В силу общей переориентации воспитания с коллективистской модели на индивидуалистскую произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям, себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний и чувств других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяются эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей.В связи с этим актуализируется задача разработки системы воспитания учащихся в новых условиях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и с опорой на гуманистический потенциал ее содержания.
ФГОС второго поколения ставит перед учителем важную задачу: воспитание успешной личности, способной решать практические задачи в условиях реального мира и умеющей строить собственную траекторию жизни. Современная воспитательная система призвана обеспечить всестороннее развитие личности каждого ребенка, сформировать у него самостоятельность, ответственность, гражданскую позицию в обществе. Особая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников.Рассматривая процесс воспитания, специалисты выделяют несколько составляющих его элементов: а) формирование у школьников потребности в выработке того или иного качества; б) овладение знаниями о личностных качествах; в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив детей в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах. Участие детей в общественно значимой деятельности дает возможность каждому ребенку попробовать себя в самых различных видах деятельности, учит определять свою роль в общем деле. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Любое взаимодействие взрослого и ребенка несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. В этом контексте возникает острая потребность вести речь не о технологиях формирования должного набора качеств личности в системе регулярно проводимых воспитательных мероприятий различной направленности, а о формировании воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которая возникает только внутри отношений всех участников образовательного процесса, и прежде всего отношений ученика и педагога. Фактически любая атмосфера формирует у ребенка ту или иную систему ценностей, вопрос только в том, что именно воспитывает она в детях. Воспитание ожидаемых обществом гуманистических ценностей может происходить в атмосфере, основанной не только на взаимоуважении, доверии и безусловном признании ценности личности, но и на общей осознаваемой всеми цели и определяемой этой целью совместной деятельности.Включение родителей учащихся в организацию воспитательного процесса в начальной школе будет способствовать естественному и эффективному формированию у детей чувства причастности к школе. Использование совместно с родителями форм и принципов взаимодействия будет способствовать формированию особой школьной общности – коллектива педагогов, родителей и детей, объединенных общими целями и ценностями. Целью такого взаимодействия является в конечном итоге функционирование механизма коллективистской идентификации – определенного типа гуманных отношений, когда личностная позиция ребенка сознательно преобразуется или формируется в соответствии с целями и ценностями, выработанными в ходе совместной деятельности с взрослыми.Разработанная мною воспитательная система «Единство» представляет организацию совместной с педагогами и родителями учащихся личностно значимой для детей деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставниками. В качестве результата воспитательной деятельности рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, а именно личностными компетенциями.При разработке воспитательной системы я опиралась на культурно-исторический, деятельностно-мотивационный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и других. В рамках этого подхода Л.С.Выготским были обоснованы идеи:- становление межличностных отношений в детских группах подчиняется общепсихологической закономерности развития – переходу от непосредственных форм и способов поведения сначала к внешне, а затем к внутренне опосредствованным формам, возникающим в процессе культурного развития;- системообразующим основанием для генеза отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому является совместная деятельность – центральный фактор порождения и развития системы отношений ребенка.Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы «Единство» Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной системе «Единство»:- содержание воспитательной системы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;- воспитательная система ориентирована на воспитание порядочных, интеллигентных людей, уважающих жизнь и мнение других, людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, живущих достойно и счастливо.Цель воспитательной работы: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.Задачи: – оказывать педагогическую поддержку каждому ребенку в процессе его саморазвития;- способствовать сплочению детского коллектива и построению отношений, основанных на взаимопонимании и взаимопомощи;- содействовать развитию нравственного, интеллектуального, художественного, эстетического потенциала, творческих способностей и интересов учащихся;- привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе. Принципы и подходы воспитательной системы:- принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;- принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;- принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;- деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;- личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.Основные направления воспитательной системы «Единство» Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:1. Познавательная деятельность.2. Трудовая деятельность.3. Спортивно-оздоровительная деятельность.4. Художественно-эстетическая деятельность.5. Шефская деятельность.6. Информационная деятельность. (См. схему 1.)Структура воспитательной деятельностиСистема воспитательной деятельности строится через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, то есть на основе соуправления (см. схему 2). Классное соуправление – координирующий орган.Содержание работы органов соуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности.1. Познавательная деятельность – экипаж «Наука и образование»:- интеллектуальные игры «О, счастливчик!», «Звездный час»;- устные журналы «Хочу все знать», «Мое Отечество»;- конкурсы юных сочинителей и художников «Самый, самый, самый»;- диспуты «Любопытство и любознательность», «Легко ли быть умным?»;- викторины из разных областей знаний.2. Трудовая деятельность – экипаж «Труд и порядок»:- организация дежурства в классе «Мы ученики своей школы»;- операции «Росток», «Желтый лист», «Лучшая классная комната»;- экодесант;- деловые игры по ПДД и ТБ;- творческие игры «Твои гражданские права».3. Спортивно-оздоровительная деятельность – экипаж «Спорт и здоровье»:- дни здоровья и спорта;- прогулки в осенний, зимний, весенний лес;- устные журналы «Экология и мы», «Что такое здоровый образ жизни?», «Совершенствуя себя»;- беседы с психологом, школьным врачом;- школьная спартакиада.4. Художественно-эстетическая деятельность – экипаж «Досуг»:- праздники «Мама, милая мама!», «Славим руки бабушки», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», народные праздники;- творческие вечера «Алло, мы ищем таланты!», «День рождения только раз в году»;- КВН «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!»;- турнир знатоков этикета;- ролевые игры «Смешинка», «Маски-шоу».5. Шефская деятельность – экипаж «Забота»:- ролевые игры «Мама спит, она устала», «Приходите в гости»;- беседы «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них», «В дружбе – сила», «Надо ли любить всех?»;- акции «Я и мой сверстник», «Забота – прежде всего», «Мое сердце».6. Информационная деятельность – экипаж «Пресс-центр»:- оформление классного уголка «Посмотрите, мы какие!»;- выпуск классной стенгазеты;- выставки фотографий «Посмотрите, это я», «Я и моя семья»;- выставки рисунков и поделок «Природа и фантазия», «Очумелые ручки», «Семейные традиции»;- оформление классных дел (грамоты, благодарности, декорации и т. п.).Классные экипажи следуют девизу и правилам жизни в классном коллективе.Девиз: «Научился сам – научи товарища!»Правила жизни в классном коллективе: Хотим все знать и все уметь И везде во всем успеть!Старших всех мы уважаемИ в труде им помогаем!Будем вместе мы везде:В учебе, спорте и в труде!Всегда мы вместе отдыхаем,Скуки мы ни в чем не знаем.Любим петь и танцеватьИ культуру соблюдать!Этапы воспитательной системы «Единство» В процессе сотрудничества классного руководителя, учащихся и их родителей складывается система воспитательной работы, становление которой проходит в несколько этапов.1-й этап «Будем знакомы» (1-й класс).Задача – изучение интересов, потребностей, склонностей первоклассников.Формы работы:- часы общения «Давайте познакомимся», «Что я вижу, чем живу», «Познай себя»;- анкетирование «Мои увлечения», «Я и моя семья», «Мир моих занятий»;- альбом-эстафета «Наш класс»;- коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи»;- игра «Путешествие по морю любимых занятий».2-й этап «Ребята! Давайте жить дружно!» (2-й класс) (деятельность по сплочению классного коллектива).Задача – создание благоприятных условий для формирования нормального психологического микроклимата в классе.Создание классных традиций:- походы по родному краю;- выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»;- дни именинника «День рождения только раз в году»;- творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!»;- отчет о работе класса на родительском собрании «Ты, я, он, она, вместе дружная семья».3-й этап «Что один не сделает – сделаем вместе» (3-4-е классы) (развитие соуправления в классе).Задача – воспитание самостоятельности, развитие умения организовать коллективное творчество.Все учащиеся заняты в работе классных ученических экипажей. Каждый экипаж избирает из своего состава комиссара и старшину, а остальные 2-3 человека – его члены.У каждого есть свои обязанности:- комиссар отвечает за работу каждого члена экипажа;- старшина – за выполнение плана в конкретный промежуток времени;- члены экипажа – за дела внутри класса; за общешкольные дела, в которых принимает участие класс; за связь класса с внешкольной и социокультурной средой.Из комиссаров и старшин экипажей образуется совет учащихся класса.Его функции:- подготовка и проведение классных собраний;- анализ деятельности своих членов;- подготовка, составление плана воспитательной работы класса;- подготовка информации – отчета и предложений в вышестоящие органы.Высший орган классного соуправления – собрание класса, во главе которого находится командир. Функции собрания:- заслушивание информации о решениях совета учащихся класса;- принятие решений по вопросам деятельности класса.Для реализации программы используются следующие воспитательные технологии (авторы В.Р.Ясницкая, Т.Ф.Акбашев, Н.М.Филиппова) (см. приложение 1).1. «Любознайка» – один из вариантов организованного общения одноклассников, наполнением которого является интеллектуальное содержание.Цель – формирование опыта интеллектуального общения в процессе совместного обсуждения познавательных проблем.2. «Путь истины» – это путь познания истины через согласование мыслей, решений, действий.Цель – получение школьниками позитивного социального опыта объединения (сравнение, согласование, взаимодополнение, принятие идей, предложений, мнений).3. «Мысль есть творящая сила» – осознание своей готовности к решению жизненных задач.Использование указанных технологий дает двойной эффект: – для учителя это гармонизация отношений в коллективе, чувство удовлетворения, радость, здоровье, конкретная методическая помощь; – для детей это умение общаться, понимать и принимать другого, раскрытие своего творческого потенциала и способностей, самоорганизация (упорядоченность действий, распределение функций, экономия времени).Условия реализации Для реализации воспитательной системы должны быть созданы следующие условия:- изучение мнений, интересов, возможностей детей и их родителей;- изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьника;- тесная связь семьи и школы;- четкое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;- развитие внеурочной кружковой работы – внеурочные творческие мероприятия, участие в городских программах;- творчество, инициатива детей, родителей, педагогов;- создание материально-технической базы;- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.Работа с родителямиИдеальный и самый продуктивный вариант – равноправное дружеское взаимодействие классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие и гармоничное развитие последнего (см. схему 3).Изучение эффективности воспитательной системы Для оценки результативности воспитательной системы «Единство» определены следующие критерии и показатели ее эффективности:1) уровень воспитанности учащихся – продвижение личности в своем развитии (успешность в учении и труде; отношение к обществу, людям, окружающему миру, самому себе);2) уровень развития коллектива;3) удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – мерило степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучие жизни в классе и школе.Используются методики (см. приложение 2):- оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте (С.А.Нетопина);- оценка уровня воспитанности учащихся (Н.П.Капустин);- методика социально-психологической самоаттестации коллектива (Р.С.Немов);- микроисследование «Атмосфера в классе» (Л.А.Байкова);- методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев);- методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н.Степанов).Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее:- у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищенно и комфортно;- более заметными стали успехи учащихся в городских олимпиадах, смотрах и конкурсах;- большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном и школьном коллективах.Воспитательная система «Единство» помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредоточивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Все это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.Список литературы1. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О.С. Богданова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с. 2. Волосеко А.В. Система воспитательной работы в начальной школе [Текст] / А.В.Волосеко // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – №2.3. Воспитательная система класса: теория и практика [Текст]: метод. рекомендации / [Е.Н.Степанов, Т.А.Васильева, С.В.Заваденко и др.]; под ред. Е.Н.Степанова. – М. : Сфера, 2005. – 160 с.4. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: методические рекомендации / [Е.Н.Степанов, Л.В.Байбородова, А.А.Андреев и др.]; под ред. Е.Н.Степанова. – М. : Сфера, 2003. – 128 с.5. Диагностика психического развития детей [Текст] / под ред. Е.В.Гуровой, Н.Ф.Шляхты. – М. : Просвещение, 1992. – 286 с.6. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания [Текст] / Н.И.Дереклеева. – М. : ВАКО, 2005. – 256 с.7. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 1-4 класс [Текст] / О.Е.Жиренко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М. : ВАКО, 2007. – 272 с. 8. Методические рекомендации по организации службы сопровождения в образовательных учреждениях Ленинградской области (для специалистов сопровождения) [Текст] / под ред. С.В.Тарасова. – СПб. : Ленингр. обл. ин-т развития образования, 2007. – 104 с.9. Нетопина С.А. Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте [Текст] / С.А.Нетопина // Классный руководитель. – 1999. – № 3. – С. 30.10. Портал «Сеть творческих учителей». Раздел «Управление воспитательным процессом в школе»: сообщество заместителей директоров по воспитательной работе [Электронный ресурс] / О.А.Фокина // Воспитательная система класса. http: // www. It – n. Ru11. Спутник классного руководителя. 1-4 классы [Текст] / автор-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград : Учитель, 2007. – 152 с.12. Сухарева Л.С. Родительские собрания в начальной школе [Текст] / Л.С.Сухарева. – Харьков : ОСНОВА, 2007. – 144 с.13. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения [Текст]: методические рекомендации/ [Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.]; под ред. Караковского В.А. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 289 с.14. Ученик – учитель – родитель: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы обл. пед. чтений /Департамент образования Нижегородской обл., Нижегородский ин-т развития образования. – Н.Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 180 с.15. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя [Текст]: методическое пособие / Ф.П.Черноусова. – М. : Центр «Пед. поиск», 2004. – 144 с.P.S. Приложения 1-2, на которые идет ссылка в материале, опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/629Татьяна КРЮКОВА, учитель начальных классов средней школы №54 города Прокопьевска Кемеровской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии