search
main
0

Научиться быть человеком. Тема: «Право на свободу и личную неприкосновенность»

Цель. Показать высшую ценность свободы для человека и гарантии личной неприкосновенности как проявления этой свободы.

Задачи. Показать, что право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность – одно из условий достижения человеком счастья.

Раскрыть гарантии прав на свободу и личную неприкосновенность.

Способствовать развитию уважения к своему и чужому праву на свободу и личную неприкосновенность. Научить ребят четко формулировать, высказывать свои мысли, аргументировать их.

Понятия: свобода, неприкосновенность, УК РФ, декларация.

Материалы к уроку: Всеобщая декларация, Конституция РФ, ст. 22. УК РФ (ст. 127).

Эпиграфы:

Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

Жан де Лабрюйер

Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Цифры и факты

За пять тысяч лет произошло 14 тысяч войн, в которых погибло 5 миллиардов человек.

В первой мировой войне погибло 10 млн.

Во второй мировой войне – 50 млн.

В конце XX века на одного убитого солдата приходится 10 гражданских лиц.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. За несколько лет до этого закончилась вторая мировая война – событие, навсегда изменившее судьбы мира. Одна из главных причин, побудивших мировое сообщество к принятию Декларации, было то, что именно права человека, и прежде всего право на жизнь, были попраны. Социальные и политические институты, на которых была основана европейская цивилизация, оказались чрезвычайно хрупкими.

Оказалось, что группа людей, узурпировавших власть, способна решать, кого считать людьми, а кому в этом праве отказать.

Создатели Декларации рассчитывали, что запечатление в особом документе права любого человека, независимо от национальности и расы, класса и состояния, мирообразованности и прочего, поможет развитию правового сознания, побудит государство к принятию дополнительных мер защиты своих граждан.

Вопросы:

1. Какие документы (помимо Всеобщей декларации прав человека) гарантируют право на свободу личности в России?

(Конституция РФ, ст. 22; УК РФ, ст. 127)

2. Какими характеристиками обладает свободный человек?

а) образованный

б) знающий законы

в) соблюдающий законы

г) уважающий законы

д) защищенный государством

е) …

ж) …

Сегодня мы поговорим о нарушении прав человека и о том, как государство гарантирует свободу и личную неприкосновенность.

Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам.

Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добились того, что каждый ученик ответил на 5 вопросов и по пяти вопросам оценил своего товарища, выставив оценку.

Объясните понятия: права человека, свобода, декларация, конвенция, международное право, вероломство, эвтаназия, терроризм, неприкосновенность, УК.

За неделю до урока ребятам дается задание: найти реальные факты нарушения прав человека в России и других странах.

Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезками из газет, журналов, «свидетельскими показаниями» (если это факты из жизни), видеозаписью ТВ-передачи. Задания можно усложнить: оформить альбом или использовать найденные примеры, подготовить выступления. На этом этапе работы класс делится на четыре группы (используются цветовые жетоны).

Задача ребят: классифицировать правонарушения по степени тяжести.

(Работа в группах)

Сегодня мы говорим с вами о нарушениях прав человека. Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоят вопросы, на которые очень тяжело дать однозначные ответы.

Смертная казнь…

Применять ли ее в современный период развития общества? Нарушает ли она права человека, является ли фактором, сдерживающим преступность?

Эвтаназия…

Имеем ли мы, люди, право умертвить больного человека? Тем более что сама процедура принятия решения о применении «облегчения страданий» далеко не всегда предполагает желание самого больного (например в Голландии, где эвтаназия сейчас в законе).

Аборт

Искусственное прерывание беременности – что стоит за этим словом? В одном журнале рассказывалось о женщине, родившей пятимесячного ребенка и умолявшей врачей спасти ему жизнь. Вся больница была поставлена на ноги, чтобы ребенок выжил. Для спасения работали самые опытные врачи, выделены большие денежные средства. И в этой же больнице, в этот же день и час, только в другой комнате, другая женщина избавилась от своего пятимесячного ребенка. Как это назвать?

Войны…

Казалось бы, зачем воевать? Ведь все можно решить мирным путем! Увы, не все так просто в этой жизни. Расплачиваются за политические махинации парни, которые часто даже не знают, за что и зачем воюют. А там, на войне, кто защитит их права? Кто поможет выжить? Солдаты подчиняются правилу «убей его, пока он не убил тебя». Так кто же они?

На эти и другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели и просто граждане.

Сегодня эти темы мы рассмотрим все вместе. И если мы не сможем решить эти проблемы, то по крайней мере выдвинем аргументы «за» и «против». (Работают 8 групп. Каждая высказывает свои суждения, делая вывод, почему они «за» или «против». Используется дополнительный материал. Выдержки из высказываний, отрывки из произведений и т.д.)

Материалы прилагаются.

Время для принятия решений 15 минут + 8 минут на выступление всех групп.

Учитель: Следующим этапом нашего разговора является объявление решений. Все то, что лишает человека дарованной ему природой жизни, – это зло! Человек рождается на свет для созидания. Никто не может безнаказанно лишить его жизни, как не может заставить его лишить жизни другого человека. Общество должно быть сильным и богатым, чтобы жить по правилам, а не по исключениям.

Задание группам (4 группы)

Рассматривая право человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, используйте сюжеты сказок «Три медведя», «Колобок», «Три поросенка», «Красная шапочка».

Задание:

1. «Переделать» сказки, используя юридические термины.

2. Указать, какие права человека были нарушены.

3. Дописать сказку (что могло бы случиться с героями сказки, если бы они знали о своих правах, а государство и правоохранительные органы следили бы за исполнением законов). Время 15 минут. Выступление всех групп 5 минут.

Рассмотреть право на личную неприкосновенность, как гарантированную государством безопасность и свободу человека (образец кластера прилагается).

Как государство гарантирует свободу?

1. Принимает законы.

2. Прокуратура ведет надзор за их исполнением.

3. Воспитывает сознательных граждан, живущих по закону.

4. Воспитывает граждан, уважающих права других граждан.

5. Милиция следит за порядком.

Синквейн. (5 минут).

Татьяна ТИТЕНОК, учитель граждановедения

Приморский край

Приложение

15 ноября 2001 г. начался судебный процесс над одним из лидеров чеченских террористов – Салманом Радуевым. Он обвиняется в целом ряде тягчайших преступлений: организации диверсий на железных дорогах, взрыве бомбы на вокзале в Пятигорске, захвате г. Кизляр и селения Первомайское в Дагестане. Только в Первомайском погибли от рук бандитов 78 человек. Этот судебный процесс сейчас не оставляет равнодушным ни одного здравомыслящего человека.

До обострения национальных конфликтов терроризм в нашей стране был явлением редким. Единственный нашумевший случай в 1970-х годах – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 г., который унес более десяти жизней.

Сейчас терроризм претендует на роль хозяина. 1990 – 1991 гг. В стране совершено 200 взрывов, погибли более 50 человек. 31 июля 1991 г. Взрыв в поезде Москва – Баку, погибли 15 человек. Последние три года взрывы домов произошли в городах Москва, Волгодонск, Кизляр, Буйнакск. Июнь 1995 г. Расстрелянные женщины и дети, милиционеры и военные в г. Буденновск.

Имеются три рода резонов, почему я против смертной казни: во-первых, нравственные постулаты и международное право; во-вторых, мои убеждения как христианина; в-третьих, безопасность общества. Если государство убивает согрешившего, то как может совершиться раскаяние, искупление и прощение грешника? Один лишь Бог может распорядиться его жизнью (Андрей Гучков).

Я оказался свидетелем разговора двух взволнованных женщин, одна из которых просто рыдала. Плачущая женщина была беременна, и это был желанный ребенок. Жена (учитель) и муж (врач) понимали, что не в состоянии иметь двоих детей из-за низкого материального положения семьи. По этой причине несчастная женщина была вынуждена сделать аборт.

Во Франции жизнь ребенка начинают защищать законом через 10 недель после его зачатия. В Дании – через 12 недель. В Швеции – через 20. Лауреат Нобелевской премии доктор Джеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через три дня после рождения.

Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? Кому верить, французам, датчанам, шведам или Джеймсу Уотсону? Или, может быть, французские дети начинают быть людьми через десять недель после зачатия, маленькие датчане – через 12 недель, шведы – через 20 недель, а дитя Джеймса Уотсона сделается человеком только через три дня после рождения?

Совершенно очевидно, что здесь надо прислушиваться не к мнениям лиц разной национальности и сомнительной компетентности, а к голосу ученых!

А ученые – что говорят они? Сегодня уже бесспорно установлен научный факт: человеческая жизнь начинается в тот момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки, мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. В этой микроскопически маленькой клеточке заложено будущее человека, его пол, группа крови, даже цвет его глаз и волос.

«Дневник нерожденного ребенка»

5 октября

Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще этого не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все определено. Даже то, что я буду любить цветы.

19 октября

Некоторые люди говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба – все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я есть.

23 октября

Мой рот уже открывается. Только подумайте, где-то через год я буду смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет «мама».

25 октября

Сегодня мое сердце начало биться. С этих пор оно будет спокойно биться всю жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет. Оно остановится, и тогда я умру.

2 ноября

Я вырастаю понемногу каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму. Но мне придется еще долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминых рук, прежде чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.

12 ноября

На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно – какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября

Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива! Ты счастлива, мама?

23 ноября

Мои мама и папа, наверное, думают, как меня назвать. Но они даже не знают, что я маленькая девочка. Я хочу, чтобы меня назвали Катя. Я уже становлюсь такой большой.

У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы?

13 декабря

Я уже немного могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего – это увидеть мою маму. Какая ты, мама?

24 декабря

Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными. Но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: «тук-тук». У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!

28 декабря

Мама, почему ты убиваешь меня?

Я – ребенок, не родившийся на свет.

Я – безродная душа по кличке «Нет».

Я – колючий холодок в душе врача,

Узелок, людьми разрубленный

сплеча.

Позже будет вам легко, отец и мать,

Жить, как все, и ничего не понимать.

Все равно я вас люблю сильнее всех,

Даже если вы забыли этот грех.

История человечества показывает, что официальный запрет на аборты порождает подпольную индустрию насильственного прерывания беременности. На сегодняшний день аборты запрещены в Индонезии, Малайзии, Таиланде, в арабских странах, в большинстве стран Африки и Латинской Америки. Но тем не менее в этих государствах женщины делают огромное количество абортов.

Теперь давайте перейдем к более сложному случаю. Например, человек лежит без сознания на протяжении многих лет. Его жизнь поддерживается с помощью искусственных органов. На протяжении многих лет его содержат, тратят время и средства, а он лежит и не приходит в себя.

Но даже к таким людям нельзя применять эвтаназию, потому что он живой человек и он даже не дал согласия на прерывание его жизни. Раз общество согласилось содержать этого человека в таких условиях, то зачем же делать поспешные выводы о том, что он уже не придет в себя? Мы считаем, что надо продлевать его жизнь, сколько бы лет он ни находился в таком состоянии.

21

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте