвержденный проректором по НИР.
4. Протоколы заседаний центра, научно-методических семинаров и материалы к ним (тезисы, доклады, справки, разработки, рецензии).
7. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НАУЧНО- И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЦЕНТРА
1. Учебные программы читаемых обязательных и дополнительных курсов, спецкурсов, факультативов (по одному экземпляру в учебную часть и учебно-методический кабинет).
2. Научно-методические подготовительные материалы к лекциям читаемых курсов в соответствии с программами, обсужденные и принятые на научно-методическом семинаре за основу.
3. Планы семинарских занятий и практикумов с методическими рекомендациями, контрольными вопросами и библиографией для слушателей.
4. Список контрольных вопросов и заданий (задач) к зачетам и экзаменам по читаемым курсам.
5. Тематика рефератов, курсовых работ по профилю центра со списками литературы по темам.
6. Методические материалы к проведению практических занятий.
Комментарии