Символично, что свой 25‑й день рождения Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» отметил в Год педагога и наставника. Да еще в Петербурге, который принимал эстафету конкурса целых 11 раз! И город, к слову, не подвел. В день закрытия конкурса был зафиксирован температурный рекорд: такой теплой осени не случалось более 80 лет.
Напомним, с 2013 года финал конкурса проводится на родине абсолютного победителя предыдущего года. Право принимать участников конкурса в 2023 году Петербургу подарила педагог историко-краеведческого клуба «Петрополь» городского Дворца творчества юных Елена Стальмак. 90 педагогов из 39 регионов России собрались в городе на Неве, чтобы состязаться в 9 номинациях: техническая, художественная, естественно-научная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная направленности; работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью; «Профессиональный дебют в дополнительном образовании», а также «Наставник-педагог в дополнительном образовании».
Как заметила директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий Оксана Гончарова, конкурс «Сердце отдаю детям» – это сообщество единомышленников, которое создавалось десятилетиями. И знаменательно, что его финал открывает целую плеяду профессиональных конкурсов, которые продлятся до Дня учителя.
По словам Оксаны Гончаровой, российская система дополнительного образования детей уникальна, подобной ей нет в мире. Сегодня ею охвачены более 75% детей, которых обучают порядка 500 тысяч педагогов. В последние годы существенно изменилась инфраструктура дополнительного образования: проведена модернизация, появились «Точки роста», ИТ-кубы, технопарки, кванториумы, создано более миллиона новых мест. В такой системе должен работать педагог компетентный, яркий, способный вести за собой.
Изменения в системе дополнительного образования отразились и на конкурсе «Сердце отдаю детям». Он стал современным, динамичным. Конкурс по-прежнему востребован среди педагогов. Например, в этом году поступило порядка 20 тысяч заявок, более 500 человек стали участниками заочного тура, а 90 сильнейших приехали в Петербург.
Принимать участников и гостей важного педагогического состязания – это не только большая радость, но и большая ответственность. Как подчеркнула генеральный директор городского Дворца творчества юных Мария Катунова, чтобы конкурсантам было комфортно работать, претворяя в жизнь свои методические и технологические задумки, организаторы выбрали лучшие городские площадки. Педагогов принимали Академия цифровых технологий, Академия талантов, инженерно-технологическая школа №777, эколого-биологический центр «Крестовский остров» ДТЮ, туристско-образовательный центр «Балтийский берег».
Старт финальных соревнований был отмечен выстрелом из пушки Петропавловской крепости, а торжественное открытие состоялось в БКЗ «Октябрьский». В своем видеообращении конкурсантов поздравил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, который пожелал педагогам успешно продемонстрировать свои таланты и покорить новые высоты.
Слова приветствия от имени правительства Санкт-Петербурга финалисты услышали от вице-губернатора Ирины Потехиной. В частности, она сказала, что дополнительное образование в Северной столице никогда не было дополнительным. Оно всегда было важной частью образовательной жизни города.
Но, пожалуй, самым проникновенным и запоминающимся стало выступление Героя Труда России, лауреата Государственной премии, генерального директора – генерального конструктора научно-производственного предприятия «Радар ммс» Георгия Анцева. Систему дополнительного образования детей он назвал педагогикой мечты и подчеркнул, что мечта способна победить все бумажные правила. Именно мечтатели двигают вперед науку, открывают новые горизонты, и задача педагогов – научить мечтать и творить так, чтобы потом гордиться своими учениками.
К слову, и Григорий Анцев, и другие почетные гости церемонии: летчик-космонавт Герой России Андрей Борисенко, заслуженный тренер РФ, заслуженный мастер спорта Тамара Москвина – выпускники Ленинградского Дворца пионеров!
Мастера – мастерам
Всегда интересно узнать, что ожидают от конкурса сами участники. Например, педагог Центра дополнительного образования детей города Прокопьевска Кемеровской области Анастасия Растенок (номинация «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности») призналась, что намерена поделиться опытом и почерпнуть новые знания.
– Конкурс для меня – это возможность осмыслить весь наработанный опыт, подвести некую черту и двигаться дальше. Ведь педагог дополнительного образования – личность творческая, у нас постоянно рождаются какие-то идеи, которые в том числе подсказывают дети, – пояснила Анастасия.
И, нужно заметить, что ее опыт высоко оценило жюри: педагог стала лауреатом II степени в своей номинации.
Также надеялась на феерическое общение с коллегами Мария Бешенцева из дома детского творчества №3 Орла (номинация «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью»).
Организаторы конкурса – Министерство просвещения РФ и Профсоюз работников народного образования и науки РФ. Официальный оператор – Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
Приз «Признание профессионального сообщества» от профсоюза завоевал Тимофей Дергалев из Белгорода, победитель в номинации «Педагог дополнительного образования по технической направленности».
– Каждый из нас приехал познакомиться и предложить коллегам свои наработки, – уточнила конкурсантка (забегая вперед, скажем, что она стала победителем в своей номинации). – Жизнь меняется, и конкурс вместе с ней. Моя номинация – относительно новая, я работаю педагогом по вокалу, и у меня занимаются незрячие дети. В прошлом году я написала для них программу «Свет музыки», потому что такие ребята, как никто другой, тонко чувствуют музыку. Она их так вдохновляет, что дети просто поражают своими способностями!
В течение четырех дней каждый конкурсант должен был представить открытый мастер-класс и принять участие в импровизационном состязании «Сетевая интеграция в дополнительном образовании».
Победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» получит единовременное денежное поощрение от Правительства РФ в размере 200 тысяч рублей и выплату в размере 100 тысяч рублей от Общероссийского Профсоюза образования.
Также лауреаты и финалисты конкурса попадут в специальный реестр, которым могут пользоваться руководители образовательных организаций всей страны при подборе кадров.
По мнению члена жюри номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью», педагога центра дополнительного образования «Успех» Белгородского района Белгородской области Александра Квочки, мастер-класс – это интересный формат конкурсного испытания. Конкурсант работает с фокус-группой из коллег и делится с ними опытом, рассказывает, как обучает ребят, при этом иллюстрируя свою работу в зависимости от номинации. В импровизационном конкурсе конкурсанты уже работают в команде из 10 человек, придумывая проект образовательной программы и защищая его перед экспертами, представляющими различные организации в сфере образования.
Поиск новых форматов конкурсных испытаний – это стимул для развития конкурса в целом, убежден член жюри номинации «Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности», заместитель руководителя департамента общего и дополнительного образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Евгений Романенков.
– Такой формат конкурсного испытания, как мастер-класс, заслуживает большого внимания, – говорит Евгений Николаевич. – Провести его со взрослыми труднее, чем с детьми, поскольку не так часто педагоги дают мастер-классы для коллег. Нужно отметить, что педагоги стали более открытыми, креативными. Они предлагают много оригинальных идей и, главное, испытывают потребность ими делиться.
Действительно, в ходе первых двух дней конкурса педагоги показали мастерство в медиатворчестве, карате, греко-римской борьбе, вокале и даже в пожарно-прикладном спорте. Они моделировали процесс научных исследований, танцевали брейк-данс и играли в рок-группе, участвовали в химических лабораторных экспериментах…
По итогам были определены лидеры в номинациях, которые приняли участие в «Педагогическом многоборье» и конкурсном испытании «Высшая лига дополнительного образования детей» – круглом столе на тему «Искусственный интеллект и нейросеть или педагог-наставник. Кто главный в системе ценностей ребенка?». Конкурсанты размышляли, сможет ли нейросеть заменить педагога на каких-то фронтах его работы, и в большинстве своем пришли к выводу, что искусственный интеллект лишь позволит освободить его от выполнения части повторяющихся однотипных задач.
С огнем в сердце
В Большом петергофском дворце Государственного музея-заповедника «Петергоф» было объявлено имя абсолютного победителя конкурса «Сердце отдаю детям»-2023. Символический золотой ключ от детских сердец получила победитель номинации «Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности» Татьяна Воробьева из эколого-биологического центра «Эколог» города Уфы (Республика Башкортостан).
Лучший педагог дополнительного образования страны считает, что не всем дано быть Ломоносовыми и Менделеевыми, но каждому дано право увидеть научное чудо, сделать свое открытие. Татьяна Воробьева убеждена, что дети, которые приходят к ней заниматься, уходят счастливыми, начинают верить в себя, стремятся к изучению науки.
– Я счастлива, когда мне удается разжечь огонь знаний в ребенке, побудить его узнавать новое. Моим Данко, моим главным наставником была мама, которая работала учителем начальных классов. Я всегда вспоминаю, как сидела на уроках мамы, как слушала ее затаив дыхание. Она подарила мне любовь к детям, показала, что педагогика – это свет, что люди, которые дарят свое сердце детям, – это люди самоотверженные, люди большой и широкой души. И как много таких людей я увидела на конкурсе! Поняла, сколько всего нового, интересного происходит в масштабе нашей страны! Мы уже обменялись контактами, и теперь я хочу создать сообщество молодых педагогов, которые стремятся развиваться, идти вперед. Только в интеграции мы можем достигать больших результатов, – поделилась впечатлениями победительница.
И конкурсантам, и гостям было сказано много приятных слов, педагогам вручили заслуженные призы, но самым большим подарком стал, конечно, традиционный праздник закрытия фонтанного комплекса Государственного музея-заповедника «Петергоф» с потрясающим мультимедийным шоу и ярким фейерверком.
Наталья АЛЕКСЮТИНА. Фото автора, пресс-службы Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и с официального сайта Минпросвещения России
Победители в номинациях:
«Педагог дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности» – Константин Чимирев (Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, спортивная школа олимпийского резерва №2);
«Педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности» – Виктор Галеев (Дворец детского и юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга);
«Профессиональный дебют в дополнительном образовании» – Евгения Новикова (Академия талантов Санкт-Петербурга);
«Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности» – Оксана Жирякова (дом детской культуры «Ровесник» г. Челябинска);
«Педагог дополнительного образования по художественной направленности» – Андрей Задубровский (ГБОУ «Воробьевы горы», Москва);
«Педагог дополнительного образования по технической направленности» – Тимофей Дергалев (Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества);
«Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» – Мария Бешенцева (дом детского творчества №3 г. Орла);
«Наставник-педагог в дополнительном образовании» – Евгений Басаргин (центр детского творчества «Содружество» г. Новосибирска);
«Педагог дополнительного образования по естественно-научной направленности» – Татьяна Воробьева (эколого-биологический центр «Эколог» г. Уфы, Башкортостан).
Комментарии