Президентской премии в сто тысяч рублей, бесспорно, достоин лучший учитель. Но какой он – лучший учитель? Каковы его качества? По каким критериям его выбирать? Задавшись такими непростыми вопросами, я отправилась в петербургскую гимназию №56, которая недавно вошла в десятку лучших школ России. Любопытно было узнать, что думают на этот счет непосредственные участники образовательного процесса – ученики, причем одного из самых продвинутых учебных заведений Северной столицы. В нашем диалоге приняли участие ребята из 11-го «Е» класса: Николай Купцов, Виктор Лужсковский, Валерия Малышева.
Первый вопрос, на который юные собеседники попытались ответить, звучал так:
– Какими, на ваш взгляд, качествами должен обладать учитель – претендент на президентскую премию?
Виктор: По-моему, такой учитель прежде всего должен быть сильным в профессиональном плане. От него зависит, какие знания получат ребята, с каким базовым потенциалом они выйдут из школы. В то же время очень важны человеческие качества.
– А что вы цените в учителе?
– Доброту, готовность помочь, пойти навстречу.
Валерия: Мне кажется, для учителя не менее важно такое качество, как умение заинтересовать ребенка, пробудить в нем потребность учиться. Увлечь своим предметом, своей областью знаний. Что касается человеческих качеств, то я, так же как и Виктор, ценю доброе отношение к ученику, понимание.
Николай: Конечно, учитель должен сочетать в себе и профессионализм, и чуткость. Без профессионализма добрый человек не сможет дать определенных знаний, умений, которые ученик потом использует в дальнейшей жизни. Но и профессионал без уважительного отношения к подопечному хорошим учителем не будет. Самая большая ценность, когда тебя понимают, могут войти в твою ситуацию, прибегнуть к компромиссу.
Виктор: Я бы даже сказал, когда видят немного дальше. Приведу такой пример: я не прочитал произведение, но учительница литературы сказала: «Прочти, оно тебе понравится». И, действительно, мне очень понравился роман «Мы» Замятина. Учитель словно угадал то, что я могу почувствовать при прочтении.
– Как вы думаете, какими критериями нужно руководствоваться, отбирая лучших учителей? Чье мнение важнее: взрослых или ребят?
Валерия: Нельзя отдавать предпочтение кому-то одному: либо детям, либо преподавательскому коллективу. Мы, например, видим всего нескольких учителей, которые ведут у нас те или иные предметы, и не знаем об остальных. К тому же нам неизвестно, как люди готовятся к уроку, что они читают, чем увлекаются. То есть процесс от нас скрыт, налицо лишь результат. И в то же время пренебрегать мнением учеников, наверное, не стоит, поскольку мы сами являемся основной оценкой работы учителя.
Николай: На мой взгляд, действительно выбирать должны профессионалы. Они понимают в педагогической деятельности гораздо больше, чем мы или наши родители. К мнению учеников можно только прислушаться.
Валерия: К примеру, если у оценочной комиссии возникли какие-то спорные вопросы, она может провести опрос среди учеников и уже на основе полученных результатов делать выводы.
Подытожить беседу я попросила директора гимназии № 56, заслуженного учителя РФ Майю Борисовну Пильдес. Мы начали с самого сложного: улучшит ли качество образования президентская премия?
– Улучшить качество образования в России можно серьезными и глубокими изменениями. Наши проблемы, с моей точки зрения, в том, что мы хотим сделать многое, не вкладывая в это никаких средств. Понимаете, для того чтобы реформировать систему, качественно ее изменить, нужно прежде всего улучшить качество жизни учителя. Каждого учителя. Учитель должен жить по-другому. Может быть, тогда в нашу профессию придут молодые, талантливые, образованные специалисты. Помимо изменения условий жизни учителя нужны качественные изменения в плане его подготовки. Школы должны быть по-другому, качественно, оснащены. Не секрет, что в России до сих пор есть школы, где нет телефона. О каком интернете тогда может идти речь? Другими словами, чтобы улучшить качество образования, нужна серьезная государственная программа, а не единичный проект.
– Майя Борисовна, а что такое, на ваш взгляд, качество образования?
– Для меня это качественно образованный школьник. Школьник, который хочет и умеет учиться, и понимает на выпуске, куда ему двигаться дальше. Могу привести как пример нашу, как нам кажется, правильно концептуально выстроенную школу. Мы определили три ключевые фразы, под которыми в идеале должен подписаться каждый ученик. Если каждый ученик начальной школы скажет «я люблю свою школу», считайте, начальная школа выполнила свою задачу. Если ученик среднего звена скажет «я люблю и умею учиться», значит, задача средней школы тоже решена. Она сумела научить ребенка учиться и привила любовь к великому таинству учебы. Если наш выпускник на выходе из школы выбирает свой жизненный путь и желает учиться дальше, миссия старшего звена исчерпана. Задача школы – помочь человеку понять, для чего ему нужно учиться, и сделать все от нее зависящее, чтобы стремление к знаниям сопровождало человека всю жизнь.
– Какими же качествами должен обладать лучший учитель?
– Знаете, восточная мудрость гласит: учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится. Я говорила выше, что для меня качественно образованный ученик – это тот, кто умеет и хочет учиться. Учитель высшей пробы – это тот учитель, который умеет и хочет учиться. Учитель – ученый. В нашей гимназии, кстати, очень много таких учителей. Один из них – заслуженный учитель РФ, историк Александр Николаевич Васильев. Это учитель, у которого невероятно высокий уровень культурного, профессионального развития, который бесконечно потребляет знания, обогащая ими себя и детей. Мне кажется, именно такое качество должно быть главным и единственным критерием.
Комментарии