За тридцать лет работы в школе я убедился, что есть особые, значительные уроки. Они не связаны со школьной программой, с какими-либо инновациями… Но не замечать их учителю нельзя. Расскажу всего лишь о двух из них.
Сказать про шестиклассника Илью Фомина, что он подвижный, как ртуть, значит, ничего о нем не сказать. Трудно мне приходилось с этим непоседой. Нередко терпел я неудачу, пытаясь во время занятий настроить его на рабочий лад. Родителям было непросто со своим последышем, мы были соседями, и я часто видел, как родители пытались урезонить сына.
…Летом Илья иногда помогал отцу на пасеке. Однажды он заметил, как пчелы яростно изгоняли из ульев трутней. Отец объяснил, что трутни – те же пчелы. Беда их в том, что они не несут мед в ульи, а только поедают чужие запасы, причем в огромных количествах. Медоносные пчелы-работяги, напротив, без устали готовятся к зиме, делая запасы, чтобы выжить и дождаться нектара первых весенних цветов. Поэтому-то им не нужны нахлебники, от которых они сейчас и избавляются. И увиденное, и услышанное поразило нашего непоседу.
Мне как учителю бросилось в глаза на первых же после лета уроках, что Илья стал активен на занятиях, домашние задания выполнял тщательно. И дома крутится мой сосед на подворье, как белка в колесе. То за кроликами ухаживает, то кур, гусей, уток кормит, сейчас вот снег на дорожках расчищает. Дел немало! Но ничего, справляется. А те пчелы спят себе в теплых домиках, сытые, довольные, так как они сами позаботились о себе да еще и Илью уму-разуму научили.
Спящая красавица
Так назвал обычную сову шестиклассник Максим Снегур, когда увидел ее на ели пришкольного сада. Полюбил Максим наблюдать за совой, случалось, что и на уроки опаздывал.
Пернатая действительно была красивая. Серенькая, пушистая, нос забавный, крючком. Спокойная такая, все спит, держась красными коготками за ветку. А однажды один из старшеклассников бросил камнем в спящую красавицу, и она упала в снег, едва шевеля крыльями. Птица еле-еле дышала, глаза были закрыты. Максим чуть не плача бережно взял ее в руки, завернул в свою кофту и отнес домой.
Поначалу налил воды в баночку, сова, к счастью, попила, оживилась. Чуть-чуть поклевала. Через три дня пошла на поправку, начала беспокоиться, будто что-то потеряла. Видно, ей хотелось на улицу, на волю. Максим отпустил ее и стал ждать красавицу на старом месте. Но сова не появлялась.
Но однажды свежим морозным утром спящая красавица вернулась на ель, да не одна, а вместе с целой совиной семьей. Решила, видно, обосноваться на житье при школе. Наш Максим начал очень пристально опекать семью: кормил, присматривал, чтобы ей не навредили. Сам же Максим стал неузнаваем. Во всяком случае на моих уроках все тройки исправил.
Скоро мои подопечные из шестого класса перейдут в следующий класс. Начнутся проблемы переходного возраста. Я к этому очень серьезно готовлюсь, призвав свой опыт, книги по методике и психологии. Но больше надеюсь на уроки жизни, которые непременно придут ко мне на помощь.
Валерий КРЫСЬКО, учитель русского языка и литературы, с. Ермоловка, Пензенская область
Комментарии