К сожалению, в последнее время мы все чаще сталкиваемся с плохой успеваемостью детей по русскому языку. Причин тому может быть много, начиная от осложненной беременности мамы, родовых травм, сотрясений головного мозга в раннем возрасте и заканчивая педагогической запущенностью или большим количеством образовательных программ, далеко не всегда подходящих для конкретного ребенка.
Более того, рост плохой успеваемости по русскому языку спровоцирован возможностью поступления в школу детей с 6 лет. Практика преподавания показывает, что в течение первого полугодия у большинства первоклассников навыки чтения и письма только формируются, но не успевают укрепиться до такой степени, чтобы можно было ими свободно пользоваться. Поэтому в дальнейшем учащиеся начинают испытывать значительные трудности при изучении правил русского языка, выполнении письменных работ, анализе литературных произведений. От дисграфии к школьной дезадаптацииК сожалению, многие родители совершают большую ошибку, затягивая обращение к специалистам по вопросу неуспеваемости ребенка в 1-2-м классе в надежде, что он перерастет эту проблему. Несвоевременное формирование языковых и речевых навыков стоит на первом месте среди причин школьной дезадаптации, когда ребенку становится трудно усваивать основные школьные предметы, происходит резкое снижение учебной мотивации, появляются разные варианты дислексии и дисграфии. Не решенная в начальной школе проблема в овладении навыком грамотного письма может перейти в дизорфографию – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Соответственно детям, имеющим такие трудности, необходимо вовремя оказать комплексную помощь по схеме «специалист – ребенок – семья».Об орфографическом навыкеЭто речевой навык, который взаимодействует с другими видами речевой деятельности: с чтением, слушанием и говорением. Благодаря хорошо сформированному орфографическому навыку ребенок в процессе письма может с легкостью кодировать звуки речи в буквы, правильно писать слова, в которых звуковая форма не совпадает с графической, например, «лесной, столовая, сдал, подъезжал». Орфографический навык, базируясь на комплексе специальных языковых умений, позволяет синтезировать орфографические правила с грамматическими и словообразовательными знаниями.С детьми, имеющими дизорфографию, также необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную в основном на усвоение правил родного (русского) языка начальной школы и на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.ДислексияНадо отметить, что связь дисграфии и дизорфографии с дислексией не доказана. Опираясь на практический опыт, можно сказать, что детей, имеющих дисграфию, больше, чем детей с дислексией. Нашу тему прекрасно иллюстрируют биографии известных людей, имеющих дислексию. Например, режиссер Гай Ричи не мог учиться в школе вопреки превосходным результатам тестов на IQ. Гай бросил учебу, еще не зная, в чем, собственно, его проблема. Дислексию режиссеру диагностировали уже во взрослом возрасте. А вот Том Круз в отличие от Ричи знал о своей дислексии с 7 лет. Актер долго боролся с этой проблемой, сменив 15 школ, но в итоге решил стать священником. Служителя культа из него, правда, не получилось, но стать звездой первой величины дислексия Тому не помешала. Не сумел завершить среднее образование и знаменитый оскаровский лауреат Энтони Хопкинс – в то время, когда он учился, о дислексии еще даже не слышали. Мы призываем родителей и педагогов не отчаиваться! Помочь в большей или меньшей степени можно каждому ребенку! Логопедическую и социально-психологическую помощь детям, имеющим трудности в овладении школьными навыками, можно получить в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования Москвы.Елена ГЛАГОЛЕВА, учитель-логопед ТО «Текстильщики», кандидат психологических наук
Комментарии