«Ребята, убираем тетрадки и учебники. Сегодня на уроке мы будем играть». Если эта фраза кажется вам антипедагогичной или не соответствующей сложившейся образовательной практике, вы отстали от жизни на несколько десятков лет. Или даже сотен.
Игры в образовании возникли не вчера и не сегодня. Они вообще не являются детищем какой-либо педагогической системы или образовательной модели, поскольку известны с зари времен: у детей есть встроенный психологический механизм подражания взрослым, вот они и лепят мокрый песок вместо теста или берут палки вместо мечей и играют. Более того, к играм склонны не только представители нашего биологического вида, играют многие млекопитающие, и уж, конечно, играют наши ближайшие родственники – высшие приматы. Разумеется, в этих примерах речь не идет об институционально организованном образовании, хотя специалисты (например, Даниил Эльконин) считают подобные полустихийные игровые практики необходимыми, а в некотором возрасте и в некоторых случаях главенствующими практиками обучения и самообучения. Даже в таком виде они эффективны, что уж говорить об играх, организованных продуманно и сознательно.Мне не нужно присутствовать целый день в детском саду, чтобы понять, как там дела у моей четырехлетней дочери, мне достаточно по вечерам играть с ней в «детский сад», где я и мама будем детьми, а моя дочь – воспитателем. Нужно только задать интересующую меня ситуацию (например, открытый детский конфликт и реакция на него воспитателя), а ребенок воспроизведет ровно то, что видел и слышал.Мне не нужно объяснять школьнику, тыкая в параграф, что такое химические преобразования и уравнение реакции, мне достаточно взять кубики «Лего» и начать с ним переделывать одни «молекулы» в другие.Мне не нужно выяснять, умеют ли сотрудники быть проактивными, мне достаточно провести проблемную, проблемно-деловую игру или игру живого действия, чтобы не только диагностировать наличие или отсутствие соответствующей способности, но и сделать шаг в ее развитии.Один зарубежный гейм-центр по разработке образовательных игр выделил следующие преимущества подобного метода:Вовлеченность. Если мальчика не интересуют точные и естественные науки, мальчик не гуманитарий! Вероятнее всего, мальчику их плохо преподают. Берем игровой набор химика, придумываем задачку для Шерлока Холмса и играем в ролевую игру с расследованием преступления: и логику подтянем, и химией заинтересуем. Если сотрудники в основной массе не понимают, как и над чем работают другие отделы, придумываем деловую игру (или берем готовую) и тратим день на игротренинг: простой рассказ о буднях IT-отдела не так вдохновит, как игра. Правда, в какой-то момент все равно придется заниматься более-менее рутинным освоением матчасти, а потому помните, что на одной игровой вовлеченности далеко не уедешь. Но плотину сломаешь.Участие. Когда я в университете играл в гандбол, тренер имела замечательную традицию: на первой же тренировке после матча она вручала две-три маленькие шоколадки «Аленка» тем, кто лучше всех себя проявил. Подобная элементарная система «ачивок» (от англ. аchievement – «достижение») является классическим способом игрофикации процесса и может вызвать резкий скачок мотивации. Вот только мотивация эта исключительно внешняя. Одно дело – когда человек буквально горит тем делом, которым занимается, и ему все равно, приобретает он что-то за это или нет, ему и так «в кайф», и совсем другое – когда человек озабочен исключительно получением «ачивок» и работает только на это.Освоение. В процессе игры человек способен перерабатывать тонны информации. Посмотрите, как богат сеттинг игровых хитов вроде Warcraft или Warhammer – это огромные отдельные вселенные, а ведь куча людей разбираются и в особенностях рас, и в нюансах конфликтов. Если правильно инкорпорировать в игру нужное содержание, человек выучит и основы квантовой теории, и нечеткую логику, и макроэкономику. Однако при всем разнообразии возможных жанров игра – это условная модель реальных явлений и процессов, и в этом ее сила и слабость.Приведу простой пример, к играм не относящийся. У нас есть сложная пространственная фигура, деталь хитрой формы, которую нам надо зафиксировать на бумаге. Те, кто помнит черчение или знает геометрию, понимают, что рисовать надо в трех проекциях. И на каждом из трех изображений одни существенные элементы конструкции будут заметны, а другие – нет. Ровно так же обстоит дело и с играми: какими бы громоздкими и навороченными ни были правила (что вообще-то игру не украшает, но об этом чуть ниже), игра не сможет передать все нюансы реальной жизни.Суммируя вышесказанное, приходится констатировать, что игровое обучение не может быть ни единственным, ни главным образовательным методом, хотя в арсенале должно присутствовать непременно. Поэтому прежде, чем кидаться играть с детьми или сотрудниками, или с теми и другими, следует усвоить несколько правил: всегда держите в голове цель, которую планируете достичь. В адекватно организованном процессе средства подбираются под цель, а не наоборот. Если вы хотите использовать игру, потому что это «развивает воображение, коммуникабельность и креативность», повремените и уточните для начала, что конкретно вы под этими абстрактными словами подразумеваете; не изобретайте велосипед. В мире десятки, сотни, тысячи тысяч игр. Некоторая их часть уже применялась в образовании, причем не один раз. Компьютерным играм тут, кстати, повезло меньше, несмотря на огромное их количество, всерьез в образование попали только Minеcraft (для обучения детей алгоритмам) и серия TotalWar, играми которой очень удобно оперировать на уроках истории; если все-таки решились придумывать собственную игру, не усложняйте. Следуйте известному геймдизайнерскому рецепту – «легко освоить, но трудно достичь мастерства». Впрочем, о разработке обучающих игр как-нибудь в следующий раз, эта тема сильно выходит за рамки моего беглого ликбеза. А пока учитесь играть. В конце концов это куда более серьезное дело, нежели большая часть того, чем мы изо дня в день занимаемся.
Комментарии