Знание своих прав дает человеку ключ к той двери, за которой открывается правовое пространство, которое, впрочем, люди должны создавать сами своими усилиями, практическими действиями. Именно такая идея заложена в серии обучающих семинаров, проводимых Красноярским институтом психологии и педагогики развития. Его директор, руководитель проекта Борис Хасан рассказывает сегодня, как психологи, педагоги, правозащитники региона в рамках проекта ООН “Содействие развитию образования в области прав человека” стараются помочь сибирякам включиться в конкретные дела, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.
– Борис Иосифович, кто принимал участие в первом семинаре, по какому принципу вы отбирали слушателей?
– Перед тем как назвать участников, мы объявили конкурс. Программа его была намного шире. Она касалась всего гражданского образования, где права человека оказались доминирующей линией.
Мы старались набирать команды из одной местности, причем ставились условия, чтобы они были не столько слушателями, сколько разработчиками программ, потому что наша серия семинаров не носит только просветительский характер. Участники их будут заняты в основном созданием разных социальных проектов. Практика, касающаяся реализации прав человека, у нас была и будет основным критерием.
– Значит, как первый, так и последующие семинары в основном носят практический характер?
– Да, кроме ознакомления с новой информацией люди занимались самостоятельной работой. Каждая отдельная группа сообщала о ситуации в своем регионе с правами человека, с образованием в области прав человека. В результате получена ясная картина сегодняшней жизни в отдаленных районах. Она не может не вызывать тревогу. В городах, поселках, селах накопились негативные явления, налицо недостатки, которые психологи называют ресурсными дефицитами. Это не только материальные, хозяйственные дефициты, но и культурные, бытовые. Особенно распространены такие явления, как отсутствие перспективы, чувства уверенности в будущем. Люди в глубинке, которых реформы по-настоящему еще не коснулись, тяжело переживают, что они оказались на обочине, что их жизнь если и меняется, то только в худшую сторону, а все новое, хорошее проходит мимо них. При этом они не видят своей роли, не готовы что-то изменить в своей жизни и ждут перемен сверху.
Наша главная задача состоит в том, чтобы способствовать изменению такого самоопределения, помочь людям понять, что многое в их руках и они способны изменить жизнь к лучшему, если осознают свои права и начнут их отстаивать.
– Как можно оценить основные итоги семинара, принесут ли его результаты реальную пользу?
– У нас есть реальные представления о дефицитах. Появились первые заявки на сетевое взаимодействие, поэтому проект был представлен как сетевой. Семинар ставил задачу не только рассмотреть проблемы образования в области прав человека, но и изучить психолого-педагогическую технику работы с этим материалом. Она будет нужна слушателям семинара в дальнейшем, поскольку они станут тренерами, специалистами в области преподавания прав человека.
Поэтому нашим слушателям важно овладеть лучшими методиками, технологиями, которые позволят полнее и доходчивее передавать информацию уже их слушателям. Нужно уметь убеждать, говорить так, чтобы тебя слышали, слушали, понимали. Поэтому это второе направление, которому мы стараемся учить.
– Очевидно, ваши слушатели должны стать активными участниками изменения окружающей их действительности.
– У нас все участники проходят обязательную подготовку по социальному проектированию. Материалом для этого являются программы и проекты социальной деятельности, связанные с правами человека, а ресурсом для их реализации – социально-педагогические техники.
– Семинары по темам, планам будут отличаться друг от друга?
– Каждый наш семинар тематический. Первый был посвящен анализу ситуации и общему заходу на социально-культурное проектирование. Второй – концептуальным представлениям, предложениям, выдвижению идей по организации деятельности и институциализации ее. На третьем – слушатели займутся разработкой конкретных программ действий на местах. Мы в самом начале объявили, что готовы работать с теми командами и группами, которые будут впоследствии действовать не только у себя на месте, а фактически станут ресурсным центром, обучающим других, умеющим воспроизводить наши методы, наши техники, наши материалы.
Группы, которые мы обучаем, являются для нас сетевыми партнерами. Через них мы передаем новые методы работы, все время повышаем их квалификацию, совершенствуем ее. Но тогда, когда цикл семинаров первого уровня завершается, те, кто готов выйти на второй уровень, включаются в следующую серию семинаров как тренеры для следующих команд. А мы выступаем как супервайзеры – помогаем, инспектируем и оцениваем их работу.
Мы объединили свои усилия с Институтом повышения образования. С нами Красноярский университет, гимназия “Универс”. Они стали нашими ведущими партнерами. Кроме них есть несколько некоммерческих организаций. Такие, как “Мир без конфронтации”.
– Какова ваша конечная задача?
– Сегодня наша задача состоит в том, чтобы вытащить глубинку. Это очень серьезная проблема. Много социальных инициатив локализуются, аккумулируются в центрах. Здесь собирается мощный интеллектуальный ресурс, но он здесь же и остается. А у нас задача такая: “депровинциализировать” глубинку, помочь людям обрести себя, повысить самооценку, чтобы они не чувствовали себя маргиналами социальными и культурными, чтобы они перестали ощущать себя на обочине. Задача эта не из легких. По коммуникативной оснащенности наш краевой центр очень сильно отличается от глубинки. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Мы углубляем эту пропасть и в результате порождаем нетолерантные формы отношений. Нужно что-то делать, чтобы способствовать некоторому уравновешиванию. И те группы, которые включены в сеть, имеют возможность в ней работать, перестают быть провинциальными, а кроме того, становятся сильным источником идей, социальных программ для собственно хозяйственной деятельности в регионах. Связанные между собой, они быстро находят контакты, быстро “скачивают” информацию. Они учатся ее анализировать. Тогда она становится полезной и для экономического развития.
– Когда вы бывали в глубинке, вас, видимо, поражало, что местные люди ничего не знают о правах человека?
– Права человека для многих людей из глубинки не являются актуальными. Нужно, чтобы они увидели другую жизнь, захотели жить по-другому. Уровень жизни, культуры в селе крайне низкий. В ряде районов – полная разруха, пьянство. Если раньше хозяйства поддерживались за счет дотации, то теперь этого нет.
Сегодня нередко провозглашают: развитие через развитие образования. Это хорошая идея. Но как только в сельскую школу поступит хорошее оборудование, компьютеры, дети начинают получать хорошие, на современном уровне знания, становятся более информированными. Кончается это тем, что выпускники навсегда уезжают из села, потому что там им негде приложить свои силы и знания. И вместо ожидаемого развития в этом селе все остается по-старому. Провинция нуждается в системном развитии, а не только в хорошем образовании.
Мы рассчитываем на то, что люди, которые включаются в программу “Образование в области прав человека”, начнут разрабатывать собственные проекты, развивать в свою очередь партнерские отношения с другими местными субъектами – с хозяйственными, культурными, политическими местными структурами. На это мы сильно рассчитываем. И это является базовой идеологией этого проекта, который мы сейчас разворачиваем.
Те группы, которые нам удалось привлечь к социальному проектированию и сетевому взаимодействию, работают не внутри отрасли, а образуют вокруг себя сильные в творческом отношении команды и разрабатывают идеи, перспективные для своей территории. Например, известное всем Шушенское. Жить и работать здесь в музейном комплексе считалось престижным. Теперь ценности изменились, и надо думать, как сегодня занять молодых людей, чтобы они не уходили в города.
Надо добиваться, чтобы на местах осуществлялись главные человеческие права – на труд, на образование. Действительность такова, что в глубинке эти права не обеспечиваются. Нет средств, нет условий, а право есть. Это опасная ситуация. Мы просто продвигаем правовое сознание, правовую грамотность. А больше ничего не трогаем. Таким образом, мы просто растим оппозиционеров, людей с негативным восприятием действительности. Это противоречие и должно быть в центре внимания этой программы, направленной на его преодоление.
– А способны ли проекты, связанные с конкретными делами, изменить ситуацию?
– На первом семинаре мы получили целую серию конкретных проектных разработок. Одна интересна тем, что предполагает создание культурно-экологического центра Столбы – рядом с заповедником. Группа учителей, студентов, детей решили действовать, начиная с нуля. Под строительство центра выделяется территория – лес на корню. Он и послужит строительным материалом для базы отдыха, которую молодежь будет создавать своими руками. Необходимо дать молодежи возможность ощутить социальную причастность и ответственность за свою жизнь и за жизнь людей своего села, города.
Задачи грандиозные. Чтобы их решить, нужны тысячи и тысячи энергичных людей, жаждущих преобразований, готовых их проводить своими руками. Наша цель – поднять их, вооружить знаниями и умениями.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии