Пока мои дети учились в школе, мне очень хотелось, чтобы они побыстрее ее окончили. По одной только причине: они учились в том же классе, где я работала.
Мария была девочкой спокойной, дисциплину не нарушала, ее обычной оценкой была четверка. В общем, моя старшая дочь ничем не отличалась от других детей, к тому же она еще в начальных классах старалась соблюдать дистанцию, какая и положена между учеником и учителем. Никто ей об этом не говорил, девочка сама быстро поняла, что в школе мама становится Ларисой Петровной и для нее в том числе, а дома я просто мама, а она дочка. Наверное, именно такое отношение педагога-родителя и собственного ребенка-ученика и должно в такой ситуации. Когда я вела урок, Маша старалась реже обращаться ко мне за помощью, хотя в математике она была не сильна. Когда же необходимо было что-то спросить, Маша поднимала руку и спокойно ждала, когда я ее замечу. А я тоже не торопилась замечать, медлила и обычно очень строгим голосом спрашивала: «Маша, что ты хотела спросить?»Однажды на перемене я застала Машу плачущей в окружении девочек. Они меня увидели не сразу. Одна ей советовала: «Но ты все-таки спроси, может быть, Лариса Петровна нечаянно поставила тебе четверку?» – «Нет, ни за что, она меня отругает за то, что я с ней не согласна». И вдруг девочки заметили меня. Маша взяла свою тетрадь и быстро выбежала из класса, а за нею и другие ученицы. Осталась только Дина Свиридова, староста класса.Она подошла ко мне и строгим голосом нашего завуча сказала: – Лариса Петровна, я давно с вами хотела поговорить. Вы нередко Маше снижаете оценки за самостоятельную работу, а теперь поставили «четыре» вместо заслуженной пятерки. – Но ведь у Маши есть одно зачеркивание, – попыталась я оправдаться.- Но все правильно решено. Вы же сами нам говорили, что на помарки не обращаете внимания…На другой день я начала урок с того, что извинилась перед Машей и исправила четверку на пятерку. Ребята даже зааплодировали и тем самым одобрили мой поступок. А вообще мы с Машей ладили. Дома я для нее была любящей мамой, и совсем нестрогой, а она – любящей и послушной дочкой. В школе же мы перевоплощались и, думаю, удачно исполняли свои роли: строгого учителя и скромной ученицы.А вот с сыном Сережей начались трудности сразу, как только мальчик пошел в первый класс. Слава богу, в начальной школе я его не учила. Но зато на каждой перемене сын прибегал ко мне и требовал к себе внимания: выслушать, поговорить, а то и просто приласкать. Моим пятиклассникам это было не по душе. Они заметно ревновали Сережу ко мне. Порой, казалось, готовы были выставить в коридор, и нередко случалось, когда он шел после уроков ко мне, говорили, что я уже ушла домой.Ситуация усложнилась, когда Сережа стал учиться в пятом классе, в котором я вела математику. Дело в том, что наша школа небольшая, единственная средняя в поселке.Был один 5-й, один 6-й, один 7-й и т. д. Другая средняя находилась в большом селе за 8 километров. Мальчик оказался очень способным. И директор школы, и учителя просили меня, чтобы я не снижала ему оценок только по одной причине, что он был моим сыном. И я старалась быть объективной, хотя вместе с тем и более требовательной к нему, чем к другим.Сережа шел на золотую медаль. Он ее заслуживал, и тогда мы с мужем в последнем классе решили отправить сына учиться в Покровскую сельскую школу, чтобы избежать всяких потом пересудов: мальчик получил золотую медаль, потому что его мать – завуч. Муж, агроном хозяйства, отвозил Сережу в школу по утрам, а вечером он возвращался пешком. Хочу сказать, что наше решение перевести мальчика в другую школу было очень правильным. Он стал более самостоятельным, более ответственным. Отец тогда ему сказал: «Береги честь нашего рода». И мальчик дорожил нашей фамилией.Школу окончил с золотой медалью. Как-то вечером он сильно задержался, мы забеспокоились. Я позвонила директору. А тот удивился: «Разве вы не знаете, что Сережа помогает нашему одинокому фронтовику? На прошлой неделе урожай помог убрать на огороде. Теперь забор ставит и сарай собирается починить…»Когда Сережа окончил школу, две мамы моих выпускниц искренне поздравили меня, сказав, что Сережа был примером для их сыновей, и при этом добавили: «Непонятно, почему вы его отправили оканчивать десятый класс в другую школу? Мы бы так не поступили». А я не жалею. Если бы все началось сначала, я перевела бы Сережу в Покровскую школу уже после восьмого класса. Детей нужно меньше опекать, тогда они будут больше надеяться на себя, верить в свои силы и многого смогут добиться в жизни.
Комментарии