search
main
0

Научиться плавать можно только в воде Самоуправление. Какие области школьной жизни отдать детям?

I. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и, как любое развитие, оно требует определенных условий. Эти условия известны:
1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворять свои психосоциальные потребности, необходимые для формирования психически и социально здоровой личности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самопроявлении, самоопределении и т.д.;
2. Присутствие и поддержка взрослых; мы бы назвали это отношениями поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры (сколько бы ни отстаивали школьники свою самостоятельность и независимость, если старшие, а это могут быть как педагоги, так и старшеклассники, предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самодеятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего);
3. Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.
Все три условия тесно друг с другом связаны, взаимообусловлены. Одно является условием и продолжением другого. Объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы две стороны, две силы, два полюса, которые образуют поле воспитания!
Физическое и психическое, психическое и социальное, я и мир, отцы и дети, педагоги и воспитанники – вот вечные единства противоположностей, источники противостояния и борьбы и, стало быть, источники человеческой активности и развития, причина и условие общественного прогресса. В поле этого напряжения и становится возможным воспитание. Ибо только “через других мы становимся собой” (Л.С. Выготский).
Итак, отношения старших и младших, педагогов и учеников. Цель и сущность данного взаимодействия – передача опыта ответственности от старших к младшим. Ответственность за собственное поведение, за последствия своих действий, ребенок не рождается ответственным, ибо у него нет опыта. Воспитывает, как мы говорили выше, даже не воспитатель, а личный жизненный опыт воспитанника, опыт самореализации, которые ему воспитатель и организует. Причем опыт успешный, опыт победный, радостный.
Ответственность – новообразование личности многослойное и интегральное. Его не воспитаешь враз, целиком, в полной мере. Оно “нарастает” медленно, как годичные кольца на стволе дерева. В своих воспитательных планах на год классные руководители очень самонадеянно пишут: “воспитать ответственность”, “воспитать интеллигентность”, “воспитать честность”. Эти качества (свойства) человека есть результат всего развития личности за долгие годы. Сюда вносят свою лепту и семья, и школа, и общество, и, самое главное, сам ребенок. И лучше, если все воспитатели знают, что такое ответственность, интеллигентность, честность, из каких “компонентов” они состоят, в каком “порядке” произрастают.
Не претендуя на полноту, я полагаю, что ответственность за свои поступки перед окружающими состоит прежде всего из понимания, что я не один, что я живу среди себе подобных, что мое поведение определенным образом влияет на окружающих. Так же, как и поведение окружающих сказывается на мне. Причем я должен быть уверен, что окружающие хотят мне добра и от меня ждут добра. Иначе быть не может. Ибо недоверие, подозрительность могут рождать только зло. Не случайно, согласно исследованиям Э. Эриксона, американского психолога, самым первым психическим новообразованием человека (в период первого года) являются при правильном воспитании базисное доверие, вера. Ответственность включает в себя волю как силу человека, способность противостоять трудностям жизни, контролировать свои реакции, эмоции, чувства, влечения и т.д. Ответственность невозможна без целеустремленности, т.е. способности ставить себе цели, планировать движение к ним, ждать, терпеть, верить. На этом свойстве возможно проектирование, прогнозирование своего поведения в жизни, а стало быть, способности саморегуляции, самовоспитания, самосовершенствования. Наконец, все это невозможно без способности саморефлексии, самокритики, самооценки, которые активно просыпаются в подростковом возрасте. В этом смысле подростковый возраст – это поистине второе рождение человека, человека ответственного, т.е. способного, умеющего осознавать, оценивать, отвечать за себя. В детстве ребенок этого делать не может. Он переживает, потому что им недовольна мама. Младший школьник плачет, потому что им недоволен учитель. В подростковом возрасте у ребенка возникает психическое новообразование, которое можно назвать способностью к самоанализу и нравственному раскаянию как способу самонаказания, самопринуждения. Так возникает важнейшее содержание человека, ядро личности – самосознание (“Я-концепция”). Это штаб поведения человека, генератор мотивов. Мотивы – внутренние побуждения человека – есть важнейшая характеристика человека, тем более ребенка. Воспитанника необходимо судить и оценивать прежде всего по характеру мотивов. Если ребенок руководствуется положительными, социально ценными мотивами, он хороший, нравственный. Даже в случае плохого поступка его можно и нужно простить.
Мы сделали столь длинный экскурс в психологию только для того, чтобы сформулировать важнейшую мысль: воспитать ответственность без духовной работы самого ребенка, без его собственных усилий, воспитать принуждением или благими сентенциями на классных часах невозможно! Повторюсь: воспитание есть прежде всего самовоспитание. Хотя создать условия, предоставить поле для самостроительства педагог может и даже обязан.
Именно таким условием, если угодно, инструментом самовоспитания является деятельность школьных органов самоуправления. В период существования “коммунистических” организаций школьной жизнью руководили советы отрядов, советы дружины, школьные комитеты комсомола, райкомы, обкомы и даже ЦК ВЛКСМ. Мы считали их формами советской бюрократии, но в них воплощался действительный и реальный общественный (государственный?) заказ и ожидания. Дети видели, что их органы, а стало быть, их самодеятельность нужна старшим, взрослым, РОДИНЕ! Это была форма общественного признания! Была деятельность, да, идеологизированная, часто формальная, но такова была вся жизнь советского народа и отдельного человека. И были чувства, переживания, была вера в завтрашний день. Кто сегодня из взрослых не вспоминает свою молодость со светлым чувством! Недавний юбилей комсомола это подтвердил. Тем более среди бюрократии и формализма было и настоящее: Комсомольск-на-Амуре, БАМ, стройотряды, десанты “Памяти”, устанавливаются имена “безымянных” героев Великой Отечественной войны.
Что необходимо педагогу-организатору знать сегодня? Чем руководствоваться? Какими путями идти к созданию жизнеспособных органов школьного самоуправления?
Внимательный и сообразительный читатель сразу же скажет, что необходимо:
1) найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности;
2) сделать их (сферы) эмоционально насыщенными и интересными;
3) предоставить педагогическую поддержку и помощь.
И читатель будет совершенно прав. Но мне хочется добавить следующее: педагоги должны понять и сделать нечто очень важное: поделиться реальной школьной властью с учениками. Как говорят менеджеры: делегировать полномочия. Без прав нет ответственности. Вне реальной ответственности невозможно воспитать ответственность. Научиться плавать можно только в воде. Какие области школьной жизни можно отдать детям?
1. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники (КТД). Безответственность, провалы, неисполнительность ударят в первую очередь по ребятам и их представителям и послужат уроками ответственности и долга для всех.
2. Политическая деятельность в школе: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
3. Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4. Спорт и спортивные мероприятия.
5. Производственная деятельность (в особенности в сельских школах): труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах, пасеках и т.д. Здесь в особенности уместно и достаточно просто организовать работу с реальным контролем над заработанными средствами, доходом, распределением, стимулированием и т.д.
6. Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских, с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т.д.
7. Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
8. Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой. Все это сможет быть оплачиваемым, выгодным и привлекательным для учащихся.
9. Реальное участие ребят в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т.д. Необходимо только, чтобы дети уверовали, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.
10. Деятельность ученических органов правопорядка. Охрана школы (что сегодня оказалось крайне актуальным), школьных мероприятий. Считаю в высшей степени полезным учредить в современном образовательном учреждении школьные суды, как это было в коммуне С.Т. Шацкого, в колонии А.С. Макаренко (общее собрание), как есть в московской школе А.Н. Тубельского. Деятельность такого суда с соблюдением грамотных, психологически убедительных процедур, основанных на действующих законах страны, есть подлинное, реальное правовое воспитание, а не бессмысленные беседы с великовозрастными школьными повесами, которые абсолютно бесполезны (о чем знают как дети, так и сами педагоги). В качестве примера можно назвать телепередачу Центрального телевидения “Суд идет!”.
Итак, самоуправление в школе возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.
Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально ориентированного самосовершенствования. Реализации этих целей и должны служить структуры и органы ученического самоуправления. Формы, названия их могут быть самыми разными: парламенты, министерства, губернаторство (по примеру государственных органов власти и управления) или советы дела, советы клуба, учкомы и др. В работе с детьми важны существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся.
II. О ШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СОЮЗАХ
Как я уже сказал выше, совсем недавно все педагоги искренне считали, что вне пионерских, комсомольских, октябрятских союзов и организаций никакое воспитание немыслимо. И это во многом справедливо: детские сообщества, формальные и неформальные, большие и малые объединения, кратко- и долговременные союзы крайне необходимы детям для социализации. В сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами поведения и самопроявления. Наконец, россиянин, русский – коллективист по природе. Он всегда (и до революции) тяготел к соборности, к общности…
Школьные союзы были “привязаны” к возрасту детей, к их психологии, имели ясные и понятные членам организации цели. Они были так возвышенны, гуманны и благородны. Они так льстили самолюбию подростка, повышали самооценку…
И вдруг все рухнуло. Традиции, складывавшиеся годами, имевшие своими корнями идеи коллективизма и мирового единства, сломали и “отменили”. Для педагогов это было шоком. Разрушили сами основы педагогической философии. Идеи индивидуализма, эго, самости нам пока еще чужды…
Конечно, школьная жизнь не кончилась. Но здорово проиграла. Стала пустой и потому скучной, менее яркой. Но я, как воспитатель, сожалею не об исчезновении простых и лаконичных нравственных заповедей (“Пионер – всем ребятам пример!”), хотя это и нужно, но в еще большей степени сожалею об утрате деятельности в школе. Пусть идеологизированной, часто формальной и далекой от проблем учащихся (праздник юного антифашиста Даниэля Фори), но объективно нужной детям для развития. В ней были и чувства, и страсти, и интерес. В условиях коллектива, братства единомышленников любое дело для ребят становится гораздо более привлекательным. Его просто легче сделать таковым. Всем вместе интереснее мыть пол в классе, убирать школу, чистить школьный двор от снега. Я уж не говорю о походе или трудовом десанте на картофельное поле.
Но, главное, союзы ученикам нужны для решения воспитательных задач как условие и среда для более эффективной социализации – приобщения к нормам, ценностям общества, к его писаным, а чаще неписаным правилам. Хотят россияне или нет, но их жизнь все еще коммунальная. И наука воспитания была коммунистической, построенной на идее коллективизма. И с этим необходимо считаться.
Невозможно отменить все, на чем строил свою педагогику и опыт А.С.Макаренко. Правда, сегодня надо читать А.С.Макаренко более внимательно и осмысливать его теорию более глубоко. Ибо “индивидуальный подход”, личностно-ориентированная педагогика, за что мы взахлеб ратуем сегодня, были в его воспитании всегда на первом месте. Коллектив Макаренко был силен детскими индивидуальностями и своеобразием его членов. Ведь подлинное развитие в коллективе должно оканчиваться самоопределением в нем. Т.е., став “как все”, воспитанник должен был остаться “самим собой”, непохожим и самобытным. Очевидно, это самое трудное в управлении саморазвитием ребенка. Но советской власти этого не было нужно. Такого “заказа” советскому педагогу не поступало – ни социального, ни политического, ни государственного. И наш педагог такой работой заниматься не умеет.
И, наконец, самый главный для нашей концепции аргумент: союзы, организации, детские объединения наилучшим образом создают условия для удовлетворения сформулированных нами базовых потребностей человека. В организации маленький школьник чувствует себя защищенным, у подростка повышается самооценка и формируется чувство собственного достоинства, юноше братство единомышленников необходимо для самоидентификации и самоопределения. Даже взрослые вступают в “партию” любителей пива. Это совсем не значит, что они будут пить пиво как-то по-другому. Это нужно им для повышения своей значимости в собственных глазах. Каждый человек нуждается в ощущении своей ценности, важности, значимости.
Итак, каким же образом сегодня можно возместить потери? Есть ли примеры создания жизнеспособных детских организаций в школьной практике?
В Республике Удмуртия существует такая организация (или движение?) – “Родники”. Ее цели нами были уже обозначены: дать детям поле для общественно полезной самореализации, для самоутверждения и социализации. Содержание ее (направления) деятельности: это краеведение и охрана природы, развитие творческих способностей и досуг, изучение “древа” своего рода и помощь престарелым, организация летних каникул и спорт. И т.д. и т.п. Штаб “Родников” находится в “Центре творчества юных” – бывшем республиканском Дворце пионеров.
Необходимо сказать, что организация работает плохо. То ли “родники” слабо бьют, то ли лидера нет, то ли штаб плохой. Мы полагаем, что повторить пионерское движение не удается потому, что нет той мощной государственной поддержки, нет единой вертикали управления в виде советов, комитетов, которые существовали раньше, начиная со школы и кончая Центральным советом пионерии в Москве. Так или иначе данные бюрократические структуры ощущались как социальный заказ, как поручение, если угодно, Родины. Сегодня этого ничего нет. И никакой лидер данную вертикаль не заменит.
Гораздо успешнее работают организации, созданные в отдельных школах, где нашелся “вожатый”, где педагоги оказали такую необходимую поддержку взрослых.
В одной из школ г. Ижевска создана “страна Градарикия” со своими органами власти и управления. В стране есть президент и министры, есть флаг, герб, гимн. Есть паспорта и собственные деньги. Деньги можно заработать в разнообразных трудовых делах, на дежурстве в столовой, в раздевалке и т.д. Хорошая учеба, победы в олимпиадах и школьных праздниках знаний – это тоже престижный труд, который хорошо оплачивается. В этой “игрушечной” стране дети хорошо понимают, что знания – это тоже ценность и дорогой товар.
Прием в ряды граждан “Градарикии” строг, попасть туда непросто. Есть клятвы, есть испытания делом, есть препятствия, которые ребята должны преодолевать. Потому школьники в эту “страну” рвутся, хотят в ней жить.
Организаторы игры (впрочем, почему игры?), организаторы этой детской жизни не повторили ошибки “вождей” бывших “стран” “пионерии” и “комсомолии” – принимать всех. Ведь когда все, то никто в отдельности. Исчезает самое главное – ощущение собственной избранности, значимости. А именно это – принадлежность к избранным, некой элите, корпоративный дух – в таких союзах и воспитывают, вселяя в ребенка, подростка, юношу чувство собственного достоинства, повышая самооценку, формируют зрелое социальное самосознание. Так вырастает гражданин.
Организаторы точно попали в возраст: это ученики 5-7-х классов. Но ребята, прошедшие школу “Градарикии”, продолжают активно сотрудничать с младшими, помогают и шефствуют над ними. Вот она – психологическая и социальная поддержка старших, связь поколений в миниатюре.
В школе г. Сарапула в Удмуртии заместитель директора по воспитательной работе построила “страну Зазеркалье” (по сказке “Алиса в стране чудес”). Всех входящих встречает на стене в коридоре огромная карта “страны Зазеркалье”. Там много городов, мест, пунктов, где можно приложить свои силы, а значит, можно пожить.
Видя такой опыт, нельзя не склонить голову перед творческой фантазией, трудолюбием и великой ответственностью педагогов-энтузиастов перед молодым поколением за его детство и будущую жизнь. Безусловно, все это требует невероятного труда и упорства в наше равнодушное к человеку время. В будущем мы, возможно, опишем эти опыты подробнее.
Кстати, недавно общественность страны была очень возмущена и обеспокоена возникновением фашиствующего течения “Русское национальное единство” (РНЕ). Фашистские символы, нацистское приветствие, агрессивная националистская риторика. И что примечательно: подавляющее большинство членов – молодежь. Последнее все заметили и встревожились. А собственно, почему? Все естественно и закономерно: союз, братство единомышленников нужно в первую очередь молодым. Они здоровы, активны, жаждут, чтобы их заметили. Что вы сказали? Идеи опасны, символы не наши? Так молодые этого не знают. И это для них не главное. Главное – братство, единство, чувство локтя. И снова -внимание общественности! Пусть попробуют разогнать, запретить! Опасность только сплачивает и возбуждает.
Большевики и коммунисты все это после революции поняли сразу. Демократы не поняли и оставили молодежь на произвол случая и недоброй воли. Очень опрометчиво и опасно!
Из книги Валерия САЗОНОВА
“Организация воспитательной работы в классе”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте