search
main
0

Научит ли логика мыслить?

Л.С.Выготский писал: “Если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить”. Младшему школьнику дай задание выучить наизусть пять определений – он старательно выучит и ждет заслуженной пятерки. И это уже мышление?

Итак, подытожим то, что сказано. Содержание образования – это знания, умения, навыки. Знания – это понятия, суждения, умозаключения. Далее остановимся на умениях. Учителю необходимо представлять, что умения бывают общие и специальные. Из общих умений назовем учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные. В основе любого специального умения лежат интеллектуальные умения, процессы. Чтобы производить фонетический разбор слова, нужно уметь расчленять слово (анализировать) на буквы и звуки, чтобы сравнить климат одной и другой территории, нужно уметь вычленить компоненты (анализировать) климата и уметь сравнить их. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение выделять главное, проводить аналогии, действовать в уме, ориентироваться в пространстве – вот те интеллектуальные умения, которые должен учитель развивать в ученике. Когда учитель задает вопросы, предлагает упражнения, задания, то он просто обязан знать, какое интеллектуальное умение отрабатывается, формируется. Сравните насекомых и моллюсков, расклассифицируйте органические вещества клетки, к каким семействам относятся… Интересно сочетание памяти и мышления, ведь если не помнят насекомых или моллюсков, то и сравнения не получится, тогда, может быть, вспомнят с подсказкой и все-таки продемонстрируют интеллектуальное умение. Если не помнят – повторить, если не умеют – научить.

Таким образом, интеллектуальные умения – это третий интегрирующий компонент обучения. Все мы, учителя-предметники, учителя начальной школы, даем знания в виде понятий, суждений, умозаключений на основе законов логики, формируем единые для всех предметов интеллектуальные умения, изучаем, знаем, учитываем уровни психического развития каждого ученика, постоянно определяем уровни усвоения знаний для корректировки процесса обучения. Вот такой, на мой учительский взгляд, должна быть интеграция методики, логики и психологии в современном процессе обучения.

Татьяна ШАБУРОВА,

зам.директора по учебно-воспитательной работе школы N 6

Качканар,

Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте