Цели и задачи: рассмотреть специфику проблем межличностных взаимоотношений, изучить явления сотрудничества и соперничества с социальной и психологической сторон. Средствами тестирования провести самоанализ учащихся, выявив тем самым характерные особенности стиля поведения, предложить возможные пути преодоления соперничества как разрушительной тенденции взаимоотношений.
Тема сотрудничества и соперничества стара как мир. История изобилует примерами. Это Филипп Второй и Александр Македонский, Моцарт и Сальери и многие другие примеры, когда сотрудничество и родственные чувства были разрушены соперничеством.
Издавна философы и теологи сотрудничество рассматривали как социальную добродетель. Соперничество – как эгоистическое, антисоциальное поведение, которое может принимать жестко соревновательный, агрессивный характер. Соперничество неизбежно приводит к конфликту, который может осознаваться или не осознаваться, носить скрытый или явный характер.
В науке серьезно этот вопрос стал изучаться только в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века.
Термины «сотрудничество» и «соперничество» относятся, по существу, к совместным усилиям и конкуренции, возникающим либо в отношении обоюдно желаемых целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих целей.
Благоприятными для сотрудничества условиями являются ситуации, в которых цель одного человека может быть достигнута только при условии достижения своих целей другими участниками событий. Соперничество или конкуренция – борьба за достижение наилучших результатов, больших выгод, это ситуации, в которых индивидуальные цели могут быть достигнуты только при условии недостижения своих целей другими. Большинство жизненных ситуаций представляют и то, и другое.
Всегда ли люди способны к сотрудничеству? Далеко не всегда. На способность к сотрудничеству влияют многие факторы – возраст, пол, культурная принадлежность, мотивы деятельности. А кроме того, характер взаимозависимости, коммуникативность.
Чаще всего соперничество возникает спонтанно, носит не рациональный, а эмоциональный разрушительный характер. Но не зря мыслители древности говорили: «Научись управлять собой, и будешь управлять миром».
Это означает, что сотрудничеству можно и нужно научиться. Первым шагом должно стать «познание себя». Изучение привычного для самих себя стиля поведения. В самоисследовании, обращении к собственному опыту нам поможет тест. Для выполнения теста мы будем применять синоним слов «соперничество» и «конкуренция» – «противоборство».
(См. Тест).
Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С» (сотрудничество).
Оцените степень выраженности характера вашего поведения.
Тест показал, что в нашем поведении нередко преобладают противоборство, соперничество.
Как же добиться того, чтобы в конкретной деятельности преобладало сотрудничество? Прежде всего следует определить цель сотрудничества. Цель может быть общая, но не всегда осознаваться таковой. Поэтому цель необходимо сформулировать. Ясная формулировка цели позволяет координировать усилия. Иногда высказывается мнение, что при отсутствии цели усилия затрачиваются гораздо более значительные. Следующий этап – определение общих средств достижения этой цели. Определение того, кто, что, как и в какие сроки будет выполнять. Психологи отмечают, что наиболее продуктивна работа групп людей с разным характером, темпераментом и прочими особенностями личности. Но как же быть, когда люди неприятны друг другу, испытывают неприязнь? Эти дисгармоничные моменты можно преодолеть путем тренинга. Повернитесь друг к другу лицом сначала в одну сторону, затем в другую со словами: «Ты не должен (должна) мне нравиться, а должен (должна) работать с собой».
Вы можете почувствовать, что эмоциональное неприятие становится меньше. Что необходимо предпринять для того, чтобы во взаимоотношениях преобладало сотрудничество? Означает ли это, что необходимо приспосабливаться, адаптироваться к любой наличной ситуации в обществе? Конечно, нет. Необходимо попытаться изменить, перестроить ситуацию на основе понимания. Для создания ситуации сотрудничества целесообразно постараться отстраниться от наличной ситуации, выйти за границы происходящего и определить наиболее эффективные пути организации отношений. При наличии неудач и барьеров в решении поставленной задачи необходим поиск путей разрешения проблем. Характер взаимоотношений и тон общения должны в любом случае оставаться эмоционально-позитивными. Конструктивно предпринять следующие шаги:
задать вопросы на понимание и попытаться понять мысли другого или других;
зафиксировать успешные совместные результаты и достижения;
выразить поддержку, свое положительное отношение к личности и поступкам другого;
спросить о согласии, попросить подтвердить правильность своей позиции;
предложить способы разрешения противоречия;
предложить более глубоко осмыслить ситуацию, ответив на ряд специальных вопросов;
попытаться обосновать свои поступки и суждения, интерпретировав их смысл и значение.
Применение таких шагов позволит в значительной степени преодолеть отношения соперничества, позволит направить их в конструктивное русло.
В двадцать первом веке в России и в мире следует переосмыслить принципы межличностных отношений и организацию общественной жизни. Особенно актуально построение таких отношений, при которых каждый сможет реализовать свой творческий потенциал и найти свое место. Отношения должны связывать между собой разных людей, поколения, народы, религии, культуры.
Еще древние египтяне поняли и отразили в своих притчах «золотые правила» отношений.
1. Не в споре рождается истина, а в соразмышлении.
2. Авторитет велик не тем, что навязывает свое мнение, а тем, что возвышает до себя и над собой других.
3. Критерий истины – не мнение большинства, а гармония интересов.
Ирина ДОЛИНИНА, кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного университета
Комментарии