search
main
0

Научился сам √ научи другого Цикл уроков в 3-4-х классах

Тема “Право на образование”. Статья 26

Декларации прав человека
Цель: знакомство с принципом всеобщего обязательного и бесплатного начального образования. (Если есть возможность, лучше эту тему изучать два урока).

Урок 1
Ход работы
1. Выставка эскизов значков, посвященных правам ребенка
На перемене вы рассмотрели рисунки ваших одноклассников. Какие эскизы вам наиболее понравились и почему?
Лучшие эскизы значков мы передадим президенту детской республики “Россиада”. Я думаю, они будут использованы в символике детской республики.
2. Разминка “Анкета”
Вы теперь знаете, что правам ребенка посвящен отдельный международный документ. Попробуем ответить на вопросы анкеты. Анкеты можно не подписывать.

Анкета
1. Что значит Конвенция для вас?
2. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?
3. Что нужно сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?
3. Круговая беседа
Но мы с вами уже говорили, что никто не сможет помочь человеку, если он сам этого не захочет. И поэтому каждый человек должен и сам уметь защитить свои права.
Подумайте, какие права ребенка иногда нарушаются в школе?
А теперь продолжите высказывание: “Для того чтобы самому защитить свои права в школе, нужно…” (Высказывания детей).
4. Знакомство с правом на образование с использованием методики “Критическое мышление”
Давайте разделимся на четыре группы, и каждая выберет руководителя.
1-я стадия – “Вызов”.
Ребята, на сегодняшнем занятии мы будем продолжать знакомиться со статьями Всеобщей декларации прав человека. Мы поговорим сегодня о праве, которое непосредственно касается всех нас, – праве на образование.
Представьте себе, что вы авторы Декларации. Как вы понимаете это право? Как вы бы составили текст этой статьи? Подумайте и запишите у себя в альбоме статью о праве на образование (индивидуальная работа), 5 мин.
2-я стадия – “Осмысление”.
Работа в группах
А теперь прочитайте свои записи в группах и составьте текст общей статьи. Представьте, что вы группа ученых, которая должна представить проект статьи о праве на образование. Все высказывания членов группы, которые совпали, запишите на общем листе бумаги.
(Коллективная работа).
Сейчас каждая группа будет зачитывать свой проект, а я записываю эти высказывания на доске, где у нас должен возникнуть общий текст этой статьи. Совпадение мнений я буду отмечать знаком “+”. Если возникнут вопросы, вы можете их задать группе. Итак, посмотрим, какой же проект статьи, провозглашающей право на образование, мы составили.
3-я стадия – “Рефлексия” (Работа с пособием).
А теперь давайте посмотрим, как формулируется это право во Всеобщей декларации прав человека. Откроем книгу на с.56. Посмотрите, иллюстрация к какой сказке сопровождает эту статью. Вспомним, какой же эпизод из сказки “Приключение Буратино” изобразил художник.
А теперь прочитайте текст этой статьи, подумайте над содержанием и пометьте на полях отношение к прочитанному значками
“+” согласен
“-” не согласен
“?” не понял
(Индивидуальная работа).
Работа в группах.
5. Домашнее задание
На сегодняшнем занятии мы попробовали себя в роли ученых, познакомились с правом на образование. Дома подумайте и расскажите на следующем занятии, как право на образование осуществляется в нашей стране. Вспомните, какие пословицы и поговорки о значении образования сочинил народ, и запишите их в своем альбоме.

Урок 2
(Перед занятием класс делится на четыре группы путем произвольного выбора. В группах выбираются руководители).
Ход работы
1. Разминка “Что говорит тебе кукла”
К нам на занятие пришла наша мудрая Фея. Здравствуйте! Каждому она что-то хочет сказать. А что именно, вы узнаете, взяв эту куклу в руки и глядя ей в глаза. (Ученики по очереди берут куклу, смотрят на нее. Учитель спрашивает у каждого ребенка: “Что говорит тебе кукла?”. Ученик отвечает на вопрос прямой речью).
2. Обсуждение домашнего задания
Давайте вспомним, с какой статьей Декларации мы познакомились на прошлом занятии.
Как же право на образование осуществляется в нашей стране? (Высказывания детей).
Народ всегда ценил образованных и умных людей, поэтому столько пословиц и поговорок сложил об учебе.
3. Аукцион пословиц и поговорок об образовании
Посмотрим, какая группа больше их назовет. Проводим аукцион знаний.
4. Ролевая игра “Заседание в министерстве”
А теперь представим, что каждая группа – это министерство образования.
Подумайте, какие меры вы предложили бы, чтобы каждый гражданин России смог наиболее полно воспользоваться своим правом на образование. (Групповая работа. Обсуждение).
5. Чтение с остановками
1-я стадия – “Вызов”.
На сегодняшнем занятии мы прочитаем рассказ, который называется “Необычный ученик”.
Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Какого ученика можно назвать необычным?
Можно ли сказать, что этот рассказ подходит к теме занятия?

НЕОБЫЧНЫЙ УЧЕНИК
В один прекрасный день в начале учебного года в школу пришел отец и направился прямо в кабинет директора.
– Вы примете моего сына в первый класс? Я уже обращался по этом вопросу в 6 школ, но туда его не взяли.
– А почему его не приняли? В чем дело? – спросил директор.
– Мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.
– Так он может сидеть в коридоре?
– Он не помещается в коридоре, – ответил отец.
– Тогда мы посадим его в спортивном зале.
– Но он не поместится в спортивном зале, – с грустью ответил отец.
– Ну тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, – ответил директор.
– Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь понять и мои причины, – защищался отец. – Вы понимаете, мой Павко – школьник, и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу допустить, чтобы он не получил образования.
Наконец они согласились записать Павко в школу. Он будет сидеть на школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы видеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, он по-прежнему будет сидеть на школьном дворе. Он будет одет в меховую шубу, и на ушах у него будут наушники, поскольку окна будут закрыты. Для того чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить классную доску себе на колени.
На следующее утро Павко пришел в школу. Сидя на школьном дворе, он нарочно переминался с ноги на ногу и голова его достигла трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Но в целом все было тихо. Изумленные дети таращили на него глаза. А Павко? Он просто смотрел на них. Вдруг из окна первого этажа раздался девичий голос:
– Ты из первого класса?
– Я? – спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. – Да, я из первого класса, – кивнул он и улыбнулся этой смелой девочке. У нее было круглое лицо, забавный маленький носик и темные волосы.
– Я тоже первоклассница. Меня зовут Белка, – сказала девочка. – Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?
Павко снова кивнул, но он понял, что у него нет доказательств. Он поднатужился и начал думать. Белка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.
Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднес руку к дому, стало видно, что в его кулаке сидит белка. Он поднес ее к окну и передал Белке.
– Белка! Какая прелесть, – закричала маленькая девочка. – А ты не найдешь для нее шишку?
Павко снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны и показал ребятам, что в его кулаке было полно шишек. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться, страх исчез, потому что они узнали, что, хотя Павко великан, он не причинит вреда даже белке. Дети каждую перемену играли. Когда они играли в золотые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарем. Ему это было легко. Он протягивал ладонь и закрывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Все дети хотели дружить с ним. Но его самым близким другом была круглолицая Белка с забавным носиком и темными волосами.
Мы должны добавить: Павко хорошо учился, и каждый день он получал пятерки в своей школьной тетради.
2-я стадия – “Осмысление”.
Чтение 1-го отрывка
В чем же заключалась необычность ученика?
Как вы думаете, трудно ли такому человеку в жизни?
Чем же закончится разговор директора школы и отца? Ваши предположения.
Что бы вы сделали на месте директора школы?
Что вы можете посоветовать отцу этого мальчика?
Чтение 2-го отрывка
Как будут проходить занятия Павка?
Как дети отреагируют на появление Павка в школе?
Какие чувства возникли бы у вас при встрече с таким великаном?
Чтение 3-го отрывка
Какие чувства возникали у Павка при первом посещении школы?
А какие чувства возникли у школьников при виде Павка?
Как вы думаете, могут ли у Павка появиться друзья?
Не помешает ли рост Павка отношениям с ребятами?
Как же дальше проходил первый школьный день Павка?
Чтение 4-го отрывка
Какая мысль мелькнула у Павка?
Как Павко может доказать, что он добрый великан?
Что вы можете сказать о Белке?
Можно ли ее назвать смелой девочкой?
Что же сделал Павко?
Чтение 5-го отрывка
Почему же дети перестали бояться Павка?
Почему все хотели сдружиться с ним?
Какие черты характера помогли Павко подружиться с ребятами?
Почему же девочка стала самым близким другом Павка?
Как вы думаете, Павко было труднее учиться, чем другим ребятам?
Как бы вы продолжили этот рассказ?
3-я стадия – “Рефлексия”.
Вот и закончился рассказ о Павко и его друзьях.
Почему же этот рассказ мы читали сегодня, обсуждая право на образование?
Какую пословицу можно подобрать к этому рассказу?
А сейчас каждый подумает, если бы у нас в классе появился такой ученик, как бы он помог ему быстрее привыкнуть к школьной обстановке?
Свои мысли запишите в альбом (индивидуальная работа).
Итог занятия.
Кто хочет, может прочитать свои советы Павко. Я думаю, что если и в нашем классе появится ученик, чем-то не похожий на других (а ведь каждый человек неповторим), то он найдет здесь новых друзей.
6. Домашнее задание
Я знаю, как любите вы на уроках решать кроссворды. Мы много говорили об образовании, и знания, полученные вами в школе, помогут вам составить кроссворд, посвященный учебе, школе, учебным вещам.
На следующем занятии вы обменяетесь кроссвордами в парах и попробуете отгадать их.
Тема “Права в области культуры” (Статья 27 Всеобщей декларации прав человека)

Цель: знакомство с правом участвовать в культурной жизни общества, в научном прогрессе и пользовании его благами и результатами.
Ход работы
1. Разминка “Наша школа”
Посмотрите, на доске художник изобразил нашу школу. Но мне кажется, на рисунке чего-то не хватает. (На доске плакат, на котором изображено здание школы).
Не хватает самого главного – учеников. У каждого из вас листок бумаги. На нем нарисуйте свой автопортрет и разместите его в одном из окошек школы. (Дети рисуют и прикрепляют свои портреты к плакату).
Вот наша школа и ожила. Недаром говорят, что каждая школа славится своими учениками.
2. Вспомним домашнее задание
Ваши знания помогли составить кроссворд. А теперь проверим, сможете ли вы отгадать кроссворд соседа по парте. (Работа в парах).
3. Работа с пособием
Знания человек получает не только из учебников, но и из других источников. Каких?
Да, это книги, произведения искусства, общение с людьми и т.д. Одна из статей Декларации посвящена правам человека в области культуры. Прочитаем статью 27. Какая сказка иллюстрирует эту статью? (“Сказка о Золотом петушке”. А.Пушкин). Вспомните содержание сказки.
(Государство, которым правил состарившийся царь Дадон, было вынуждено содержать очень большое войско, чтобы охранять границы от нападения соседей. Но даже большая армия, не зная, откуда последует нападение, не решала проблемы защиты:
Ждут, бывало, с юга, глядь –
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, лихие гости
Идут с моря! Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Тогда царь обращается за помощью к мудрецу, т.е. “ученому”. Этому “ученому” удалось решить проблему с помощью своего изобретения – золотого петушка. В качестве вознаграждения, т.е. гонорара, царь пообещал исполнить любую “первую волю” мудреца. И нарушил свое обещание – не отдал ему шамаханскую царицу, которую тот потребовал в качестве платы за петушка. Отказ от выплаты гонорара дорого обошелся царю:
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы,
К колеснице подлетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… И в то же время
С колесницы пал Дадон –
Охнул раз, и умер он.
А.Пушкин написал свою сказку очень давно, но уже тогда он подчеркнул заключительными словами важность таких ценностей, как жизнь человека и справедливость.
“Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок”).
4. Обсуждение сказочных изобретений
Если мы вспомним и другие сказки, то увидим, что многие волшебные вещи перешли в нашу реальную жизнь. Только немного изменились и усовершенствовались.
Например, ковер-самолет – это…(самолет), сапоги-скороходы – …(машина), тарелочка с наливным яблочком – … (телевизор), ступа Бабы Яги – …(ракета).
Вспомните, какие еще волшебства существуют в современной жизни.
5. Выполнение задания в рабочей тетради
Выполнив задания 14 и 22 в рабочей тетради, вы узнаете, какие продукты научно-технического прогресса используют сказочные персонажи.
6. Игра “Испорченный телефон”
Но иногда даже самые совершенные вещи ломаются. Наша задача – не испортить волшебный телефон.
Давайте сядем в одну линию. Первый задумает слово, а потом передает это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. Последний произносит то, что услышал. Потом первый участник говорит то, что он задумал, а мы сравним, насколько изменился смысл слова.
7. Игра “Круговая беседа”
Но для того чтобы сделать какое-либо открытие или изобретение, необходимы знания. Без знаний невозможно пользоваться современной техникой. Например, компьютером. Недаром в народе говорят: “Научился сам – научи другого”.
Как бы вы продолжили такую мысль: “Если бы я мог научить всех в мире одному делу, то это было бы…”. (Высказывания детей).
8. Домашнее задание
Люди с каждым годом продолжают усовершенствовать свои изобретения и придумывать новые. Вы можете представить себя в роли изобретателя прибора будущего. Эскиз этого прибора можете нарисовать в своих альбомах.
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте