Вопросам межнациональных отношений, которые во всем мире и во все времена были и остаются самыми тонкими и сложными, было посвящено совещание директоров ассоциированных школ ЮНЕСКО Москвы, которое состоялось в Московской городской Думе по инициативе депутата МГД, национального координатора ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ, заслуженного учителя РФ Татьяны Потяевой.
Проблемы социального мира и спокойствия, межэтнической интеграции волнуют как законодателей и политиков, так и простых жителей нашей столицы. Москва всегда была многонациональной, сегодня же, как известно, значительно усилились миграционные потоки в столицу. В числе мигрантов – большое количество детей, которые становятся учащимися московских школ. И именно со школьников, студентов и молодежи нужно начинать работу по социальной адаптации, воспитанию толерантности к иной вере, иному образу жизни. Один из принципов ЮНЕСКО – «Учиться жить вместе». Именно с этой целью – научить ребят жить в мире и согласии с представителями других национальностей – московские школы объединились, создав своеобразную экспериментальную площадку по воспитанию толерантности.
В «круглом столе» в рамках совещания приняли участие руководители школ №№1016, 1148, 1239, 1411, 1531 и Первой московской гимназии. Лидеры образовательных учреждений поделились своим опытом различных форм воспитания толерантности: это и проведение экскурсий по Москве на тему «Религии мира», и создание в школах национальных музеев, и поездки педагогов в республики РФ (в частности, в Абхазию, Беларусь) для оказания местным школам материальной и методической помощи, и создание «Школьной лиги ЮНЕСКО», и участие в международных проектах по изучению иностранных культур, и проведение Дня мира, и даже сочинение ребятами шутливых «мирилок». Серьезное внимание участники заседания уделили проблеме практического внедрения в систему образования теории мирного разрешения конфликтов – медиации. «Школьная медиация» – это инновационная методика и учебная технология, позволяющая охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании ребенка. Метод позволяет создать безопасную среду, благоприятную для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки. Также медиация способствует воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, основанного на уважении и признании ценности и уникальности каждого человека.
Специалисты фонда «Ноосфера», созданного при Первой московской гимназии, предложили разработанные и апробированные педагогические технологии: программа «Игры народов мира», сценарий «Урок толерантности», астрономический клуб, спектакль «Пять красавиц». «Ноосфера» готова предоставить свои разработки, помощь специалистов, литературу всем участникам экспериментальной площадки.
В ближайшем будущем ребят из ассоциированных школ ЮНЕСКО Москвы ждет много интересных событий: празднование Международного дня толерантности в Центральном доме художника, разработка проектов «Толерантность и наука», «Толерантность и литература», «Толерантность и экология», «Толерантность и астрофизика», «Толерантность и математика», литературные вечера и многое другое.
Комментарии